logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель: познакомить учащихся с суффиксом –чик-(-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего и правилом написания букв ч и щ в суффиксе; подвести к пониманию необходимости образования для получения профессии.

Задачи:

I. Обучающие:

научиться узнавать суффикс –чик-(-щик-) со значением профессии;

научить правильно писать суффикс –чик-(-щик-);

научить устно рассуждать и письменно графически объяснять условия выбора правильного написания букв ч и щ в суффиксе;

научить употреблять слова с изученной орфограммой в речи;

продолжить формирование умений делать выводы по тексту.

II. Развивающие:

развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся;

развивать умение сравнивать и рассуждать, обобщать, делать выводы;

развивать кругозор и словарный запас учащихся, раскрывая лексические значения незнакомых слов, используя синонимы;

развивать навыки самостоятельной работы в группах, творческое мышление и память.

III. Воспитательные:

воспитывать потребность в знаниях, вызвать интерес к изучаемой теме;

воспитывать уважение и любовь к родному языку;

воспитывать стремление реализовать свои возможности;

воспитывать умение слышать и слушать своих товарищей.

Тип урока: комбинированный

Методы:

Репродуктивный (для формирования знаний, умений, навыков):

знать правила употребления суффикса -чик- (-щик-);

формировать умения определять условия выбора, правильного написания суффикса;

формировать навык осмысленного использования суффикса со значением профессии в связанной речи;

формировать умения анализировать дополнительную литературу к уроку.

Наглядный (для повышения внимания к изучаемой теме, для развития наблюдательности, творческого мышления).

Практический (для развития практических умений и навыков).

Аналитический (для анализа языкового материала по теме: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего»).

 

Ход урока

I. Организационный момент. Приветствие.

– Здравствуйте, ребята. Мы рады вас видеть. Перед нами сегодня стоит нелегкая задача: показать нашим гостям, на что мы способны, что знаем и умеем, поэтому соберитесь с мыслями, и у вас все получится.

Вы все являетесь учениками. На разных уроках чему-то учитесь, постигая азы той или иной науки, в том числе изучаете основы русского языка.

II. Постановка цели и задач.

– Ребята, на предыдущих уроках мы с вами работали над приставкой, а сегодня давайте вспомним, что такое суффикс? (Суффикс – значимая часть слова, которая стоит после корня и обычно служит для образования новых слов).

– Мы с вами сегодня продолжим наше знакомство с удивительным, огромным миром суффиксов. Этим морфемам в нашем языке доверена трудная, но интересная работа, так как они образуют новые слова, обогащают наш язык. Каждый суффикс имеет свое определенное значение, учит нас видеть характер слова.

А знакомство будет необычным. Мы соединим изучение суффиксов с информацией о профессиях. Ведь на уроках обществознания мы говорим об обществе, изучаем его составляющие: семья, школа.

На последнем уроке мы рассуждали о том, что ученик – это профессия. А другие профессии озвучим сегодня. Поэтому тема урока: «Суффикс -чик- (-щик-) со значением профессии прошлого и настоящего».

– Откройте тетради и запишите число и тему уроку.

III. Изучение нового материала.

1) Создание проблемной ситуации.

– Посмотрите на записанные слова с суффиксом -чик- (-щик-).

Что обозначает в этих словах значимая часть слова – суффикс -чик- (-щик-)? (Обозначает человека по профессии, специальности и роду деятельности).

2) Словарная работа.

– А что такое профессия? Что обозначает это слово? (Разные ответы учеников).

– Давайте обратимся к этимологическому словарю. Мясялимова Алина подготовила нам сообщение об этом слове. («Профессия – заимствовано в XIX веке из французского языка. Буквально – объявление о своей специальности»).

– А теперь давайте научимся правильно произносить и писать это слово.

– Произнесите это слово по слогам так, как оно пишется. (Один ученик вслух по слогам произносит слово).

– Какая орфограмма в этом слове? (Удвоенная буква «эс»).

– На какой слог падает ударение? (На второй слог).

– Еще раз произнесем это слово хором и запишем его в словарь.

– Составьте с ним словосочетания. (Будущая профессия, интересная профессия, профессия врача и т.д.).

– Составьте с этим словом предложение. (Ответы учащихся).

3) Знакомство с разнообразным миром профессий.

– А вы уже задумывались всерьез о своей будущей профессии, как герой стихотворения В.В. Маяковского «Кем быть?»:

У меня растут года,
будет и семнадцать,
Где работать мне тогда,
чем заниматься?

– Какие профессии вы знаете? (Ученики называют, разглядывая Слайд).

– Да, профессий много, выбирай на вкус! А ведь выбор профессии – важное, значимое дело в жизни, откладывать на потом не стоит, задуматься над вопросом «кем быть?» надо уже сейчас. А пока ваша задача – овладевать знаниями, учиться, чтобы потом стать грамотными специалистами.

4) Знакомство с правописанием суффикса –чик-(-щик-).

– А теперь узнаем правило выбора согласной в суффиксе –чик-(-щик-), научимся его применять.

– Давайте на время превратимся в ученых и попробуем, внимательно рассмотрев картинки, ответить на вопрос: когда в суффиксе –чик-(-щик-) у существительных пишется буква ч? Может быть, вы заметили какую-нибудь закономерность? 

– А буква щ?

– Итак, делаем вывод: в суффиксе существительных –чик-(-щик-) после букв д,т,з,с,ж пишется буква ч, в остальных случаях пишется буква щ. 

– Откроем учебники на странице 102, проверим наши выводы и посмотрим как оформляется эта орфограмма. 

– А чтобы вы лучше запомнили эту орфограмму, послушайте сказку. Называется она «Братцы-мастера»:

«В стране Грамматика, почти на окраине ее обширных земель, жили-были два братца – суффиксы –Чик и – Щик.

Старший брат Щик был трудолюбивый: рано вставал, собирался да за дело принимался. А младший между тем в постельке лежал, потягивался, с боку на бок переваливался.

В городе, где они жили, народ был работящий, деловой, и Щик с удовольствием им всем помогал. Мастера свое дело знали, но никак не могли обойтись без Щика. Сами посудите, что ни мастер, так обязательно в конце у него Щик появлялся: обой-щик, забой-щик, стеколь-щик. Вскоре работы стало так много, что братец Щик перестал с ней справляться, тогда мастера решили заставить работать и второго братца – Чика, но это было непросто: сам он трудиться не хотел. Вот к нему и приставили сторожей, которые работать его заставляли. Это были буквы д,т,з,с,ж. С тех пор так и повелось: как только в слове появляются эти буквы, Чик принимается за работу. Сами смотрите: смаз-чик, лет-чик, развед-чик».

IV. Закрепление.

– Давайте потренируемся в применении нового правила.

1. Лексический диктант. (Оформлен в виде кроссворда).

– По лексическому значению определите слово, обозначающее человека по профессии и по роду деятельности. Объясните написание букв в суффиксе –чик-(-щик-).

Тот, кто перебежал к врагу, изменник (перебеж-чик);

Рабочий, специалист по бетонным работам (бетон-щик);

Тот, кто подносит, доставляет что-нибудь (поднос-чик);

Рабочий, специалист по кирпичной каменной кладке (камен-щик);

Рабочий по проходке горных выработок (проход-чик);

Рабочий, специалист по типографскому набору (набор-щик);

Работник, ведущий учет кого-нибудь, чего-нибудь (учет-чик);

Человек, занимающийся продвижением чего-либо, кого-либо, куда-либо (пиар-щик);

Рабочий, занимающийся смазкой чего-нибудь (смаз-чик);

Работник бани, обслуживающий посетителей (бан-щик).

– Какие современные профессии вы увидели? (Пиарщик).

– Что вы о ней знаете? (Один ученик рассказывает о профессии пиарщика).

2. Работа с учебником.

– Дальше работаем с учебником. Из упражнения 244 в два столбика записать слова с суффиксом -чик-(-щик-), условия выбора буквы объяснить графически.

Задание дети выполняют самостоятельно в тетради.

Проверка осуществляется с интерактивной доской:

– Какие слова выписали в первый столбик? Почему?

– Какие слова выписали во второй столбик? Почему?

3. Игра «Корректор».

– Давайте поиграем в корректора. Исправьте допущенные ошибки в предложениях:

Барабанчики яростно колотили в барабаны.

Побывав у заказщиков, Саша зашел на минутку к сестре.

В Нижнем буфетчик рассчитал меня.

По колеблющимся мосткам сновали грузщики.

Рабочие передавали сменчикам станки.

Жестянчики работали на глазах всей улицы.

Резко сигналили шоферы, покрикивали возщики, сновали агенты, грузщики в форменных фуражках.

4. Комплексный анализ текста.

– Прочитайте текст:

«Главный и неиссякаемый источник языка – сам народ: крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики, у которых, что ни слово, то золото.

Вы услышите много удивительных рассказов от встречных паромщиков, переводчиков, корзинщиков, рыбаков и охотников – от тех людей, чей труд связан с постоянным пребыванием среди природы.

Слушая эти рассказы, вы прикоснетесь к богатым источникам русского языка». (По К.Паустовскому).

– Определите тему текста. (Источники русского языка).

– Найдите предложение, в котором выражена основная мысль текста. (Первое).

– Объясните постановку тире в этом предложении. (Подлежащее и сказуемое выражены существительными в И.п.).

– Какими членами предложения являются слова крестьяне, паромщики, пасечники, корзинщики, лесные объездчики? (Однородными).

– Почему перед ними стоит двоеточие? (Слово народ – обобщающее).

– Найдите в тексте профессии с суффиксом –чик-(-щик-), выпишите их и графически объясните правописание суффикса.

Проверка осуществляется с интерактивной доской.

5. Знакомство с профессиями прошлого.

1)-Ребята, выполняя сегодня разные задания, мы убедились, что названий профессий – великое множество. С возникновением новых технологий появляются новые слова, обозначающие профессии, род деятельности человека.

– Какие вы знаете?

– А вот какие профессии существовали в недалеком прошлом расскажут нам ребята, подготовившие сообщения.

Сообщение 1. Лудильщик. 

Стишок про лудильщика, парня веселого.
Он плавит свинец и блестящее олово.
Он варит лекарства в походной аптеке
Больной сковородке, кастрюле-калеке.
Он чайник исправит – и чайник здоров.
Он врач сковородок, профессор котлов.
Он лечит кофейнику носик и донце,
И старый кофейник сверкает, как солнце.

Лудильщик раньше ходил по дворам и чинил дырявую посуду.

Сообщение 2. Старьевщик. 

Эй, старичок «Старье берем»!
Что ты несешь в мешке своем?
– Несу башмак без каблука,
Один рукав без пиджака,
Смычок без скрипки и ошейник,
Безносый чайник и кофейник
Да котелок из чугуна,
Насквозь проржавленный, без дна.

Старьевщики тоже ходили по дворам, собирали подержанные вещи, негодные в употреблении. Обычно они кричали: «Старье берем!». Сейчас сбором ненужных вещей занимаются организации.

Сообщение 3. Точильщик. 

На педаль нажимая ногою,
Он вращал колесо ремешком.
Колесо он носил за спиною,
А ходил по дорогам пешком.

Раньше на улицах, во дворах домов слышались крики точильщика: «Точу ножи! Топоры точу!». Точильщик носил нехитрый инструмент: наждачный круг, который приводился в движение ремнем или вручную.

2)– Ребята, а сейчас дополните пословицу «Делу время – потехе…» (час).

– Образуйте от слова «час» название профессии с суффиксом -чик-(-щик-). (Часовщик).

– Эта профессия из прошлого или современная?

– Она из прошлого, но существует и сейчас.

Часовщиком могут назвать любого специалиста, имеющего отношения к часам: и дизайнера, и торговца. Но только того, кто своими руками создает или чинит механизмы, можно назвать часовщиком в полном смысле этого слова. Другое название этой профессии – часовой мастер.

Знаменитый часовой мастер из Петербурга К. Чайкин, автор механизма уникальных астрономических часов.

– Вот какие интересные истории мы услышали.

6. Самостоятельная работа.

– А теперь проверим, хорошо ли вы запомнили новое правило. Выполните задания теста, вписав правильно согласные в суффиксы. Не забудьте подписать листы работ.

I вариант.

В каком слове пишется Щ:

буфет…ица

груз…ик

прессов…ик

объезд…ик

В каком слове пишется Ч:

развед…ик

пиль…ик

камен…ик

спор…ик

II вариант.

В каком слове пишется Щ:

перебеж…ик

вертолет…ик

рассказ…ица

надсмотр…ик

В каком слове пишется Ч:

компьютер…ик

экскаватор…ик

автомат…ик

обман…ик

– Внимательно проверьте свои работы и сдайте тетради с домашним заданием, вложив в них листы с тестами.

V. Итоги урока. Домашнее задание.

– Мы познакомились с хорошими и разными профессиями. Вам в недалеком будущем знания сегодняшнего урока можно использовать при выборе своей будущей деятельности или профессии. Но кем бы вы ни были, не забывайте быть грамотными.

И не забудьте записать домашнее задание:

Выучить орфограмму №33, письменно составить диалог, используя названия профессий с изученным правилом (к уроку русского языка).

Подготовить устно сообщение на тему: «Что это за профессии: приказчик, мальчик, фонарщик, извозчик?» (к уроку обществознания).

VI. Рефлексивно-оценочный этап урока.

– Довольны ли вы тем, как прошел урок?

– Сумели ли вы показать свои знания?

– Что вам в этом помогло?

– Нам очень понравилась работа класса. Всем большое спасибо.

Урок окончен.

Спасибо за работу!

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.