logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

 

Новейшие медико-психологические исследования показывают стойкую связь трудностей  овладения письмом и чтением с недостаточным речевым развитием.

В игре, согласно классической психологии, формируются все необходимые компоненты успешного обучения: внимание, память, речь, умение классифицировать и обобщать, умение следовать учебным правилам. И поэтому именно игра может оказать бесценную помощь в коррекционной деятельности. Дети с дисгармоничным развитием, порой и не умеют играть в положенные для дошкольного возраста сюжетно-ролевые игры. Учебная деятельность для таких детей не может стать ведущей, потому что в их дошкольном детстве игра не стала ведущей деятельностью их развития.

Играя с такими детьми в процессе учебной и коррекционной деятельности, мы не только решаем проблему развития и преодоления дефекта в конкретной сфере, например, в речевой, но и способствуем гармонизации в целом, развиваем эмоциональную сферу, а также в максимальной степени улучшаем успеваемость и поведение таких детей.

 

 

Игра «Давайте говорить друг другу комплименты»

 

Цели игры: активизация словарного запаса; закрепление умения подбирать имена прилагательные; развитие внимания; тренировка памяти; развитие социальных коммуникаций.

Инструкция

У. Представьте себе, что мы находимся в стране ласковых слов. В этой стране есть король (королева), он не берет со своих подданных налоги деньгами или продуктами. Но каждый гражданин страны раз в год приносит в дар королю (королеве) ласковые, приятные слова. А король, сидя на троне, с удовольствием слушает и принимает дары. Тот, кто последним скажет королю, какой он, и никто не сможет добавить после него ни одного слова, получает особую награду.

Дети по очереди занимают трон и «принимают дары.

Варианты игры

– Комплименты передаются по кругу в свободном порядке. Можно сопровождать передачу слова передачей свечи или мяча. Ребенок, получивший комплимент, придумывает свой и дарит его другому ребенку. Побеждает также тот, кто назовет комплимент (положительное человеческое качество) последним.

– Дети по цепочке говорят комплимент, но при этом повторяют все названные до них слова.

– Дети на листочках (индивидуально или в группе) записывают комплименты. Потом подсчитываются все слова с учетом (или без учета, на усмотрение учителя) орфографических ошибок и называются победители. Побеждает тот, кто подобрал больше комплиментов-прилагательных.

– Учитель вывешивает на доске «портрет» – картинку с изображением объекта, к которому обращены комплименты. Например, картина зимней или весенней природы и т.д.

 

 

 

Игра «Угадай, кто я»

 

Цели игры: активизация словарного запаса; развитие воображения, слухового внимания, интуиции, сравнительной функции мышления; укрепление мотивации к учебной деятельности; ознакомление с окружающим миром.

Возраст игроков: 7–9 лет.  

Количество участников: 2–15 человек.

Инструкция

У. Сегодня мы отправляемся на экскурсию в зоопарк. Вы видите множество разнообразных зверей и птиц. Каждый из вас сейчас превратится в любого зверя или птицу, но внешне никак не обнаружит этого. Наша задача – по описанию догадаться, кто в кого превратился. Движениями подсказывать нельзя. Описывать можно только глаголами (словами-действиями). Выигрывает тот, кто точно опишет действия животного, и остальные легко догадаются.

Выигравший ребенок получает на выбор карточку с какой-либо пищей, соответствующей рациону его «героя».

Варианты игры

– Экскурсия в парк. Дети загадывают растения – деревья, кусты, травы, цветы – и описывают их прилагательными. Выигравший ребенок выбирает в награду карточку с изображением плодов своего растения (или листьев).

– Экскурсия в магазин (на рынок). Дети загадывают предметы – инструменты, бытовые предметы, игрушки, посуду и т.д. – и описывают их глаголами (действиями), которые можно совершать этими предметами.

– Дети не говорят вслух свои догадки, а записывают на листочках, отрабатывая тем самым правописание названий зверей, птиц, растений, инструментов и т.д.

 

 

 

Игра на развитие речи «Сочиняем вместе»

 

Цели игры: развитие творческих способностей; обогащение словарного запаса; развитие умений работать в команде.

Возраст: от 8 лет.  

Количество игроков: 8–30 человек.

Инструкция

Весь класс делится на 4 команды. На доске 12–15 слов. Каждая команда начинает составлять рассказ, используя слова с доски, записывая их на листе бумаги. Через 3 минуты, по сигналу, команды переходят по часовой стрелке на место соседей и продолжают начатый ими рассказ другой команд. Еще через 3 минуты – следующий переход и т.д., пока команды не вернутся на свои места. Затем дети зачитывают рассказы, которые получились, придумывают названия.

 

 

 

Игра на развитие мышления «Построй цепочку»

 

Цель: развитие активного словарного запаса; расширение смысловых семантических полей; развитие ассоциативного восприятия и мышления; актуализация командного духа; развитие воображения.

Количество игроков: две команды.  

Возраст: 7–9 лет.

Материалы: лист бумаги и ручка.

Инструкция

От играющих требуется выстроить цепочку ассоциаций, соединяющих два слова (свое и чужое), которые записаны на листочках.

Сначала двое игроков (из каждой команды по одному) выбирают по одному слову и записывают их, затем меняются листами. Каждая команда подбирает к полученному слову свое слово так, чтобы между ними было что-то общее. Другое слово обязательно должно быть по смыслу как-то связано со вторым и т.д., пока участник не сможет вставить свое слово.

При этом игроки соблюдают следующее условие: использовать только существительные! Побеждает тот, кто быстрее справится с заданием и сможет воспроизвести использованные ассоциации.

 

 

 

Игра на распознавание родственных слов 
«Четвертый лишний»

 

Цели игры: расширение семантических полей родственных слов и словарного запаса; закрепление навыка распознавания родственных слов; активизация пассивного словаря.

Количество участников: от 2 человек.        

Возраст игроков: с 8 лет.

Инструкция

Водящий показывает детям карточки с написанными четырьмя словами и предлагает догадаться, какое слово не входит в эту семью, не является родственным и должно быть исключено. Свой ответ нужно объяснить. Выигрывает тот, кто даст наибольшее число правильных ответов.

Примерный набор слов

Водитель, вода, водить, завод.

Коса, косичка, косить, косарь.

Желток, железо, желтеть, желтый.

Часовщик, часть, час, часовой.

Печурка, печать, печка, печь.

Водяной, водить, водичка, вода.

Нож, ножевой, ножной, ножны.

Пес, песок, песочный, пески.

Лиса, лисенок, лист, лисица.

Гора, горка, горный, городок.

Белка, беленький, белить, белеть.

Лось, лоскут, лосенок, лосиный.

 

 

 

Игра на развитие умения описывать
«Художник-невидимка»

 

Цели игры: учиться использовать в речи прилагательные-эпитеты; развивать словарный запас, синонимичность речи, чувство языка, навык составления описательных рассказов, умение слушать чужую речь.

Материалы: две картины леса – черно-белая и цветная. В зависимости от времени года можно менять картины и стихотворения.

Возраст: от 7 лет.

Количество игроков: 4–20 человек.

Ход игры

Педагог читает стихотворение.

Художник-невидимка

По улицам идет,

Всем щеки нарумянит,

Всех за нос ущипнет.

А ночью он, пока я спал,

Пришел с волшебной кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья.

Кто этот художник-невидимка? Что он разукрасил в этом стихотворении? Каким стало все вокруг: деревья, небо, стены домов, окна, щеки ребят?

Дети рассматривают картину, которой еще не касалась кисть художника-невидимки, называют предметы и сюжеты, изображенные на ней. Педагог предлагает раскрасить картину, стать художниками, назвать как можно больше прилагательных и сравнительных оборотов. Выигрывает тот, кто назовет больше всех подходящих слов.

В конце игры дети закрывают глаза, и чудесным образом появляется картина природы в красках.

 

Примерный список слов и оборотов

Искристый, нежно-розовый, пушистый, снежная бахрома, лиловые тени, сонные деревья, вечный покой, блистающие, глубокие; как покрывало; комья снега, как цветы; лазурное небо; снег на деревьях, как шапки и шали; сугробы, как волшебные зверьки; заколдованные, завороженные и т.д.

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.