ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 18.07.2018, 13:29
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКАМ МАТЕМАТИКИ В 1 КЛАССЕ [109]
МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ [25]
ТАБЛИЦА УМНОЖЕНИЯ В СТИХАХ [9]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » УРОКИ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ » МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ

Дифференцированная работа над краткой записью задачи

Часто основные трудности в решении задач происходят в процессе восприятия исходных данных в задаче, а не в сфере действий, которые должны следовать за этим восприятием. Перед решением любой задачи каждый решающий производит аналитико-синтетическое осмысливание материала задачи. В.А. Крутецкий выделяет наличие существенных особенностей в характере восприятия математического материала школьниками, способными к математике, школьниками со средним уровнем способностей к математике и неспособных к математике школьников. В рамках каждой из выделенных групп также можно дифференцировать группы учащихся в зависимости от их индивидуальных особенностей. Отсюда следует необходимость проведения дифференцированной работы над условием задачи и ее краткой записью до решения.

Такой вид работы включает в себя не только обучение учащихся различным видам краткой записи одной и той же задачи, но и обязательное требование разрешать детям записывать задачу кратко так, как они сами ее видят или вообще не пользоваться краткой записью.

Приведем пример дифференцированной фронтальной работы над задачей с краткой записью (использованы материалы наблюдений М.И. Газдун).

Дана задача «В одном пакете было 625 г семян, а в другом – на 246 г меньше. Из первого пакета взяли 415 г, а из другого – 125 г. В каком пакете осталось меньше семян и на сколько?»

После ознакомления с содержанием задачи поднимают руки те учащиеся, которые знают способ решения задачи. Они приступают к самостоятельному решению задачи, при этом получают карточки с дополнительным заданием.

С остальными учащимися задача снова разбирается, выделяются смысловые части условия, выясняется, что известно, что неизвестно, что нужно найти, т.е. проводится работа над содержанием задачи, но без какой-либо иллюстрации. На этом этапе появляется еще одна группа учащихся, понявших, как решать задачу. Они приступают к самостоятельному решению задачи. Дополнительное задание для этой группы учащихся записано на одной из досок.

Далее учитель открывает заранее заготовленную на одной из досок краткую запись задачи, оформленную в виде таблицы.

Сначала учитель предоставляет возможность учащимся самостоятельно познакомиться с краткой записью, а затем детально анализирует ее. Следующая группа учащихся сигнализирует поднятыми руками о готовности решать задачу дальше самостоятельно. Они начинают работу в тетрадях без переноса краткой записи (свои функции она уже выполнила).

С оставшимися учениками учитель проводит работу по краткой записи. Если ученики поняли, как использовать эти данные, они молча поднимают руки. Практически, учитель проводит разбор задачи от данных к вопросу, но опирается при этом на краткую запись, которая позволяет разбить составную задачу на простые.

1.        Листом бумаги на краткой записи учитель закрывает нижнюю часть таблицы. Вопрос к детям: «Что можно узнать по этим данным?»

2.        Дальше учитель закрывает два последних столбца в краткой записи. «Что можно узнать по этим данным?»

3.        Далее учитель закрывает верхнюю строку данных таблицы

4.        И, наконец, учитель показывает детям последний столбец таблицы.

Вопрос к детям: «Так как закончить решение задачи?»

После решения задачи всеми учащимися можно обобщить ее решение: кто-то записал решение задачи выражением, кто-то по действиям. Поэтому на доске можно записать числовое выражение к задаче и попросить объяснить смысл. В данном конкретном случае решение задачи оформить выражением сразу тяжело. Обязательно нужно проследить какое число при разностном сравнении брать уменьшаемым, а какое – вычитаемым. Практически, для того, чтобы сразу составить выражение, нужно проследить на сколько уменьшится содержимое первого пакета и второго пакета, если считать, что в нем изначально было столько же, сколько и в первом. Итак, из первого пакета взяли 415 г, а из второго – сначала 246 г (на 246 г меньше), а потом – 125 г. Поэтому можно использовать числовые выражения для нахождения каждого остатка по отдельности:

625 – 415

(625 – 246) – 125

((624 – 246) –125) – (625 – 415)

Те учащиеся, которые с трудом решили задачу по действиям, будут иметь возможность прослушать, как более рационально оформить решение этой задачи.

В данном фрагменте урока краткая запись задачи одним ученикам не требовалась, другим была необходима для осмысления плана решения, третьим помогла расчленить задачу на простые задачи и проследить план решения.

Организация учебно-познавательной деятельности учащихся была осуществлена на основе принципа многоступенчатости в обучении и в соответствии со следующей схемой.

Схема многоступенчатого обучения для осуществления дифференцированного подхода к учащимся при решении задач (составлена на основе схемы объяснения нового материала, разработанной А.А. Хмурой):

Схема

На основе приведенной схемы можно работать над задачами нового или уже изученного вида. Рассмотрим различные варианты применения многоступенчатости в работе над задачами.


Овчинникова М.В. Методика работы над текстовыми задачами в начальных классах. Киев, 2001. 128 с

Категория: МЕТОДИКА РАБОТЫ НАД ТЕКСТОВЫМИ ЗАДАЧАМИ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ | Добавил: admin (16.01.2013)
Просмотров: 602 | Теги: учителю начальных классов, методика преподавания математики в, уроки математики в начальной школе | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск










» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2018

    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0