Можно
ли научиться изобретать? Ну, ответите вы, это не всем дано — не каждый
же может стать композитором или художником! С этой точкой зрения,
однако, есть и несогласные. В нашей стране уже несколько
десятилетий известна Теория решения изобретательских задач. Ее автор не
только утверждал, что очень многих рабочих, техников, инженеров и
исследователей можно обучить искусству изобретательства, но и доказал
это на практике. В кружках и на курсах они овладевали приемами, которые
позволяли находить оригинальные решения различных технических проблем. Для
этого автору Теории пришлось проштудировать огромное количество
патентов, выданных на изобретения, и выявить в них общие черты. Возникла
классификация изобретательских задач и способов их решения.
Познакомившийся с Теорией будущий изобретатель "вооружался" примерно так
же, как современный воин по сравнению со средневековым рыцарем. В
чем же особенности Теории? Прежде всего она помогала избежать перебора
всех возможных вариантов решения задачи и найти более быстрые и
рациональные пути. Известно, что даже такой талантливый изобретатель,
как Томас Эдисон, работал над каждым изобретением в среднем по семь лет,
и не в одиночку, а с группой сотрудников. Вот что писал о нем другой
выдающийся изобретатель Никола Тесла: "Если бы Эдисону понадобилось
найти иголку в стоге сена, он... немедленно с лихорадочным прилежанием
пчелы начал бы осматривать соломинку за соломинкой, пока не нашел бы
предмета своих поисков. Его методы крайне неэффективны..." А вот
слова самого Эдисона: "Лучший способ что-то изобрести — это
перепробовать все, что только взбредет в голову". Тем не менее даже
Эдисон на склоне лет стал соглашаться с тем, что не только чутье и
здравый смысл, но и теория и расчеты нужны изобретателю. Сегодня
совершенно ясно, что полагаться лишь на случай или озарение, огромную
работоспособность и кропотливое прилежание изобретателю уже нельзя. И
наука предлагает ему помощь даже в таком "тонком", творческом деле. |