ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.07.2020, 03:16
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ЭПОХА ДИНОЗАВРОВ [145]
ЧЕЛОВЕК ОТ А ДО Я [128]
МЕДИЦИНА [224]
РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ [21]
ГОСУДАРСТВО [126]
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ [163]
ЧУДЕСА СВЕТА [134]
ЗНАКОМСТВО С ГЕОГРАФИЕЙ [46]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [132]
ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ [84]
ИСТОРИЯ РУССКИХ ЦАРЕЙ [48]
ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА [9]
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР [178]
ЖИВОТНЫЙ МИР [142]
ТАЙНЫ ОКЕАНА [161]
НАУКА И ТЕХНИКА [131]
ВСЕ СЕКРЕТЫ МАТЕМАТИКИ [52]
ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ [208]
ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ [171]
ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ [163]
КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ? [10]
КУХНЯ НАРОДОВ МИРА [86]
АВИАЦИЯ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ [106]
ФИЛОСОФИЯ [90]
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [10]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ » РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ

ОВИННИК, РИЖНИК, ГУМЕННИК
 

С.М. Прокудин-Горский. Способ хранения сена. Ст. Вязовая. Фото 1910 г.

Кроме бани, в крестьянском хозяйстве были и другие постройки: овин, гумно, рига, амбар — в них обрабатывали и хранили зерно. Ведь хлеб сам собой на крестьянском столе не появлялся и в магазине его не покупали. Хлеб сами выращивали, сами жали, привозили с поля на подворье, сушили, колосья обмолачивали, потом веяли, чтобы очистить зерно от шелухи, затем мололи на мельнице. И только потом из муки пекли хлеб.

У каждой из этих построек есть свой мифологический хозяин. Покровители хозяйственных построек хотя и являются нечистой силой, но все же менее опасны для человека, чем настоящие демоны и ходячие покойники. Если человек уважает их хозяйскую власть и правильно себя ведет, «хозяева» верно ему служат. Они содержат в порядке свои «хозяйства». Они даже могут встать на защиту человека, когда ему грозит опасность от более злобных демонов.

Привезенные с поля снопы сушили в овине. В Древней Руси овин был местом поклонения огню. Христианский книжник XIV века, обличая языческие обычаи своих современников, писал, что они «молятся огневи под овином». Когда-то давно овином была яма с настилом. В яме разводили огонь, а на настил ставили снопы и сушили их. В XIX — начале XX века овин имел вид большого сарая с очагом или печью. Внутри сарая были перекладины. Снопы укладывали на перекладины, поддерживали в печи огонь и сушили хлеб.

Как и у всех крестьянских построек, у овина, разумеется, есть свой хозяин. Зовут его по-разному: овинник, подовинник, дедушко овинный. Овинник — здоровый, высокий мужик с длинными всклоченными волосами дымчатого цвета. И это понятно — ведь в овине всегда много дыма. Вот и волосы у овинника под цвет дыма, чтобы его было труднее разглядеть в полутемном овине. Впрочем, об облике овинника нет однозначных сведений. Некоторые убеждены, что он имеет вид огромного черного кота с горящими глазами. Обитает он в яме для огня под настилом. Увидеть овинника можно на Пасху во время заутрени, когда он сидит в кострище в самом углу настила.

Характер овинника весьма противоречив и непредсказуем. С одной стороны, он рачительный и бережливый хозяин, охраняющий овин от всякой нечисти. С другой стороны, овинник капризен и легко впадает в гнев. Тогда под горячую руку ему не попадайся — рассерженный овинник может и убить.
 

Г.В. Сорока. Гумно. 1843 г.

Если хозяин-человек живет в ладу с хозяином овина, тот во всем ему помогает: по ночам переносит снопы на ток, довеивает зерно, стережет солому. От его расположения зависит, много ли зерна намолотит хозяин из тех снопов, что сушатся в овине. Расположенный к человеку овинник добр и милостив. И если его попросить, в трудную минуту придет на помощь, чтобы защитить человека от упырей и чертей. Рассказывают, что овинник до первых петухов дрался со старухой-упырицей, напавшей на парня, и отстоял его. Овинник может защитить человека даже от происков злобного банника.

***

А вот один мужик овин сушил. А там рожь, или овес, или пшеница, чтобы сохло. Все у него там сушится, уже положил дров. Приходит сосед, кум, приходит с уздой: «Пошел я, надо лошадь привязать. Потом к тебе зайду». — «Ну, ладно, заходи», — говорит. А когда сосед ушел, вышел этот овинник, подовинник-то, и говорит: «Это к тебе не кум приходил, а банник из бани. А ты принеси еще кочергу. Чтобы было две кочерги. Да кочерги в печку положи. Две кочерги накали, так одной-то ты его и поджигай этой кочергой, а то нам с тобой его не одолеть, он нас сильней». Ну, «кум» пришел, набрал пучочек соломы и поджигает. Мужик говорит: «Да что ты делаешь, ты же солому поджигаешь!» А «кум» еще пучок соломы берет и еще хотел поджечь. Мужик-то выхватил кочергу, она накалилась, красная. Да давай водить ему по рылу и везде. А подовинник его тоже. Банник выскочил и удрал. Подовинник сказал мужику: «Вот, а если бы я тебя не предупредил? Вот какой кум-то к тебе приходил» (Вологодская обл., Белозерье 1997, 35).

***

Если овинника рассердить, он может подпалить овин, особенно если его топить в те дни, когда овин — «именинник». А «именинником» он бывает целых три раза в году: в день Феклы-Заревницы (24.09/7.10), на Воздвиженье (14/27.09) и на Покров (1/14.10). Рассерженный овинник пугает людей страшным хохотом и хлопаньем в ладоши. А если совсем вывести его из себя, может даже запихать хозяина в печь. В овине не принято оставаться на ночь, ведь овиннику тоже надо отдохнуть. Но если необходимо переночевать, у овинника нужно попросить разрешения: «Овинный батюшко, побереги, постереги от всякого зла, от всякого супостата раба Божия».

Когда первый раз в сезоне затапливают овин, просят овинника сохранить его от напастей. И перед каждой очередной топкой овина у «хозяина» просили позволения. Когда сезон сушки снопов окончен и овин уже не понадобится до следующего урожая, нужно поблагодарить овинника за хорошую работу. К овину нужно встать лицом, снять шапку, поклониться и сказать: «Спасибо, батюшко овинник, послужил ты нынешней осенью верой и правдой».

Чтобы задобрить овинника, в день св. Козьмы и Дамиана (1/14.11) собственноручно хозяин приносит в овин пирог и петуха. Петуху он отрубает голову и ноги и бросает их на крышу избы, чтобы велись куры, а кровью окропляет все углы овина. Другие в этот день приносят в овин горшок специально сваренной для овинника каши или просто приходят его поздравить. Увидев овинника, нельзя креститься, иначе он сожжет всю усадьбу.

Впрочем, некоторые полагали, что в овине хозяйничает женский овинный дух, овинница или, как ее еще называли, жареница. Ведь в овине жарко из-за огня и сохнущих снопов. Жареница живет в овине у печки. Она излучает из себя свет и огонь. Видевшие ее рассказывают: «Вся так и горит, и светится». Впрочем, когда в овине не сушат хлеб, жареница вполне может позволить себе прогуляться. Во всяком случае, некоторые утверждают, что видели ее в полдень на огороде или гороховом поле. Видимо, она любит полакомиться горохом. Исследователи считают, что первоначально жареница была связана с солнечным культом и лишь позже стала восприниматься как дух овинного очага.

Кроме овина, в хозяйстве есть еще гумно — место возле овина, куда с поля свозят снопы. И у гумна есть свой мифологический покровитель — гуменник или гуменной хозяин. Сведения о нем скупы и отрывочны. В некоторых местах поговаривают, что гуменник по совместительству хозяйничает и в овине, заменяя отсутствующего овинника.

 

Зерновые амбары из д. Ваймуши и Немнюга Пинежского района. XIX в.

Гуменник похож на человека. Он может подружиться с хозяином и помогать ему. Но если хозяин неуважительно относится к гуменнику, тот может поджечь гумно своими злобно пылающими глазами. За неправильное поведение гуменник наказывает. Поэтому на гумне и в овине старались не спать, чтобы гуменник не задавил. Чтобы задобрить хозяина гумна, ему на Покров (14.10) ставили ведро пива.

Гуменник, как и другие хозяева усадебных построек, способен защитить человека от упырей.

***

За мужиком гнался упырь. Мужик успел добежать до гумна и взмолился: «Дядя гуменник, не продай, дядюшка, в бедности, поборись с проклятым еретиком, за эту службу весь я твой душой и телом». Гуменник схватил упыря и, невидимый, стал с ним бороться. Мужик не смел шептать молитвы, чтобы не обезоружить гуменника. С криком петуха упырь исчез, и мужик остался цел (Архангельская губ., Харитонов 1848, 147).

***

Раньше девушки под Новый год ходили на гумно гадать. По звукам, которые издает гуменник, они определяли, какая им жизнь предстоит — богатая или бедная. Если слышны звуки, как будто гребут зерно, — хорошо будешь жить. Если же послышится, что метут метлой по пустому гумну, — это плохой знак. Жизнь будет бедная.

Снопы с зерном стояли на гумне, сушили их в овине, а молотили зерно в риге. Рига — это не город, а большой крытый сарай, и хозяйствовал в этом помещении ригачник, его еще звали рижник или подрижник. Впрочем, в некоторых ригах командовал женский дух — рижная баба или Дуня-ригачница.

Рижник — страшный, черный лохматый мужчина с огненными глазами. Он может легко превратиться в черного лохматого пса.

***

Я видел рижника. Пошел раз поздно вечером портянки мыть, а он перебегал в гумнах — лохматый пес, черный. Так я портянки бросил и побежал. Он страшный гораздо, в гумнах и жил (Новгородская обл., Черепанова 1996, 67).

***

Те, кто молотил по ночам, слышал, как ригачник бегает по току — площадке для молотьбы. Иногда считают, что рижник и рижница — муж и жена и у них есть дети. Один крестьянин даже видел рожающую жену рижника, зайдя в ригу не ко времени.

***

Рижная баба в риге сидит, волосы длинные. Вот сосед пошел однажды, да не вовремя. Там рижница рожать собралась. У ней и муж есть. Сосед говорит: «Я закрыл дверь и ухожу. А второй раз прихожу, а рижник говорит: „Ты хорошо сделал, что мою жену не тронул, и я тебе ничего не сделаю плохого"» (Новгородская обл., Черепанова 1997, 66).

***

Своего хозяина еще имеет амбар — место, где хранят зерно и разные заготовки на зиму. Им заправляет амбарник. Но про него мало что известно. Говорят, что он злобный и может убить человека, если тот придет в амбар не вовремя. На святках девушки ходили к амбару гадать — слушали, какие звуки им послышатся из амбара. И по этим звукам пытались предсказать свою судьбу. А чтобы амбарник их не утащил, девушки очерчивали вокруг себя круг — в этот круг нечистая сила войти не может.

***

А вот еще про амбарника расскажу. Папа рассказывал. Девки побежали к амбару, очертились, как полагается. А тут один мужик хотел попугать девок. Пойду, говорит, в амбар, запрусь да нашепчу им всякого. Пошел, заперся, а девки прибежали к амбару под замок и слышат, там кто-то приговаривает: «Ручку мну, в корзинку кладу. Ножку мну, в корзинку кладу. Головку мну, в корзинку кладу». Девки прибежали в деревню и рассказали мужикам, что слышали. А утром открыли амбар, а там того мужика скрутило. Отдельно ножки, ручки, головка, все, как девки слышали. Захотел попугать — самого скрутило (Архангельская обл., Черепанова 1996, 66).
Категория: РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ | Добавил: admin (13.11.2012)
Просмотров: 661 | Теги: славянская мифология, верования древних славян, Язычество, русская мифология, русский фольклор, мифы древних славян, устное народное творчество | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0