logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель урока. Активизация активного закрепления. 
Задачи урока. 

Обучении применению правил при письме изученных орфограмм (Правописание суффиксов –ек-, –ик-; правописание –цы-,- ци-)

Развитие орфографической зоркости и фонематического слуха.

Отработка умений работать в паре, группе.

Формирование здоровьесберегающих навыков (физминутки, офтальмотренаж или зарядка для глаз).


Оборудование: мультимедиопрезентации, карточки для работы групп, круг-сигналы для обратной связи, мульфильм. 

 

Ход урока 


I Организация класса. 
1 слайд Введение в урок. 
Начнём урок со слов писателя К. Г. Паустовского «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». 
Открывая всё новые и новые тайны нашего языка, мы убеждаемся в этом каждый урок. 

Эмоциональный настрой и разогрев рук. 
- Разотрите ручки, повернитесь друг другу, прикоснитесь ладошками к ладошкам соседа – почувствуйте тепло, поддержку своего одноклассника – настройтесь на активную, совместную, дружную работу на уроке. 

II Минутка чистописания. 
Анимированный плакат и росчерки из карточек с образцом письменных букв в узорах. 

Внимание, внимание – минутка чистописания! 
Ручки правильно возьмём, 
Буквы повторять начнём. 
Без нажима, но с наклоном, 
Пишем письменно, красиво 
Не мельчим, не укрупняем. 
Золотую высоту выбираем. 

По ссылке переход на анимированный плакат «Письменные буквы. 
Прописываем следующие буквы ЦЦЦ ццц (из плаката) и росчерки на ту же букву (бланки с образцом на партах) 

III Объявление темы и целей урока. 

Чтобы тему нам узнать 
Нужно постараться 
Быть внимательным друзьям 
И не отвлекаться. 

1 слово из названия нашей темы нужно собрать из частей других слов. 

Приставку возьмите из слова: подъём; 
Корень - из слова: водить; 
Окончание - из слова: учим. 

кликнуть в 4 слайде Подводим….. 

2 слово получим, если вы ответите на вопрос: В какие классы поступают дети после детского сада? 
кликнуть в 4 слайде первые 

3 слова получим, если назовём следующую фразу одним словом "завершение работы" 
кликнуть в 4 слайде итоги 

Тема урока: "Подводим первые итоги" 
кликнуть в 4 слайде Цель: развивать умения пользоваться правилами по алгоритму для грамотного правописания слов, учиться работать в группах, в парах, давать полные правильные ответы, быть внимательными. 

IV Актуализация знаний. 

1) Словарная работа. 
Даны звуковые схемы словарных слов – запишите их правильно обозначив буквами, назвать орфограммы (буквы б\гл. непроверяемые и буква парн. согл по зв/гл.) 

[карман] – клик карма΄н [гарох] – клик горо΄х [гараш] - клик гара΄ж 

2) 6 слайд Правописание суффиксов –ек-, -ик-. 
Измените слова карман, горох, гараж – назвав их уменьшительно. (устно) 

Карманч.к – 
Горош.к - 
Гараж.к - 

Какая орфограмма появилась? (Буквы е-и в суффиксах –ек-, -ик-) 
Что помним про орфограммы? (их всегда следует проверять, используя правило. А чтобы не ошибиться при письме, нужно оставлять «окошко» на месте орфограммы.) 

Итак, работаем по алгоритму: 

1) клик в 6 сл. Запишу слово с «окошком» на месте орфограмм. (появляются слова) 
2) клик в 6 сл. Вспомню правило и подберу проверочные слова. 
переход по ссылке "правило" на 7 слайд, затем возврат на 6 слайд. 

3) клик в 6 сл. Запишу букву орфограммы и выделю её. 

Дети произносят правило: 
Чтобы из суффиксов –ек-, -ик- выбрать правильный, нужно изменить слово по команде вопроса : нет кого? (чего?) или назвать слово во мн. ч. Если гласный звук в суффиксе пропал, следует писать –ек-, если остался, - - ик- 
Нет чего? во мн. ч. 
Карманчик – карманчика, карманчики - и 
Горошек – нет горошка, горошки - е 
Гаражик - нет гаражика, гаражики – и 
клик на 6 сл. Вывод: нужно всегда проверять букву гласного в суффиксах –ек, – ик по правилу. 

Переход в 6 слайде по ссылке «видео» Мультипликационный ролик "Суффиксы –ек, -ик" 

3) Переход по ссылке «физминутка» Физминутка 

4) 8 слайд Прочтите стихотворенье из бланка по чистописанию или на экране: 

Цыплёнок в цирке выступал, 
Играл он на цимбалах, 
На мотоцикле разъезжал, 
И цифр он знал немало. 

Назовите слова на изученные в этом году орфограммы. 
- Это интересно! Цимбалы – музыкальный струнный инструмент. Играют на цимбалах деревянными палочками. Звук получается нежный, звенящий, напоминающий гусли. 
Включить ссылку со звучанием цимбал. 
Вспомним правило. 

5) Правописание сочетаний –цы-, -ци-. 

Вспомним правило: 
На конце слов в сочетаниях цы пишется ы, также в словах –исключениях: цыплёнок, цыкнуть, цып-цып, цыган, цыц. 
В середине слов пишется ци с буквой и 

Работа в группах. 
Задание для групп: 
Прочитайте слова. Определите орфограммы. Вспомните правило. Выберите те слова, которые требует задание для каждой группы. 
Слова для 1, 2, 3 гр: Умельц., ц.ферблат, ц.ганёнок, уральц., ц.трус, ц.плята, 
Слова для 4, 5, 6 гр Удальц, ц.клон, ц.кнуть, панц.рь, скворц., на ц.почках. 

1 гр. 4 гр. Выбрать слова с цы на конце слов(поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву) 
2 гр. 5 гр. Выбрать слова с ци в середине слов. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву) 
3 гр. 6 гр. Выбрать слова с цы в словах-исключениях. (поставить галочки у этих слов и вставить нужную букву) 

Выходят представители групп, встают в группу, где прикреплены карточки с сочетаниями - на доске. Выступающие от групп называют слова, а учащиеся в классе показывают на круг-сигналах буквы ы или и. 

Образец карточки для групп 1гр, 4 гр. 

1) Выбрать слова с сочетанием –цы- на конце слов 
2) Вспомните правило. 
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова. 
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву 

1 гр

4 гр.

Слова  на –цы-, в конце

Слова  на –цы-,в конце

умельц_

удальц_

ц_феблат

 

ц_клон

ц_ганёнок

ц_кнуть

уральц_

панц_рь

ц_трус

скворц_

ц_плята

 

на ц_почках


Образец карточки для групп 2 гр., 5 гр. 

1) Выбрать слова с сочетанием –ци- в середине слов 
2) Вспомните правило. 
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова. 
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву 

2 гр

5 гр.

Слова  на -ци- в середине

Слова  на –ци- в середине

умельц_

удальц_

ц_ферблат

ц_клон

ц_ганёнок

ц_кнуть

уральц_

панц_рь

ц_трус

скворц_

ц_плята

на ц _почках


 
Образец карточки для групп 3 гр., 6 гр. 

1) Выбрать слова с сочетанием –цы- в словах-исключениях 
2) Вспомните правило. 
3) Поставьте галочку в соседней клетке напротив нужного слова. 
4) Вставьте только в выбранные вами слова пропущенную букву

3 гр

6 гр.

Слова  на –цы- искл

Слова  на –цы- искл

умельц_

удальц_

ц_ферблат

ц_клон

ц_ганёнок

ц_кнуть

уральц_

панц_рь

ц_трус

скворц_

ц_плята

на ц _почках

  
Диктовка. 

Запись слова выборочно под диктовку в 3 столбика. 
Умельцы, скворцы, циркуль, цыганёнок, цивилизация, цыкнуть. 
Проверка на 10 слайде 
цы в конце ци – в середине цы - искл 
умельцы циркуль цыганёнок 
скворцы цивилизация цыкнуть 

Взаимопроверка. 

Вывод: нужно всегда помнить правило правописания -цы, -ци. 
V Домашнее задание: (выдаётся на индивидуальных карточках), составить словарный диктант из слов на правописание суффиксов -ек, -ик и слов с сочетаниями -цы,-ци. 
VI Итог урока. Рефлексия. 

Ребята, ответьте каждый для себя на 3 вопроса по теме урока. 
Что я знаю? Что умею? Что могу? 
Я знаю… правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци-. 
Я умею… проверять, подбирать проверочные слова на изученные правила правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци-. 
Я могу … записывать слова, пользуясь правилами правописания -ек-, -ик-; -цы-,-ци- . 
Работа на компьютере онлайн 

Задания по теме урока с проверкой и оценкой результата 
Класс работает с круг сигналами, а отдельные по очереди работают на компьютере (вывод заданий на большом экране).

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.