logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цели урока.

1. Познавательный аспект: развивать устную и письменную речь уч-ся, опираясь на художественные тексты, музыку, личные наблюдения  подготовить уч-ся к написанию сочинения-описания.

2. Развивающий аспект: развивать умение логически, последовательно излагать свои мысли, творческое, ассоциативное  мышление.

3. Воспитательный аспект: привитие  эстетического вкуса учащимся,воспитание любви к родной природе.

Форма урока-творческая мастерская

Оборудование.

Мультимедийный проектор, фотоэтюды с зимними зарисовками, аудиозаписи произведений Г.Свиридова, раздаточный материал /распечатанные тексты/,  жетоны-снежинки.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Мотивация "Хочу всё знать".  Индуктор.

Добрый день! Я рада встрече с вами.Думаю,что наша сегодняшняя встреча станет для нас встречей хорошего настроения, добра и красоты.

А помогать нам в этом будут музыка, живопись и, конечно, самое драгоценное – это слово.

Музыка. Спокойная, расслабляющая. Слово учителя (релаксация)

-Закройте глаза. Представьте, что над вами простирается безграничное голубое небо, а земля вдыхает свежий, морозный запах. Необычайная тишина стоит кругом. Вдруг что-то лёгкое, пушистое коснулось вашей щеки, и вы медленно открываете глаза.

-Какие образы возникают в вашем воображении? Какие чувства у вас вызвала музыка?

3.Самоконструкция. Откройте тетрадь, пропустите 3 строки и запишите их.

Послушаем, что у вас получилось. Пополните свой список словами других ребят.

-Какое слово встречалось чаще других? (зима)

слайд 2. Фотоэтюд. Посмотрите на фотоэтюд и попробуйте сформулировать тему нашего урока.

слайд 3. Зимняя сказка

-Почему не просто зимний лес, а  зимняя сказка? В чём отличие? (зимою мир кажется волшебным, таинственным).

Что мы будем создавать? (сказочную картину зимнего леса, по-другому-пейзаж)

-Что такое пейзаж? (работа со словом).

4.Объявление темы, цели урока. 

Тема урока Запись в тетради.

И этому мы будем учиться у выдающихся мастеров слова, художников. Также мы будем учиться создавать собственные тексты, выражать свои мысли и чувства.

-Сформулируйте цель нашего урока. (Наша основная  цель-подготовка к сочинению-описанию по теме «Зимняя сказка»). 

-Что значит описание?

-Что может быть объектом описания? (природа, человек, животное)

-По какому плану строится описание?

5.Работа с планом (на доске)

1.Общее представление 

2.Описание  деталей.

3.Отношение автора к тому, что он описывает.

- Какие существуют типы речи?

-А трудиться мы с вами будем в творческой мастерской. Почему в творческой?

Слово учителя.

Какое слово является главным, ключевым в нашем уроке? Что значит ключевым?

ЗИМА. Вслушаемся в него, произнесём  его.  Какая она, зима? Попытаемся расшифровать.

6.Актуализация знаний »Я это знаю»

Подберите сущ. и прилаг., отражающие ваше отношение к зиме,запишите. Работа в парах.

(сказочная, волшебная, удивительная, чудесная, бесконечная, жестокая, грозная, весёлая).

(колдунья, волшебница, чародейка, красавица, старуха, фея).

-Какие ещё ассоциации у вас возникают, когда произносим слово зима?

Снег - блестящий, пушистый, белый 

Запись в тетрадь. Музыка

-С какими звуками ассоциируется  зима? (записать в тетрадь)

(скрип снега, треск льда, завывание ветра)

-Какие запахи наполняют  это пространство?- записать

-А есть ли что-то живое в природе, характеризующее это время года?     

(чирикают воробьи, тенькают синицы, щебечут снегири)

-Какие бы снежные краски вы выбрали, чтобы нарисовать словесную картину зимнего леса?

-А кем бы вы себя могли представить в этом чудесном царстве зимы?

7.Пластика. Слепите из себя скульптуру (физ. минутка)

(Все вместе: вы - дерево, ветви которого тянутся ввысь, встали на цыпочки, потянулись вверх, помахали плавно руками влево, вправо)

-Теперь произнесите  слово сказочная зима про себя, шёпотом, с удивлением, восторгом.

Такие чувства испытываете вы. А какие чувства испытывают художники, когда говорят о зиме?

Картины каких художников вы знаете? Давайте познакомимся с ними.

8. Работа по картинам    художников-пейзажистов

Пейзаж-толкование слова (в тетрадь)

1.Грабарь »Февральская лазурь»

2.Юон »Конец зимы»

3.Остроухов» Конец зимы»

-Что объединяет эти картины? (любовь к природе и восхищение её красотой)

-Так, при  помощи  кисти и холста признавались художники в своей любви к зиме.

-А теперь давайте увидим и услышим то, как изображали зиму известные мастера слова.

9. Работа с текстом. Анализ текста.

Прочитаем выразительно текст Соколова-Микитова и проанализируем его.

-Какова тема текста? Что это такое?

-Его основная мысль? (красота русского леса)

-Найдите ключевые слова, отражающие тему текста (глубокие сугробы, кружевные белые арки) 

-К какому типу относится текст?

-Какие изобразительные средства  использует автор. Вспомним их .

10.Теория литературы

Олицетворение 

Сравнение       

Эпитет             

Метафора       

-Какова роль изобразительных средств? Можно ли обойтись без них?

-Помогала ли вам музыка?

11. Вывод:

-Мы обратились к изображению природы в разных видах искусства. Какой изображают  природу композиторы, поэты, художники?

(Они изображают её такой, какой видят, стремятся передать то, то их привлекло, взволновало).

-А сейчас самый ответственный момент-момент творчества. Раз вы стали частью этой зимней сказки, многое увидели, услышали, почувствовали, то вам не составит труда создать свою зимнюю сказку. Помогут вам в этом слова-помощники, с которыми вы работали в течение урока.

Можете сочинять в прозе, а кто-то, возможно, и в стихах 

12  Итоги урока. Рефлексия.

-Я благодарю вас за радость общения во время нашей совместной работы.  А теперь мне хочется узнать ваши чувства и мысли о нашем уроке.

На снежинках написать:

самое интересное на уроке-

самое полезное-

самое удивительное -

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.