Пятница, 15.01.2021, 20:17

ФИЛОСОФИЯ [90]
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ [10]

Главная » Статьи » ПОЗНАЕМ МИР ВМЕСТЕ » НАУКА И ТЕХНИКА

КАК ДОБЫТЬ... АСТЕРОИД?
А зачем могут понадобиться лунные базы? Они потребуются не только для научно-исследовательских целей, как, скажем, базы в Антарктиде. Есть и более практичные намерения: Луна должна стать перевалочной базой при создании в околоземном пространстве индустриального пояса.

Что это такое? Чтобы убрать с Земли экологически вредные производства, сохранить ее природные ресурсы, предлагается вывести заводы и фабрики на околоземную орбиту. Представьте себе, что из глубин космоса в сторону Земли с помощью ракеты транспортируется космическое тело — астероид. Их огромное количество, и находятся они между орбитами Марса и Юпитера. Даже небольшой, поперечником всего лишь в один километр, астероид имеет массу около двух миллиардов тонн. Он может содержать в себе миллионы тонн железа, никеля, кобальта, тысячи и сотни тонн серебра, золота и платины.

Все это необыкновенно ценные вещества, которых хватило бы человечеству на тысячи лет. "Подогнав" астероид к Земле, его можно было бы переработать на космических заводах, а на Землю доставлять уже готовые изделия. Понятно, что при такой работе лунные базы станут необходимыми для управления сложными транспортными операциями.

Пока это кажется нереальным, но технически такой проект осуществим. А главное, что в скором времени он может оказаться единственной альтернативой экологически безвыходному развитию производства на Земле. Действительно, почему бы не иметь на будущее и такой вариант в запасе?

• Железом, "посланным" из космоса, пользовались еще в древности. Это было метеоритное железо, которое служило материалом для изготовления орудий и инструментов, например, эскимосам. Один из таких метеоритов, массой более тридцати тонн, был обнаружен в Гренландии.

•  Самый древний рудник нашли в израильской пустыне Негев. Ему около трех с половиной тысяч лет. В руднике с очень сложной структурой из шахт и туннелей добывали медь.

•  В своем знаменитом труде "О металлах" немецкий ученый энциклопедист XVI века Георгий Агрикола заложил основы научной металлургии и горного дела, посвятив добыче ископаемых шесть томов трактата из двенадцати. Эта книга была самой авторитетной в своей области в течение двух столетий.

•  Строительство шахт подталкивало технику к более быстрому развитию. Например, еще в 1698 году английский инженер Севери построил машину для откачки воды из шахт, в которой использовался водяной пар. А вот что писали в российском руководстве по горному делу о водоподъемной паровой машине в 1760 году: "Когда оная машина исправно учреждена, то каждый час вышиною на 40 сажень (примерно 85 метров. — А.Л.) пятьсот восемьдесят ведер воды поднимает". Вот так наступала эпоха пара!

•  Аварии, происходившие при подъеме грузов из шахт, заставили перейти от обычных железных цепей к проволочным канатам, или тросам, которые применяются и по сей день практически во всех подъемных механизмах.

•  Расширение топливной базы в начале XIX века, связанное с развитием транспорта, вызвало рост добычи угля в несколько раз. Например, в США вклад каменного угля в общую топливную базу достиг к началу XIX века трех четвертей.

•  Из шутливого прогноза: через четверть века будет открыт безопасный и экологически чистый способ получения электроэнергии из каменного угля, причем самых низких сортов. Однако многие страны ничего от этого не выиграют, поскольку поспешат полностью исчерпать свои угольные ресурсы.

•  Чтобы обезопасить взрывные работы в карьерах, был изобретен специальный огнепроводный шнур, который позволял задержать время взрыва и дать время рабочим удалиться. Его название хорошо известно — бикфордов шнур.

•  В 1859 году американский предприниматель Эдвард Дрейк пытался привлечь специалистов к проекту разведки нефти. Их ответ: "Вы хотите бурить землю, пытаясь найти нефть? Вы сошли с ума!"

•  Изобретение, принесшее будущему нефтяному магнату Говарду Хьюзу первые большие деньги, было сделано, когда он только начинал бурение скважин. Наткнувшись на скалу, которую не брал обычный бур, он был вынужден придумать бур, проходящий через твердые породы благодаря упрочненному наконечнику.

•  Насколько важна добыча нефти и газа, говорит тот факт, что их вклад в энергетику США составил в восьмидесятых годах этого века около восьмидесяти процентов. Общая масса нефти, потребляемой в США, на сорок процентов больше массы продовольствия, металла, бетона и дерева, вместе взятых.

•  Одно из изобретений, созданных для ускорения бурения, основано на реактивном принципе. Ракету удерживают соплом вниз, а вырывающееся из него пламя прожигает почву.

•  Ежегодно миллион миллионов тонн руды обогащается методом пенной флотации, при котором содержащие металл частицы раздробленной руды выносятся на поверхность раствора пузырьками воздуха, образуя пенный слой.

•  Потребность человечества в цветных металлах растет настолько быстро, что изделия из них, выходящие из употребления, по нескольку раз используют как металлолом. А в некоторых развитых странах стоимость металла в монетах оказывается выше их номинала, из-за чего монеты приходится изымать из обращения.

•  Чтобы в отходах обогатительных фабрик не оставалось даже долей грамма золота, одна из американских компаний предложила новый способ анализа содержания драгоценного металла в руде. Используя просвечивание рентгеном и современную электронику, удается всего за полчаса выявлять содержание золота с точностью до 0,05 грамма на тонну руды!

•  В Германии работает установка по удалению серы из угля с помощью бактерий. Предварительное очищение угля уменьшает вредные выбросы при его сжигании.

•  Уже четверть века назад в ФРГ был выдан патент на способ добычи полезных ископаемых из космических месторождений, в качестве которых выбирались астероиды. Предшественниками изобретателя были авторы фантастических романов — Жюль Берн и Александр Беляев.

•  Недавно один из отечественных ученых выступил с экзотической гипотезой о том, что Луна представляет собой комету, и поэтому целиком состоит... из льда. А солнечные лучи не могут ее растопить из-за того, что тысячелетиями падавшие на нее метеориты покрыли ее плотным слоем пыли, превратившейся в толстую корку.

•  В последнее время в печати, а также в международной компьютерной сети Интернет появились статьи об освоении и колонизации Марса, в том числе и под заголовком "Разработка полезных ископаемых на Марсе".

Категория: НАУКА И ТЕХНИКА | Добавил: admin (21.03.2013)