Словообразовательный разбор производится по следующей схеме:
Поставить исследуемое слово в начальную форму (для причастия и деепричастия — инфинитив).
К исследуемому слову подобрать мотивирующее
слово (слова), ближайшее по форме и связанное по смыслу с исследуемым
словом; объяснить значение производного слова через значение
производящего слова (слов); выделить исследуемую и производящую
(производящие) основы.
В исследуемом слове выделить средство словообразования, если слово образовано приставкой и / или суффиксом.
Указать способ словообразования.
Указать процессы, сопровождающие словообразование, если они есть:
— чередование гласных и согласных,
— усечение производящей основы,
— интерфиксация,
При словообразовательном разборе необходимо обратить внимание на следующее.
Во-первых, не следует путать словообразование и
формообразование. Так, нельзя описывать прошедшее время глагола,
причастие или деепричастие как слова, образованные от инфинитива
(например, читал, читающий, читая от читать).
В данном случае мы имеем дело с формами одного и того же глагола, то
есть с одним и тем же словом. Именно для избежания ошибок такого рода
исследуемое слово предварительно ставят в начальную форму.
Производящая основа также должна стоять в начальной форме (например, подоконник ¬ окно, а не *под окном), исключение составляют лишь случаи сращения (сумасшедший ¬ с ума сшедший) и субстантивации (учащийсясущ. ¬ учащийсяприч.).
Во-вторых, при словообразовательном разборе
необходимо правильно определить производящую основу — ближайшую по форме
мотивирующую основу. Ошибочным будет разбор, в котором в качестве
производящей основы будет указано начальное непроизводное слово
словообразовательной цепочки, а не непосредственное производящее
исследуемого слова. Так, например, для слова пароходный его производящей основой будет слово пароход, а не слова пар и ходить. Средство образования слова пароходный — суффикс -н-, способ — суффиксация.
В-третьих, не следует загромождать
словообразовательный разбор полным морфемным разбором исследуемого
слова. Лишние операции свидетельствуют о недопонимании задачи
словообразовательного разбора и его отличия от морфемного разбора. В
исследуемом слове должны быть выделены только основа и та морфема
(морфемы), которые непосредственно участвует в словообразовании.
В редких случаях исследуемое слово может находиться на одной ступени производности от двух разных основ, например: невесело ¬ весело / невеселый. В этих случаях говорят о двойной мотивированности данного слова. Его можно описать и как приставочное производное от слова весело, и как суффиксальное производное от слова невеселый.
Приведем несколько примеров словообразовательного разбора:
1) излишество
излишество ¬ излишний; излишество — ‘что-то излишнее’;
способ словообразования — суффиксация,
процесс, сопровождающий словообразование, — усечение ПЩ основы.
2) заметались — форма глагола заметаться
заметаться ¬ метаться; заметаться — ‘начать метаться’,
способ словообразования — приставочный.
3) ухода
ухода — форма существительного уход
уход-Æ ¬ уходить; уход — ‘когда уходят, то же, что уходить’,
способ словообразования — суффиксация,
процессы, сопровождающие словообразование:
— усечение ПЩ основы,
— чередование д’/д.
4) снегокаты — форма существительного снегокат
снег(о)катÆ ¬ снег + кататься, снегокат — ‘то, на чем катаются по снегу’,
способ словообразования — сложение с суффиксацией,
процессы, сопровождающие словообразование:
— интерфиксация
— усечение ПЩ основы глагола. |