ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 18.07.2018, 13:29
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ [109]
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ [25]
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ В СТИХАХ [9]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Структура текстовой задачи

Любая задача состоит из предметной области, отношений, которые связывают объекты этой области, требования задачи и оператора (решения).

Под предметной областью понимают множество рассмотренных в задаче объектов, которые вместе со связывающими их отношениями образуют условие задачи.

Требование задачи – то, что необходимо найти в результате ее решения.

Под оператором задачи понимают совокупность действий, которые необходимо выполнить в соответствии с условием задачи над ее данными.

Например: «На уроке труда использовали 25 листов бархатной бумаги и 4 листа гофрированной бумаги. Сколько всего листов бумаги использовали на уроке?»

Предметная область данной задачи состоит из листов бархатной бумаги, листов гофрированной бумаги, из общего количества листов бумаги. Элементы этой предметной области связаны в данной задаче отношением суммы количества листов каждого вида. Известны следующие числовые характеристики предметной области: количество листов бархатной бумаги и количество листов гофрированной бумаги. Неизвестным выступает общее количество листов.

С множествами, составляющими предметную область, их числовыми характеристиками можно проводить следующую работу:

§   Перечисли все, что известно в задаче. (Известно, что израсходовали 25 листов бархатной бумаги и 4 листа гофрированной бумаги).

§   Перечисли все, что в задаче неизвестно. (Неизвестно, сколько всего листов бумаги израсходовали).

В начальной школе в текстовой задаче выделяют условие и требование (вопрос).

Без вопроса задачи нет. В результате решения задачи должно быть найдено искомое число (числа), либо показано, что такого числа не может быть (задачи с некорректными данными), либо установлены связи или отношения между числами. Этот результат получается при использовании числовых данных из условия, либо, если условие задачи не содержит явных числовых данных, из анализа условия.

Таким образом, в задаче должны быть данные и указаны зависимости между ними, причем эти зависимости могут быть указаны как прямо, так и косвенно.

Итак, в условии задач содержатся сведения о величинах известных и неизвестных, указываются связи и отношения между ними. В требовании содержится указание того, что нужно найти.

Требование может быть сформулировано в виде вопросительного или повелительного предложения, а так же может содержаться в условии задачи, при этом усложняется анализ содержания задачи, требуется переформулировка текста задачи. Одна и та же задача может быть сформулирована по-разному, например:

1.        Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Они встретились через 2 часа, причем, скорость одного из них больше скорости другого на 3 км/ч. Какова скорость каждого из велосипедистов?

2.        Два велосипедиста выехали одновременно навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Они встретились через 2 часа, причем, скорость одного из них меньше скорости другого на 3 км/ч. Найдите скорость каждого из велосипедистов.

3.        Два велосипедиста выехали навстречу друг другу из двух поселков, расстояние между которыми 76 км. Через 2 часа они встретились. Какова скорость каждого из них, если известно, что скорость одного на 3 км/ч меньше скорости другого?

Все три задачи являются различными формулировками одной. В первом случае условие и требование разделены, и требование сформулировано в вопросительной форме. Во втором случае требование сформулировано в повелительной форме. В третьем случае в требовании содержится часть условия. Кроме того, в первой задаче указано, что скорость одного больше скорости другого на 3 км/ч, а во второй и третьей – что скорость одного меньше скорости другого на 3 км/ч. Действительно, если один из них движется быстрее на 3 км/ч, то другой – медленнее на столько же км/ч.

Иногда «условием задачи» называют весь текст задачи, включая непосредственно условие и требование. Однако, с точки зрения методики, это не корректно. Учащихся необходимо учить читать текст (формулировку) задачи, выделять условие задачи и требование задачи в этом тексте.

Обратите внимание на то, что часто формулировки задач не содержат нужной информации, без которой нельзя говорить о функциональной зависимости или связях между величинами. Например, рассмотрим задачу: «За 6 чашек заплатили 19 руб. 20 коп. Сколько стоит одна чашка?» Для решения этой задачи необходимо все-таки выяснить одинаковые ли чашки, либо одинаковая ли у них цена. Иначе задача просто не имеет однозначного решения. Корректнее было бы сформулировать эту задачу так: «За 6 одинаковых чашек заплатили 19 руб. 20 коп. Сколько стоит одна чашка?» или «Купили 6 чашек по одинаковой цене. За всю покупку уплатили 19 руб. 20 коп. Сколько уплатили за каждую чашку?»

Упражнения

1.        Выделите в данной задаче предметную область, отношение, требование задачи и оператор: «В парке посадили 130 берез и 150 лип. Сколько всего деревьев посадили?»

2.        Выделите в данных задачах условие, требование, переформулируйте задачу различными способами: а) «Пешеход прошел за 6 ч 24 км. Сколько километров проедет машина за такое же время, если она поедет в 15 раз быстрее?»; б) «На 16 грузовиках перевезли 4000 ящиков с помидорами. Сколько таких ящиков перевезут на 48 таких же грузовиках?»; в) «Два шофера получили задание: за сутки перевезти с поля 43600 кг картофеля. Одна машина совершила 9 поездок, а другая – 7. Первая машина за один раз перевозила 1500 кг, а вторая – вдвое больше. Выполнили ли шоферы задание?»  Подумайте, на какие неточности в формулировках задач нужно обратить внимание учащихся, чтобы задачи имели корректное решение.

3.        Определите вид функциональной зависимости, которую можно пронаблюдать в каждой из задач. Предложите упражнение для такого наблюдения. а) «В 5 одинаковых клетках помещается 20 кроликов. Сколько нужно таких клеток, чтобы поместить в них 36 кроликов?»; б) «За 3 м бархата уплатили столько же, сколько за 14 м полотна. Цена бархата 28 руб. за метр. По какой цене покупали полотно?»

4.        Даны две задачи: «Газета стоит 30 к., она дешевле журнала в 10 раз. Сколько стоит журнал?» и «Книга стоит 9 руб., а журнал в 3 раза дешевле. Сколько стоит журнал?» Выделите соответствия, присутствующие в задачах, сформулируйте обратные соответствия. Укажите задачу, в которой обратное соответствие используется для анализа задачи. Составьте подготовительное логическое упражнение или игру к этим задачам.


Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах. Киев, 2001. 128 с

Категория: МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ | Добавил: admin (18.01.2013)
Просмотров: 1551 | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск










» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0