logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Тип урока: повторительно – обобщающий.

Цель урока: повторить, обобщить  и закрепить знания и умения учащихся по теме «Сложные предложения и знаки препинания в них».

1. Задачи урока:

- Актуализировать и систематизировать теоретические знания по теме «Синтаксис сложного предложения»

- Исследовать синтаксические конструкции через их сравнительный   анализ

- Развивать умение грамотно проводить синтаксический разбор сложных предложений

- Развивать умение работать с заданиями ЕГЭ.

Универсальные учебные действия:

Познавательные УУД:

Обобщение и систематизация теоретических знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них.

Коммуникативные УУД:

Сотрудничество учеников в паре, умение донести свою позицию и понять других

Регулятивные УУД:

Контролирование своей деятельности по ходу и через результат выполнения заданий

Личностные УУД:

Умение оценивать свои и чужие действия, стремление к активной деятельности.

Методические цели:

Осуществление контроля  с обратной связью, с диагностикой ошибок и оценкой результатов деятельности;

Осуществление индивидуализации и дифференциации процесса обучения;

Осуществление самоконтроля и самокоррекции;

Осуществление в процессе усвоения учебного материала тренировки и самоподготовки учащихся.

Осуществление дифференцированного подхода.

Учащиеся разделены на группы:

Группа со средним уровнем обученности (1-ый вариант)

Группа с высоким уровнем обученности (2-ой вариант)

Оборудование урока: мультимедийная презентация, карточки-тесты, «Слепая схема», карточки с самооценкой и взаимооценкой.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Лингвистическая  разминка.

А) Задание: выписать слова, образованные неморфологическим способом.

Всякий ли сегодня знает, что волхвица – это и знахарка, и гадалка, она видит прошлое и будущее. В верованиях древних славян волхвицы могли исцелять и детей, и взрослых.

Ответы:  всякий, прошлое, будущее, взрослых

Взаимопроверка и выставление оценок в лист самоконтроля

Б) Задание: Укажите предложение с грамматической ошибкой (с нарушением

синтаксической нормы)

кадр:

1) Поток машин, орудий и повозок с грохотом катился по узкому мосту.

2) Мать явно была обижена бестактностью сына.

3) Вышивка получилась не так красива, чем у подруг.

4) В «Руслане и Людмиле» А.С.Пушкин передал многое из того, что слышал от Арины Родионовны.

кадр:

1) На собрании группы обсуждали вопросы дисциплины и нет ли возможности досрочно сдать зачёты.

2) Я знаю, что придет время, когда по морям будут плавать пароходы из стекла.

3) В прошлом веке немало спорили о «Преступлении и наказании» Ф.М. Достоевского.

4) Описанные в книге подвиги и приключения волновали меня необычайно.

кадр:

1) Мы прилетели в Сингапур согласно расписанию.

2) На фабрике «Трёхгорной мануфактуре» устроили праздник бывшим работникам этого предприятия.

3) В комнате стояли столы, стулья, книжный шкаф.

4) Отрываясь от книги, я как бы своими глазами видел сверкающие шлемы и мечи.

кадр:

1) Альпинизм не только закаляет физически, но и воспитывает чувство взаимовыручки.

2) Жители города проводят свой досуг в театрах и концертных залах, на стадионах и спортплощадках.

3) Достойны уважения те, кто сам уважает окружающих

4) И.С.Тургенев в своих романах исследовал проблемы, волнующих многих его современников.

Проверка выполненного задания:

(одну часть листочка, на котором выполнялось задание,  учащиеся сдают учителю, а по второй части осуществляют самопроверку).

Самопроверка: (кадр 7)

Ответы:

1) 3;    2)  1;   3)  2;    4)  4

Выставление оценок в лист самоконтроля.

3. С какими предложениями  вы работали, выполняя лингвистическую разминку?

(Ответы: с простыми предложениями, СПП)

Откройте тетради, запишите тему урока: «Повторение и обобщение знаний о сложных предложениях и знаках препинания в них»

Исходя из темы урока, скажите, какими должны быть  цели нашего урока?

(Ответы: Закрепить знания о ССП, СПП и БСС предложениях, уметь определять их и ставить знаки препинания, уметь определять значения в БСП, готовиться к ЕГЭ)

4. Актуализация знаний.

Вопрос классу: Как классифицируются сложные предложения по типу связи?

В чём основное отличие ССП, СПП и БСП?   Свой  ответ аргументируйте.

5. Практическая работа.

Задание: Определите тип сложного предложения, оформив ответ следующим образом:

ССП – …,                            СПП – …,                            БСП - …

1. Полосы света распластались на припорошенной снегом дороге, и вокруг

фонарей задрожали тёмные круги.

2. В то время,  как она выходила из гостей, послышался звонок.

3. Внимание матросов привлекла мачта корабля, на верхушке которой

орал чёрный кот.

4. Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг.

5. То ветер подует и тронет верхушки берез, то лягушки зашелестят в

прошлогодней траве.

6. На дворе шёл пронизанный солнцем дождь и тихо шептались молодые листья

на дереве.

7. Было бы гораздо лучше, если бы орел вообще не интересовался мышью.

8. Жужжат пчелы, летают хлопотливо шмели, порхают бабочки.

Проверка выполненного задания:

Ответы:

ССП  -  1, 5, 6

СПП  -  2, 3, 7

БСП  -  4, 8

Взаимопроверка выполненного задания и выставление отметок в лист самоконтроля.

6. Беседа.

- Как классифицируются сложноподчинённые предложения?

- К какому слову главного предложения относится придаточное определительное, на какой вопрос отвечает и посредством каких союзных слов связывается с главным?

-  Каковы особенности придаточных изъяснительных предложений?

-  Какие обстоятельственные придаточные предложения выделяются по значению?

7. Самостоятельная работа.  (Предложения распечатаны на карточках)

Задание: реально оцените свои способности и выберите посильное предложение для синтаксического разбора.

Карточка 1. I вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Принесён был к чаю черничный пирог от вида которого все оживились задвигались и весело заговорили.

«4»

Впереди показалась широкая река и когда всадники подъехали и спешились то увидели что мост снесло наводнением.

«5»

Астрономы считают что хотя кометы астероиды и метеориты стороной облетают нашу Землю никак нельзя утверждать что когда-нибудь столкновения не произойдёт.

Карточка 1                                              II вариант

Расставить знаки препинания, произвести синтаксический разбор выбранного предложения, составить схему предложения.

«3»

Мы поехали в музей экспозиция которого была обновлена и интересно составлена.

«4»

Растение живет и размножается под землей так что  если вы увидите стайку  ландышей

в лесу нужно иметь в виду что вы видите одно растение.

«5»

Тот  который писал и к которому обратился Борис  досадливо обернулся и сказал ему  что Болконский дежурный и чтоб он шел налево в дверь, в приемную  коли ему нужно видеть его.

Самопроверка постановки знаков препинания и составления схем предложений

8. Актуализация знаний. (Продолжение)

9. Работа со «Слепой схемой» (Систематизация знаний о БСП) по вариантам.

10. Проверка работы с последующей самооценкой.

Вопросы классу: Когда в БСП ставим точку с запятой?

Когда в БСП ставим тире?

Когда в БСП ставим двоеточие?

11. Самостоятельная работа.

Карточка №2

Задание: Распределите следующие предложения согласно  значениям и знакам препинания (по вариантам, дифференцированное задание)

Знак препинания

Значение

Номера предложений

,

Перечисление

;

:

Причина

Пояснение

Дополнение

-

Время

Условие

Сравнение

Противопоставление

Следствие, вывод

Быстрая смена событий

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Не выбрали предложения__________________________________

Карточка №2

Вариант № 1 Задание: Исправьте пунктуационные ошибки там, где нужно,  и распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания  (Знаки препинания расставлены)

Будет завтра хорошая погода  -   пойдём в лес.

Вдруг чувствую  -  кто-то дёргает меня за рукав.

Посмотрит  -   рублём подарит

Автор пишет:  « Цель поэзии – познание мира и самопостроение человеческой личности в процессе познания».

Большинство сходилось на одном:  старые законы никуда не годятся..

Лица у грузчиков были потные,  ноги худые,  на руках синие жилы.

Тем летом я впервые не ездила в командировку:  управление разрешило мне остаться в Москве.

Борис поднес  резец к металлу  -   брызнули во все стороны раскаленные искры.

Жара всё усиливалась: становилось тяжело дышать

Смелые побеждают  -   трусливые погибают.

Судьба изобретателя   -   это судьба его изобретений.

Слабо шурша,  падали шишки,   вздыхая,   шумел лес.

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Не  выбрали предложения____________________________________

Вариант № 2. Распределите номера предложений согласно их значениям и знакам препинания (Знаки препинания не расставлены)

Будет завтра хорошая погода пойдём в лес.

Вдруг чувствую    кто-то дёргает меня за рукав.

Посмотрит рублём подарит

Автор пишет   Цель поэзии – познание мира и самопостроение человеческой личности в процессе познания.

Большинство сходилось на одном    старые законы никуда не годятся..

Лица у грузчиков были потные    ноги худые    на руках синие жилы.

Тем летом я впервые не ездила в командировку управление разрешило мне остаться в Москве.

Борис поднес  резец к металлу брызнули во все стороны раскаленные искры.

Жара всё усиливалась  становилось тяжело дышать

Смелые побеждают трусливые погибают.

Судьба изобретателя это судьба его изобретений.

Слабо шурша падали шишки вздыхая шумел лес.

Какие предложения  вы не выбрали в качестве примеров? Почему?

Не выбрали предложения________________________________________

Взаимопроверка и выставление оценок в листки самоконтроля.

Вопросы классу: Какие предложения вызвали наибольшую трудность?

Какие предложения не являются примерами постановки знаков препинания в БСП?

(4– предложение с прямой речью;   11  - тире между подлежащим и сказуемым).

11.  Подведение итогов урока. Рефлексия.

Какие цели  мы  поставили в начале урока?  Подумайте, каждый из вас достиг ли этих целей?

Какие получили результаты?  Заполните лист самоконтроля.

Что вызвало особые затруднения?

12. Домашнее задание. Вариант №1 – выписать из текстов худ. Лит. 6 БСП с разными знаками препинания, определить значения;  2 предложения ССП, и 2 – СПП.  Произвести полный синтаксический разбор  одного из них.

Вариант №2  – упр. 495. Озаглавить текст, переписать, расставляя  знаки препинания и указывая типы предложений. Произвести синтаксический разбор одного сложного предложения.

Спасибо за урок. Оценку получит каждый, общую за урок, исходя из оценок, выставленных в листках самоконтроля и оценок за лингвистическую разминку и синтаксический разбор предложений.

Лист самоконтроля

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.