logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Цель урока: освоение знаний о ветре и отражение этого явления в русском языке и художественных образах.

Задачи:

Образовательные:

сформировать представление об образовании ветра, познакомить с видами ветров (бризы, муссоны);

научить описывать ветры разной силы; сформировать представление о значении ветра, ознакомить с розой ветров;

повторить правописание слов данной тематической группы, показать отражение образа ветра во фразеологии и художественной литературе.

Развивающие:

развивать логическое мышление на основе причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра;

развивать умение определять направление ветра;

развивать устную речь учащихся, умение строить рассказ по картинке, навыки мелодекламации, навыки правописания.

Воспитательные:

воспитывать любовь к природе и родному языку, научить видеть красоту окружающего мира, воспитывать глубокое уважение к науке, открывающей загадки окружающего мира.

Оборудование урока: учебники географии и русского языка, сказка Н.Абрамцевой "Сказка о ветре”, запись песни о ветре из к/ф "Дети капитана Гранта”, презентация к уроку, "Музей ветра” (флюгер, барометр, картины художников с изображением ветров, географические карты, диалектизмы Кольского полуострова, фото парусника "Седов”, ветродвигателя), словари.

План урока.

География:

Причины возникновения ветров.

Бризы и муссоны.

Значение ветра.

Определение направления и силы ветра.

Филология:

"Ветер” с точки зрения науки лингвистики.

"Ветер” в русской фразеологии.

"Ветер” в языке поморов.

"Ветер” в художественной литературе.

Ход урока

 

Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе,
Не боишься никого,
Кроме Бога одного…

А.С.Пушкин

Звучит песня о ветре из кинофильма "Дети капитана Гранта”.

Учитель географии: Объяснение целей и задач урока.

Учитель литературы: Соединение сегодня в одном уроке разных предметов неслучайно. Ведь каждое явление природы, каждое явление нашей жизни, каждое событие изучается разными науками. Только соединение усилий разных наук даёт целостную картину окружающего мира.

Ветер же – это не только интересное природное явление, но это ещё и излюбленный образ народной поэзии и всей художественной литературы. Образ ветра отразился и в языке русского народа, во многих фразеологизмах. Ветер и будет сегодня героем нашего урока.

Кому не знакомы с детства эти слова:

Ветер на море гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в волнах
На раздутых парусах…

Или в другом варианте:

Ветер весело шумит,
Судно весело бежит
Мимо острова Буяна
В царство славного Салтана –
И желанная страна
Вот уж издали видна…

Конечно, это любимая всеми "Сказка о царе Салтане” А.С.Пушкина. Но есть о ветре и много других сказок. Одну из них сочинила писательница Наталья Абрамцева.

Мелодекламация сказки Н.Абрамцевой "Сказка о ветре” (Сергунин, Лебедева, Борисова)

Наталья Абрамцева. Сказка о Ветре.

Жил-был Ветер. Хорошо жил. Весело. Время было жаркое, а потому везде и всюду Ветру радовались. Подует Ветер с поля – запах горячих колосьев принесёт. Люди довольны. Ну, а уж если с моря Ветер влажную солёную прохладу принесёт – люди радуются, нарадоваться не могут.

Ветер умел делать множество вещей. Он дружил с мельницей: помогал молоть золотое зерно. Умел надувать парус лодки и гнать её по синему морю. Умел сушить стираное бельё не хуже солнца. И даже страницы книг умел листать Ветер. Правда, не всегда в нужную сторону.

Так было летом. но вот пришла осень. Холодная, сердитая осень. Небо затянулось серыми тучами. Полил сильный дождь. Все по домам попрятались. И люди, и кошки, и собаки, и зайцы, и волки. Вот только Ветер на улице остался. Не было у него дома.

"Попрошу людей пустить меня в дом погреться”, – решил Ветер.

Подлетел Ветер к самому красивому дому, постучал в окно:

– Пустите меня, пожалуйста! Это я, Ветер! вспомните, как мы дружили летом. сейчас мне холодно…

Но люди плотнее закрывали рамы и отходили от окон.

"Они не узнали меня”, – подумал Ветер. Снова постучал в окно, снова пожаловался на осенний холод и дождь, снова попросил пустить его в дом погреться.

Но люди не понимали слов Ветра. Им казалось, что он просто гудит за окнами.

Вдруг кто-то окликнул Ветер. Слова то звенели, как острые холодные льдинки, то казались мягкими и тёплыми, как снежное одеяло. Конечно, это был голос Зимы

– Ветер! – позвала Зима. – Не плачь, Ветер! Я подарю тебе накидку из снежинок. Лёгкую, красивую…

И Зима бросила Ветру накидку из прекрасных снежинок. Ветер примерил накидку и остался очень доволен.

Когда люди посмотрели в окна, они увидели Ветер в снежной накидке и не узнали его. Таким красивым он был.

– Какая красивая новогодняя метелица, – говорили они.

А Ветер летал по заснеженному лесу, размахивал накидкой из снежинок, и ему было немножко обидно, что не ему радовались люди, а красавице метелице.

Учитель географии: Что же такое ветер? Толковый словарь утверждает, что ветер – это движение, поток воздуха в горизонтальном направлении. Но Толковый словарь знает о ветре не всё. Предоставим слово науке Географии, которая рассказывает о ветре подробнее, точнее…

Проблемный вопрос.

– Представьте, что вы находитесь в загородном доме. Зимний вечер, за окном вьюга. Вы сидите перед камином, в котором горят дрова. Куда девается дым? Почему он не заходит в комнату? (Дым выходит в трубу, вытягивается в трубу).

– Почему дым вытягивается в трубу? (На уровне топки и вершины трубы разное давление воздуха. На уровне топки атмосферное давление больше, а на вершине трубы меньше. ( При подъёме на каждые 10,5 м давление уменьшается приблизительно на 1мм) Дым движется из области высокого давления в область низкого).

Такое явление – движение воздуха из области высокого давления в область низкого проявляется не только в вертикальном, но и в горизонтальном направлении)

– Назовите пример такого явления. (Ветер)

Слайд. Атмосфера Земли Ветры Земли

– Известна шутка "Отчего ветер дует? Оттого, что деревья качаются.” На самом деле главная причина возникновения ветра – неравномерное нагревание земной поверхности, а от неё и воздуха, и разница в атмосферном давлении.

Направление и сила ветра.

Задание:

Подчеркните значения пониженного давления одной линией, повышенного – двумя:

1. 765мм 755 мм
2. 741мм 770 мм

Покажите стрелками, в каком направлении будет дуть ветер в этих двух случаях.

765 > 755
741< 770 мм

– Где ветер будет сильнее? (Во втором случае).
– Почему? (Чем больше разность давления, тем сильнее ветер, тем больше его скорость).

Задание: Вставьте в предложение пропущенные слова:

Чем больше … , тем больше сила (скорость) ветра.

Показ слайда с ответом.

Обращение к эпиграфу урока.

Учитель литературы: У Владимира Высоцкого в одной из песен есть такие слова: "Мы говорим не ветры, а ветра…” Скажите, а как надо говорить правильно с точки зрения литературных норм? Ветры или ветра? Оказывается, обе формы допустимы, только "ветра” подчёркивают суровость – о тёплых, ласковых ветрах не скажешь "ветра”.

Итак, если говорить о ветре с точки зрения русского языка, то мы отметим, что от существительного "ветер” можно образовать целый ряд однокоренных слов. Давайте посоревнуемся. Кто за тридцать секунд составит самое большое гнездо однокоренных слов к слову "ветер”.

Учитель географии: – Мы с вами говорили о скорости ветра. Теперь работаем с форзацем учебника, описываем признаки одного из ветров: штиль, слабый ветер, сильный ветер, шторм, ураган.

Нам поможет таблица имён существительных, которые обозначают объекты наблюдения:

шест
дым
деревья
дом
небо

Задание: Подберите прилагательные и глаголы к данным существительным, чтобы получилось словесное описание из ветров.

Работа по форзацам.

Учитель литературы: Наши "учёные”-географы хорошо поработали, описывая разные ветры. А теперь самое время поработать "учёным”-лингвистам. Давайте выясним значение фразеологизмов, связанных со словом "ветер”. (Игра с использованием слайда: учитель называет фразеологизм, учащиеся дают толкование). Последний фразеологизм в игре:

Попутного ветра!

Учитель географии: Попутного ветра желали тем, кто отправлялся в дальнюю дорогу по морю. Очень важным становится поведение ветра для человека, оказавшегося в море… Особенно зависели от ветра жители нашего края, поморы, ведь их промыслы всегда были связаны с морем.

Сообщение ученика о влиянии ветра на поверхность моря.

Учитель литературы: В нашем уроке ещё одна лирическая страница.

Известно ли вам, ребята, что гимн Кандалакши, созданный Кольским поэтом Николаем Колычевым, начинается с образа ветра? Первая строфа этого стихотворения звучит так:

Словно ветер в дремучей душе лесной,
Словно лёгкой волны поглаживанье…
Ах, как нежно звучит, как шелестно:
Кандалакша моя, Кандалакша моя.

Поэт услышал в названии города шум ветра. Колычеву принадлежит и стихотворение, в котором он утверждает, что ветер имеет цвет. А ведь мы сами убедились, когда описывали разные ветры, что ветер действительно имеет цвет…

Спросил слепой:
– Какого цвета дождь? –
И долго я молчал. И не ответил…
– Не знаешь? – Он задумался. –
Ну что ж,
Скажи тогда, какого цвета ветер?
Не услыхав ответа моего,
Он усмехнулся и заметил:
– Скверно,
Что ты сказать не можешь ничего.
Ты слеп, как я…
К тому же нем, наверно.

Н.Колычев

Ветер – это излюбленный образ многих поэтов. Например, Пушкин пишет о ветре "чуть дышит ветерок, уснувший на листах”, "грустен ветра дальний вой”, а у Колычева находим такие строки "люблю листвой расцвеченные ветры”, "ветер то снег обрывает с небес, то скулит, вцепившись замёрзшими пальцами в мой подоконник”, "ветер с сопок слизывает снег, как сметану кот, как дети сладости”, о Севере поэт говорит "хмурый край на семи ветрах”. В книге Колычева "Гармония противоречий” в разделе "От моря Белого – до моря Баренца” из 45 стихотворений 15 связаны с образом ветра.

А какие эпитеты-прилагательные к слову "ветер” можете добавить вы к названным в слайде?

Слабый – сильный (антонимы), тихий, лёгкий, попутный, перелётный, тёплый, прохладный, жестокий, суровый, порывистый, шквалистый, штормовой, ураганный, страшный, буйный – из народной поэзии ).

Учитель географии:

– Итак, ветер может принести вред человеку. (с.142) Слайд-фильм "Торнадо”.
– Как человек использовал силу ветра в прошлом? Как использует её сейчас?

Ветер по морю гуляет …

А.С.Пушкин.

– Кроме скорости, ветры отличаются по направлению.

– Почему ночной бриз будет дуть с суши на море?
– Что такое бриз?

– Почему зимний муссон дует с суши на море?
– Что такое муссон?
– В чём сходство муссона и бриза? (Периодичность – дважды меняют своё направление, возникают на берегу океана, моря. Ветры, сходные с бризом, наблюдаются и на берегах больших рек)

– В чём различие? (Районы распространения – бризы проникают в глубь суши и моря иногда на несколько километров. Муссонные ветры проникают в сторону суши и океана на сотни и тысячи километров. Типичные муссоны особенно распространены в юго-восточной части материка Евразия. В России – рис.77 с.140)

Розу ветров по данным своих наблюдений вы построите на следующем уроке.

Учитель литературы: Пишем на листочках самый короткий "ветреный” диктант: бриз, муссоны, ураган, флюгер, ветреный день, ветряная мельница, юго-западный ветер, ветролом, ветродвигатель, ветрило. (Объяснить, что такое ветрило – устаревшее слово, обозначающее парус).

В русском языке есть не только устаревшие слова, но и диалектизмы. Что они значат?

Что значило выражение "ветреный человек” у поморов? Представьте, совсем не легкомысленного человека, а человека, приехавшего на лодке, с ветром, то есть приезжего гостя. Об этом рассказывает словарь Ивана Севастьяновича Меркурьева "Живая речь кольских поморов”.

Как же называются ветры у поморов? (В учебнике русского языка найти упражнение 73: сиверко, летник, всток, глубник, шелоник). Поморы так и говорили: "Ветер шелоник – на море разбойник”. В языке поморов находим и такое замечательное слово, как "поветерь”. Жизнь поморов во многом зависела от того, насколько ласковыми и дружелюбными были ветры.

Учитель географии:Итак, что мы сегодня узнали на уроке?

– Что такое ветер?
– Что называется бризом?
– Что такое муссон?
– Сколько баллов в шкале, по которой измеряют силу ветра?

– Восстановите цепочку причинно-следственных связей, объясняющих образование ветра: образование ветра, разница в нагревании моря и суши, разница в давлении. (Разница в нагревании моря и суши, разница в давлении, образование ветра).

Ветер, ветерок, ветрище…

Ветер – и работник, и проказник,
Надувает в море паруса,
Может делать сотню дел он разных
И творить в природе чудеса.
Ветерок бывает нежен, ласков:
Летом освежает нас прохладой,
Травам и цветам бормочет сказки…
Иногда ж с ним очень трудно сладить!
Разбушуется, рассердится ветрище,
Обернётся страшным ураганом,
Как разбойник, над землёй засвищет,
Нанося ей вред, и боль, и раны…
Ветер, ветерок, ветрище –
Это всяческие бризы и муссоны…
Снова ветер в небе что-то ищет:
Он за облачком отправился в погоню…

В.В.Яроцкая

Учитель географии: Ребята, если вас заинтересовал "Ветер, ветерок, ветрище”, вы можете пополнить свои знания в нашем импровизированном музее, где собраны различные экспонаты, связанные с ветром: картины, карты, приборы… Добро пожаловать в Музей ветра!

Д. З.: Параграф 38, ст. 1-4 до "Способ построения розы ветров…”. Вопросы 1,2.

Экспонаты "Музея ветра”:

Флюгер;
Барометр;
Рисунок ветряного двигателя.

Таблица: Слово "ветер” на карте мира (Витебская область, Белоруссия, Ветрино, Италия, Беневенто – Попутного ветра)

Таблица "Как называли ветер поморы?”

Картинная галерея:

Левитан И.И. "Свежий ветер”
Остроухов И.С. "Сиверко”
Айвазовский И.К. "Девятый вал”
Дубовской Н.Н. "Притихло”
Рылов А.А. "Зелёный шум”

Пословицы, фразеологизмы.

Пейзажи, показывающие разрушительную силу ветра.

 

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.