При организации дифференцированного обучения, и работы над задачами в
том числе, кроме классификации В.А. Крутецкого по уровню математических
способностей, можно использовать разные подходы к типологии групп
учащихся на уроках математики. Рассмотрим их.
Типология групп учащихся по темпу овладения учебным материалом
(М.И. Бурда, В.В. Дивак, Г.М. Литвиненко)
Номер группы | Название группы | Характеристические особенности группы | 1 | Группа высокого темпа |
Учащиеся полностью понимают учебный материал в процессе его первичного
восприятия, сразу запоминают, усваивают способы решения типовых задач
еще в процессе объяснения, достаточно 1–3 репродуктивных упражнений для
безошибочного выполнения заданий обязательного уровня | 2 | Группа среднего темпа |
Учащиеся без особых трудностей усваивают новое, для усвоения способов
решения типовых задач им достаточно до 3 образцов, задания обязательного
уровня обучения после нескольких репродуктивных упражнений выполняют
безошибочно | 3 | Группа низкого темпа |
Учащиеся испытывают трудности при изучении нового материала, им
необходимы дополнительные объяснения, репродуктивные упражнения
выполняют самостоятельно только после длительной тренировки | 4 | Группа неуспевающих | Учащиеся с существенными пробелами в знаниях, тяжело воспринимают даже репродуктивные упражнения | Типология групп учащихся по уровню усвоения знаний (Василенко И.Я.)
В основу классификации положен учет уровня математических (у автора –
геометрических) способностей и уровень познавательной активности.
Номер группы | Название группы | Характеристические особенности группы | А | Группа повышенного уровня усвоения знаний | Учащиеся обладают высокими математическими способностями и высокой познавательной активностью. | В | Группа среднего уровня усвоения знаний | Один из уровней (математических способностей или познавательной активности) высокий, а второй – средний. | С | Группа низкого уровня усвоения знаний | Один из уровней (математических способностей или познавательной активности) средний, а второй – низкий. | Д | Группа уровня усвоения знаний ниже, чем низкий уровень | Оба уровня (математических способностей и познавательной активности) низкие. | Группа
учащихся Д появляется в данной классификации в связи с тем, что часто в
классах встречаются учащиеся, не способные усвоить и обязательных
результатов обучения. Эти учащиеся требуют повышенного внимания со
стороны учителя.
А.А. Бударный классифицирует группы по уровню обученности
(относительно высокая, средняя, низкая), в каждой из которых учитывается
уровень трудности задач (высокая, средняя, низкая), т.е. число подгрупп
9.
И.М. Чередов за основу типологии выбирает обучаемость и трудоспособность, З.И. Калмыкова – обучаемость.
Рассмотрим типологии учащихся младших классов.
Интересна типология учащихся Е.С. Гобовой по способам восприятия
информации: аудиалы (преимущество в восприятии информации на слух),
визуалы (преимущество в восприятии зрительной информации), кинестетики
(преимущество в восприятии информации через ощущения, движения тела,
запахи, вкус и т.д.). Типология групп учащихся по уровню познавательной активности
(В.С. Мухина)
Номер группы | Название группы | Характеристические особенности группы | 1 | Группа детей с опережающим умственным развитием |
Основной особенностью детей данной группы является ярко выраженная
умственная активность, не насыщаемая потребность в умственной нагрузке,
повышенная склонность к умственной деятельности. | 2 | Группа детей с нормальным умственным развитием |
Дети с нормальным умственным развитием обладают достаточной умственной
активностью для решения познавательных задач, которые ставит перед ними
окружающий мир, учебно-познавательных задач. | 3 | Группа детей с задержкой умственного развития (малоразвитых) |
Познавательная активность малоразвитых детей выражена слабо,
сосредоточить свое внимание на уроках им очень трудно, в результате они
балуются на уроках и мешают другим учиться. Причины задержки умственного
развития разнообразны (недоразвитие одного из органов чувств, плохое
развитие речи, тяжелая длительная болезнь в дошкольном возрасте,
педагогическая запущенность, косноязычность и т.д.) | 4 | Группа умственно отсталых детей |
Умственно-отсталые дети – дети со стойко нарушенной познавательной
активностью в результате органических поражений головного мозга,
обучение которых должно происходить в специальных учебных заведениях | Таким
образом, в соответствии с данной классификацией, учащихся начальных
классов общеобразовательной школы можно разделить на три группы в
соответствии с их умственным развитием (высокое, нормальное, низкое).
Типология учащихся по признаку их учебных возможностей
(М.В. Богданович)
Номер группы | Название группы | Характеристические особенности группы | 1 | Группа учащихся с высокими учебными возможностями |
Учащиеся с высокими учебными возможностями имеют прочные знания,
владеют навыками самостоятельной работы и тщательного анализа материала,
работают в быстром темпе, учатся хорошо. | 2 | Группа учащихся со средними учебными возможностями |
К учащимся со средними учебными возможностями относятся те, которые при
наличии определенных условий могли бы учиться хорошо, но им не хватает
целеустремленности в работе, работоспособность низкая. Их деятельность
требует тщательного планирования и пооперационного контроля. | 3 | Группа учащихся с низкими учебными возможностями |
Учащиеся с низкими учебными возможностями не могут работать без помощи
учителя, работоспособность у них низкая, темп усвоения знаний низкий | Кроме
перечисленных признаков при организации непосредственно групповой
дифференцированной работы с взаимодействием учащихся необходимо
учитывать желание работать в данной группе, темп работы каждого
учащегося, взаимоотношения учащихся, половые различия, запас знаний по
предмету, общие способности учащихся, отношение учащихся непосредственно
к материалу математики (Х.Й. Лийметс, С. Палка и др.). Овчинникова М.В. Методика работы
над текстовыми задачами в начальных классах. Киев, 2001. 128 с |