В современной науке есть несколько различных подходов к определению понятия
речевой стратегии, которые опираются на теоретическую базу различных наук,
изучающих общение: психологии, логики, этики, теории информации, лингвистической
прагматики. В учебнике О.Я.Гойхмана и
Т.М.Надеиной "Речевая коммуникация" (М.: Инфра-М, 2001) под речевой стратегией
понимается "осознание ситуации в целом, определение направления развития и
организация воздействия в интересах достижения цели общения" (С.
208). В учебном пособии Е.В.Клюева "Речевая
коммуникация: успешность речевого взаимодействия" (М.: Рипол классик, 2002) под
коммуникативной стратегией понимается "совокупность запланированных
говорящим заранее и реализуемых в ходе коммуникативного акта теоретических
ходов, направленных на достижение коммуникативной цели" (С.
18). Коммуникативная цель - это стратегический
результат, на который направлен коммуникативный акт, заключается эта цель в том,
чтобы адресат понял смысл сообщения и цели
говорящего. Е.В.Клюев предлагает также понятие
коммуникативной перспективы, которую он рассматривает как
"возможность вызвать желаемые последствия в реальности" (там же, С.
19). По Е.В.Клюеву, "рабочий набор
коммуникативных стратегий, присущих индивиду или группе индивидов"
составляет коммуникативную
компетенцию. Коммуникативная
тактика рассматривается Е.В.Клюевым "в качестве совокупности
практических ходов в реальном процессе речевого взаимодействия" и соотносится с
набором коммуникативных намерений (С.
19). Коммуникативное намерение
трактуется "в качестве тактического хода, являющегося практическим средством
движения к соответствующей коммуникативной цели" (там
же). Коммуникативный опыт в
пособии Е.В.Клюева понимается как "совокупность представлений об успешных и
неуспешных коммуникативных тактиках, ведущих или неведущих к реализации
соответствующих коммуникативных стратегий" (там же).
- Голландский ученый Т.А. ван Дейк, один из основателей лингвистики текста,
рассматривая стратегии общения, выделяет следующие ходы:
- ход "обобщение" используется для того, чтобы показать, что
неблагоприятная информация не является случайной (типовые выражения этого
хода: "И так всегда", "С этим сталкиваешься на каждом шагу", "Это без
конца повторяется");
- "приведение примера" - ход, показывающий, что общее мнение
основано на конкретных фактах (типовые выражения: "Вот пример",
"Например, на прошлой неделе");
- "усиление" направлено на лучший и более эффективный контроль за
вниманием слушающего, на улучшение структурной организации неблагоприятной
информации, на подчёркивание субъективной макроинформации (типовые
выражения: "Это ужасно, что…", "Это позор, что…");
- "уступка" даёт возможность для условного обобщения даже в случае
привлечения противоречивых примеров либо позволяет продемонстрировать
реальную или воображаемую терпимость и сочувствие ("Среди них попадаются
и хорошие люди", "Не стоит обобщать, но…");
- "сдвиг" - ход стратегии положительной самопрезентации
("Мне-то, в общем, всё равно, но другие соседи с нашей улицы
возмущаются");
- "контраст" - ход, привлекающий внимание к логической или
качественной противоположности ("Нам приходилось долгие годы трудиться, а
они получают пособие и ничего не делают").
- И.Н.Кузнецов выделяет следующие типы стратегий общения:
- открытое - закрытое общение;
- монологическое - диалогическое;
- ролевое (исходя из социальной роли) - личностное.
Открытое общение - желание и умение выразить полностью свою
точку зрения и готовность учесть позиции
других. Закрытое общение -
нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, своё отношение,
имеющуюся информацию
- Использование закрытых коммуникаций оправдано в случаях:
- если есть значительная разница в степени предметной компетентности и
бессмысленно тратить время и силы на поднятие время и силы на поднятие
компетентности "низкой стороны";
- в конфликтных ситуациях открытие своих чувств, планов противнику
нецелесообразно. Открытые коммуникации эффективны, если есть сопоставимость,
но не тождественность предметных позиций (обмен мнениями, замыслами)".
(Кузнецов И.Н. Риторика. Минск: Амалфея, 2000, С. 177-178).
|