ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Воскресенье, 05.07.2020, 04:24
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ЭПОХА ДИНОЗАВРОВ [145]
ЧЕЛОВЕК ОТ А ДО Я [128]
МЕДИЦИНА [224]
РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ [21]
ГОСУДАРСТВО [126]
ИСТОРИЯ СРЕДНИХ ВЕКОВ [163]
ЧУДЕСА СВЕТА [134]
ЗНАКОМСТВО С ГЕОГРАФИЕЙ [46]
СОКРОВИЩА ЗЕМЛИ [132]
ВЕЛИКИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ [84]
ИСТОРИЯ РУССКИХ ЦАРЕЙ [48]
ГЕРОИ ВОЙНЫ 1812 ГОДА [9]
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР [178]
ЖИВОТНЫЙ МИР [142]
ТАЙНЫ ОКЕАНА [161]
НАУКА И ТЕХНИКА [131]
ВСЕ СЕКРЕТЫ МАТЕМАТИКИ [52]
ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ [208]
ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ [171]
ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ [163]
КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-ПЕРЕДВИЖНИКИ? [10]
КУХНЯ НАРОДОВ МИРА [86]
АВИАЦИЯ И ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ [106]
ФИЛОСОФИЯ [90]
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [10]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ » РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ

КРАЙ, ГДЕ ВОДЯТСЯ ЛЕШИЕ


В.М. Васнецов. Иллюстрация к "Собранию русских пословиц" И. Трапицина

Где находится этот край? За горами, за лесами, за широкими морями? Или, может быть, в тридевятом царстве, тридесятом государстве? Нет. Гораздо ближе. Край, где живут лешие и домовые, кикиморы и русалки, — это мир русского крестьянина с его особым укладом жизни, который в науке принято называть традиционным. А книга, которую вы держите в руках, рассказывает о мифологических существах, известных в русской традиции.

Основу традиционного крестьянского уклада составляет архаическое (то есть очень древнее, возникшее в отдаленную эпоху) представление об устройстве вселенной и месте в ней человека, о времени и пространстве, об отношениях с природой. Архаичное представление — не значит плохое или отсталое. Оно просто иное, чем у современного городского человека. Оно основано на другой логике и предполагает особое поведение человека по отношению к окружающему миру. Это поведение включает в себя целую систему обрядов, магических действий и текстов, которые человек должен выполнять, чтобы правильно обращаться с природой. Вся эта система знаний об устройстве мира, обрядов, ритуальных песен, магических текстов, форм поведения, выработанная в течение многих веков, передается от одного поколения к другому. Как же оно передается? Может быть, обрядам и чародейским текстам учат в школе или по специальным книгам? Нет, основным способом передачи знания является устное слово и личный пример старших. Молодое поколение выполняет те же обряды, поет те же песни, рассказывает те же легенды, что их деды и прадеды много веков назад. Они живут и ведут себя так, как им подсказывает традиция, переданная по наследству ушедшими поколениями. Вот такой уклад жизни называется традиционным.

Для человека традиционной культуры кажется вполне естественным, что наряду с человеческим, земным миром существует другой — потусторонний. Мир, в котором живет человек, хорошо виден и осязаем. Он населен людьми, животными, растениями. Можно увидеть солнце, лес и поле, погладить собаку, стукнуться ногой о камень, вдохнуть запах цветов, почувствовать вкус лесной земляники, ощутить прохладу речной воды. Потусторонний мир (его еще часто называют «загробный», «иной» мир или «тот свет») в обычной жизни увидеть нельзя. Но его можно почувствовать, потому что он все время дает о себе знать тысячью разных способов. Потусторонний мир населен душами умерших, демонами и духами. Они постоянно проникают в человеческий мир и активно вмешиваются в земные дела человека. Чаще вредят ему, но иногда и помогают — насылают болезни и помогают пасти скот, пугают криками или внезапным появлением и предупреждают о надвигающейся беде, сбивают с дороги и загоняют в сети рыбу. От умения человека наладить с ними отношения зависит не только его благополучие, но и жизнь.

Налаживание отношений с «иным» миром начинается с четкого разграничения того, что принадлежит человеку, и того, что принадлежит «иномирным» существам. Время и пространство тоже делятся на «свое» — понятное, освоенное, безопасное, и «чужое» — незнакомое, дикое, опасное. Для современного городского человека время течет линейно, то есть оно идет всегда только вперед. В традиционной культуре время ведет себя по-иному. Во-первых, оно циклично. Начинаясь с нового года, оно следует за сменой сезонов природы и возвращается к той точке, откуда началось, чтобы повториться с новым природным циклом. Во-вторых, оно имеет свои рубежи и границы, через которые мифологические существа и души умерших проникают в человеческий мир.

В сутках таких опасных пограничных точек две — полночь и полдень. Дневное время — «свое», оно принадлежит человеку. Ночное время — «чужое», оно принадлежит демонам. В году таких границ четыре — это дни зимнего и летнего солнцестояния, а также весеннего и осеннего равноденствия. Дни зимнего и летнего солнцестояния совпадают с временем наибольшей активности нечистой силы — святками зимой и периодом от Троицы до Ивана Купалы летом. Это пограничное время, когда нечистая сила свободно разгуливает по земле, а души умерших временно возвращаются на землю. В-третьих, время на земле и в загробном мире течет с разной скоростью. Земное время течет быстрее, чем на «том свете». Тот из живых людей, кто временно попадал на «тот свет», возвращался оттуда через несколько месяцев. Но оказывалось, что на земле за это время уже прошли годы, его родные давно умерли, и его уже никто не узнавал. Впрочем, по некоторым поверьям, на «том свете» времени вообще нет. И души умерших узнают о том, что на земле наступила Пасха, лишь по скорлупе от пасхальных яиц, которую люди бросают в воду. Доплывая до загробного мира, эта скорлупа возвещает его обитателям о наступлении пасхальных дней.

Пространство тоже ведет себя особым образом. По вертикали оно делится на верх, который принадлежит божественным, небесным силам, среднюю или земную часть, принадлежащую людям, и низ, где обитают потусторонние силы. Центром «своего», земного, мира служит дом. Но и он несвободен от проникновения гостей из «иного» мира. «Каналами связи», по которым внутрь дома проникают мифологические существа, являются отверстия — окна, двери, ворота, печная труба. Дом противопоставлен остальному, «чужому», пространству — лесу, полю, водоему. Как и во времени, в пространстве есть границы, на которых по преимуществу скапливается нечистая сила — это пороги домов, дороги, перекрестки, полевые межи, всевозможные рубежи. Они — «чужие». Вступая в «чужое» пространство, нужно вести себя осторожно, с опаской, чтобы не вызвать противоборство потусторонних сил. Кроме того, в пространстве есть освященные места, свободные от проникновения нечистой силы. Это церкви и часовни, места пребывания святых — источники, которые они сотворили, камни, на которых они отдыхали, деревья, под которыми они сидели. Такие места отмечены особой святостью. В противовес им существует «нечистое» пространство. Это места, где произошло убийство или самоубийство, где закопаны покойники, лишенные христианского погребения. О таких местах говорят, что там «чудится», «кажется», «мерещится», «пугает».
Категория: РУССКАЯ НАРОДНАЯ МИФОЛОГИЯ | Добавил: admin (13.11.2012)
Просмотров: 660 | Теги: славянская мифология, верования древних славян, Язычество, русский фольклор, русская мифология, устное народное творчество, мифы древних славян | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2020
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0