В категории материалов: 21 Показано материалов: 1-21 |
|
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам

Где находится этот край? За горами, за лесами, за
широкими морями? Или, может быть, в тридевятом царстве, тридесятом
государстве? Нет. Гораздо ближе. Край, где живут лешие и домовые,
кикиморы и русалки, — это мир русского крестьянина с его особым укладом
жизни, который в науке принято называть традиционным. |
Одна старинная легенда гласит, что случилось это в те
незапамятные времена, когда Бог создал землю, населил ее живыми тварями и
насадил растения. После этого Бог взошел на небо и взял с собой своего
помощника — Сатану. На небе Сатана долгое время был соратником Бога,
почти равным ему. |
Время идет к полуночи. Уснули после тяжелого дня хозяин с
хозяйкой. На печи спят дети. На половике около печи свернулся клубочком
кот. В хлеву мерно жует сено корова, дремлют кони, угомонились овцы.
Тишина и покой царят над крестьянской усадьбой. Но кто-то не спит. |
Маленькая, скрюченная, уродливая, неряшливая, смешная
старушка, одетая в рвань и в лохмотья. Она такая худая и сухая, что
боится и на улицу выйти, чтобы ветром не сдуло. Днем кикиморы не видно. |
На задворках крестьянской усадьбы в зарослях иван-чая и
крапивы стоит темная от копоти баня с маленькими окошками. Днем это
место тихое и даже уютное. Над цветами иван-чая жужжат мохнатые шмели,
мелькают стрекозы, столбом вьется мошкара. Это комары-толкунцы «ступу
толкут». |
Кроме бани, в крестьянском хозяйстве были и другие
постройки: овин, гумно, рига, амбар — в них обрабатывали и хранили
зерно. Ведь хлеб сам собой на крестьянском столе не появлялся и в
магазине его не покупали. |
Как славно в лесу погожим июльским днем! Только-только
стала созревать мелкая, но душистая лесная малина. Правда, добраться до
нее не так-то просто. Заросли малинника поросли жгучей крапивой —
попробуй проберись к сладким ягодам. На поляне на самом солнцепеке целый
ковер из спелой земляники — готовь лукошко побольше да не уставай
кланяться каждой земляничине. |
Недалеко от села, за рощей, в окаймлении старых берез
лежит лесное озеро с большими и глубокими заводями. Вода в озере темная
от залежей торфа на дне, но очень чистая от питающих озеро родников. |
Болото — место опасное и мрачное. Обычно люди обходят его
стороной. Звери и птицы тоже его сторонятся. И что там делать? Чахлые,
кривые березки окружают болото. Грибов там не найдешь. Разве что в
начале осени, когда поспевает клюква, болото привлекает людей. |
Сухой и знойный августовский полдень стоит над ржаными
полями. До самого горизонта видны клонящиеся к земле спелые золотистые
колосья. Только узкая полоска зеленого дерна отделяет одно поле от
другого. Это полевая межа. Вдоль нее стоят межевые столбы, указывающие
границы владений разных хозяев. Хлеба созрели. Самое время убирать
урожай. |
Во время уборки хлебов не то что каждый день — каждый час
дорог. Трудолюбивая хозяйка, радеющая о благополучии семьи, в пору
жатвы почти не спит. Встает с рассветом — чтобы успеть сжать побольше,
пока солнце сильно не жарит. Ложится затемно. |
Над рекой занимается вечерняя заря. Кончается длинный
летний день. От реки веет прохладой. Приятно искупаться после дневной
жары. Вот и место есть удобное — недалеко от моста. На берегу лежат три
больших валуна, с которых удобно нырять в воду. |
Вот и наступило Рождество. Впереди, до самого Крещенья,
двенадцать дней святок. Святки — особое время. Веселое и страшное
одновременно. Веселое — потому что все рядятся кто во что горазд: в
козу, в журавля, в медведя. |
Черт вездесущ, хитер и многолик. Что только ни делает,
какие только личины на себя ни надевает, чтобы только погубить человека и
заполучить себе его бессмертную душу. Человеческая душа — вот главная
цель черта. Ради нее он готов на все — обманывать, изворачиваться,
притворяться, угождать, даже служить человеку всю жизнь, лишь бы в конце
этой жизни забрать себе его душу. |
Если кто-нибудь думает, что спрятанные сокровища тихо и
неподвижно лежат где-ни-будь в земле или под полом старого дома, то он
ошибается. Клады ведут себя как живые существа. |
Дети, бывают разные. Одни спокойные и молчаливые. Другие
крикливые и непоседливые, как юла. С ними не каждая мать справится.
Такой ребенок на месте и пяти минут не усидит. |
Полночь. Всеобщая тишина. Давно погашены огни во всех
избах, давно все улеглись спать. Только большая круглая луна освещает
спящую деревню, поле, за полем лес. Но что это? В одном из домов на краю
деревни осторожно открывается дверь. Послышался скрип калитки. |
Не только мертвые могут посещать мир живых, но, при
определенных ситуациях, живые временно могут оказываться на «том» свете.
Чаще всего это происходит при обмирании — так в народе называли
летаргический сон, который обычно принимался за временную смерть. |
Про бывшего мельника деда Игната все говорят, что он
колдун. А что такое «колдун» — никто толком объяснить не умеет. Но
повторяют, что все мельники — колдуны, потому что с чертями да водяными
знаются. Живет дед Игнат один в крепкой просторной избе на краю деревни и
слывет богачом. |
Какое главное событие в деревенской жизни? Вечёрки. Это
что-то вроде деревенского молодежного клуба. На вечёрки собирается вся
молодежь деревни. Устраиваются они по вечерам, поэтому и называются
вечёрками. |
Заболела у бабы Марьи корова. Ни с того ни с сего
заболела. Слегла, корм не ест, грустными глазами на всех смотрит. А
вчера с пастбища пришла здоровая, веселая. Баба Марья ее подоила —
корова дала много молока, почти целое ведро. Она всегда столько давала —
ведро молока. |
|