logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока:

Познавательные: познакомить учащихся с условиями выбора гласных в суффиксах существительных -ек- - -ик-, систематизировать языковые факты, относящиеся к данной теме, развивать у учащихся способность в совершенствовании культуры своей речи.

Практические: формировать умение видеть орфограмму "Гласные в суффиксах -ек- - -ик-", повторить словообразовательный разбор, орфограмму "Правописание суффиксов -чик (-щик)", развивать речь учащихся.

Общепредметные: развивать логическое мышление учащихся, учить делать выводы, классифицировать языковые явления, развивать орфографическую зоркость.

Ход урока

I. Орг. момент

II. Синтаксическая пятиминутка.

Записать предложение, произвести синтаксический разбор, составить схему.

Припекало солнце, и поверхность моря сверкала серебряными искрами.

III. Повторение изученного.

Распределите слова в два столбика. Графически выделите орфограммы.

Рассказчик, заказчик, летчик, барабанщик, советчик, экскаваторщик, разведчик, каменщик, стекольщик, буфетчик, перебежчик, переписчик.

-чик-

-щик-

IV. Сообщение темы. Работа по теме.

Чтение стихотворения учителем.

О грамоте и о больной ноге.
Один неграмотный пришел с поклоном к грамотею:
- Будь другом, напиши письмо, а то я не умею...
- Нет, не могу, нога болит,  -ответил хмуро тот. -
Через неделю приходи, авось нога пройдет.
- Да разве пишешь ты ногой? - неграмотный спросил.
- Нет, мне по адресу с письмом ходить не хвати сил.
Почерк у меня такой, трудись хоть целый год,
Но без меня мое письмо никто не разберет. 
(В. Гончаров)

- Что нужно было грамотею для того, чтобы не ходить самому с письмом к адресату? (Правильно и красиво писать)

- Что значит "правильно писать"? (Писать без ошибок, грамотно)

- Какие пословицы и поговорки о грамотности вы знаете?

Кто в грамоте горазд, тому не пропасть.

Ложка нужна, чтобы щи хлебать, а грамота, чтобы знания черпать.

Век живи - век учись.

Не стыдно не знать - стыдно не учиться.

Если хочешь познать истину, начинай с азбуки.

Грамоте учиться - всегда пригодиться.

Сперва аз да буки, потом другие науки.

Без грамоты, как без свечки в потемках.

Ученье - свет, неученье - тьма.

- В пословицах и поговорках скрывается народная истина. С какой мудростью поделились с нами далекие предки? Каков общий смысл этих высказываний? (В жизни, в первую очередь, важно быть грамотным человеком)

- Запишите слово ГРАМОТНОСТЬ, подчеркните буквы, в написании которых можно ошибиться. Произведите словообразовательный разбор слова. (Грамотность-грамотный-грамота)

- Умению грамотно писать, т.е. грамотности мы учимся на каждом уроке русского языка. Сегодня вы станете грамотнее еще на одно правило. Вы научитесь безошибочно писать гласные в суффиксах существительных -ек- - -ик-. Запишите тему урока.

Посмотрите на вспомогательную таблицу и попробуйте объяснить, почему в слове ДОМИК суффикс -ик-, а в слове ГОРОШЕК - -ек-.

Им. пад.

Род. пад.

горошек

горошка

домик

домика

Вывод: гласная с суффиксе -ЕК- беглая, при склонении она не сохранилась.

Откройте учебник, прочитайте правило.

Тренировочные упражнения.

Запись с комментированием. Графически выделить орфограммы.

Внучек, горошек, диванчик, огурчик, калачик, звоночек, карандашик, комочек, листочек, ключик, молоточек, ножичек, мальчик, огонечек, орешек, сыночек, цветочек, кирпичик, кустик, листик, мостик, носик, стульчик, свисточек.

- При помощи суффиксов -ек- - -ик- предметы становятся меньше. Ср.: орех-орешек, самолет-самолетик. Такие суффиксы называются УМЕНЬШИТЕЛЬНО-ЛАСКАТЕЛЬНЫМИ. К ним относятся и такие: -ушк, -ышк, -иньк, -инк, -еньк.

- Запишите существительные барабанчик, вагончик, рубчик, трамвайчик слева в столбик, выделите суффикс. Какой смысл приобретут эти существительные, если в них букву ч заменить буквой щ? Запишите подученные слова справа, выделите суффикс.

V. Самостоятельная работа (дифференцированно)

В слова вставить пропущенные буквы, графически выделить орфограмму.

Вариант 1.

Овражек, человечек, уголочек, кулечек, денечек, пенечек, огонечек, пузыречек, ножичек, веничек, следочек, попугайчик, трамвайчик, зайчик, комарик, стаканчик, фонтанчик, балкончик, гвоздик.

Вариант 2.

В саду зацвел душистый горошек.

Летчик готовился к очередному полету.

Через овражек перекинут мостик.

Гонщики должны были пройти на байдарках до острова.

Он был неутомимый спорщик.

В дверь позвонил разносчик телеграмм.

VI. Итог урока.

VII. Домашнее задание.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.