В категории материалов: 131 Показано материалов: 61-90 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам

В
середине нашего века немецкому изобретателю-самоучке Феликсу Ванкелю
удалось создать двигатель без обычных цилиндров и поршней — порции
топлива сгорали так, что сразу производили вращение вала. |
 Можно
ли в борьбе различных направлений автомобилестроения разглядеть хотя бы
очертания будущих машин? Вот, скажем, знаменитый писатель-фантаст
Герберт Уэллс примерно столетие назад полагал, что к середине XX века
автомобили будут двигаться на дешевой атомной тяге, и ошибся. Поэтому
вряд ли стоит заглядывать так далеко вперед.
|
Пора
рождения мечты человечества — обрести крылья — теряется в глубине
веков. Можно представить, как наш далекий предок с тоской следит за
свободным полетом птицы и, быть может, даже пытается ей подражать.
Сколько же понадобилось времени, чтобы эта великая мечта стала
реальностью! |
Хотя
летать человек начал всего лишь без малого столетие, подняться в воздух
он сумел значительно раньше. Висеть — это не лететь. Конечно, вы
поняли, что речь идет о воздушных шарах. Действительно, такого рода
полеты стали совершаться еще в конце XVIII века, люди поднимались в
воздух на шарах, наполненных дымом от костра. |
Настоящие
самолеты, то есть управляемые аппараты тяжелее воздуха, снабженные
двигателем, способные менять высоту и летать горизонтально, появились
лишь на рубеже двух последних веков. Необходимо воздать должное смелости
и упорству исследователей, на себе "испытавших всю прелесть и опасность
движения в воздухе. Огромное количество опытов, измерений и расчетов
позволили, наконец, понять, какими должны быть крылья будущего
аэроплана. |
Первые
самолеты, как вы, наверное, знаете, приводились в движение
пропеллером-винтом. Впрочем, пропеллеры не потеряли своего значения для
авиации и по сей день. Наглядный пример — вертолеты. Недаром их именуют
еще и винтокрылыми машинами. |
Знаете
ли вы, что один реактивный пассажирский самолет, пересекая
Атлантический океан, сжигает свыше 35 тонн кислорода? Такого его
количества хватило бы для дыхания 150 человек в течение года. А
самолетов — тысячи и тысячи. Вот и подумайте, во сколько нам обходятся
победы над временем и пространством, которые обеспечивает современная
техника. |
Пожалуй,
вырваться за пределы земного тяготения было настолько дерзновенным
устремлением человечества, что долгие столетия об этом мечтали лишь
поэты и писатели-фантасты. Даже во второй половине XIX века, когда пар и
электричество преображали производство и наземный транспорт, мало кто
связывал эти достижения с выходом в космическое пространство. |
Вклад,
который внес в обоснование возможности космических полетов наш
соотечественник К. Э. Циолковский, неоспорим и признан во всем мире.
Живя в тихой и провинциальной Калуге, скромный учитель смог облечь свои
мечты в конкретные формулы, на которые затем опирались все, кто хотел
реализовать полет в космос. Циолковского поэтому называют
основоположником теор -тической космонавтики. Но на склоне лет ему
удалось застать начало практического воплощения своих надежд. |
Первый
искусственный спутник Земли был запущен 4 октября 1957 года. Не прошло и
четырех лет, как в космосе побывал первый человек — Ю. А. Гагарин. |
Полеты
в космос требуют огромных затрат. Некоторые проекты невозможно
осуществить в одиночку даже таким крупным странам, как Россия или США.
Более того, выходы на орбиту приносят и прямой ущерб — падают на Землю
отработавшие ступени ракет, выводятся из хозяйственного пользования
прилегающие к космодромам громадные территории, да и в самом космосе
накапливается мусор, состоящий из деталей ракет и кораблей и закончивших
свою работу на орбите спутников. |
"Человечество
не останется вечно на Земле... — писал К. Э. Циолковский. — ... Очень
важно иметь ракетные корабли, ибо они помогут человечеству расселиться
по мировому пространству". Вот куда были нацелены мысли основоположника
космонавтики! И сегодня существует много энтузиастов и сторонников
космических путешествий. |
 Замечали
ли вы, что происходит с вашим телом во время ходьбы? Конечно, речь идет
лишь о механике нашего движения. Так вот, перемещаясь по горизонтали,
мы, кроме того, движемся еще и вверх-вниз. Иными словами, наш центр
тяжести то опускается, то поднимается — мы отталкиваемся от земли,
приподнимая "заднюю" ногу и приседаем, пружиня, на "переднюю". |
Когда
стремление человека подняться на как можно большие высоты было в
какой-то степени удовлетворено, его мысли обратились к глубинам океана.
Возможно, это определялось практической пользой, но первопроходцами все
же в большей степени руководят любознательность и огромное желание
преодолеть неизведанные трудности. |
В
тех научно-фантастических романах, где пытались представить облик
будущего, часто описывался такой вид транспорта, как движущиеся
тротуары. Устройство их легко себе вообразить, если вы хоть когда-нибудь
видели конвейер. Движущаяся дорожка вдруг скрывается под землей,
незримо для нас проходит обратный путь и вновь "вылезает" наружу,
принимая следующих пассажиров. |
С
древнейших времен человеку нужно было охотиться и защищаться от
хищников. Но кроме того, история человечества — это история войн, как
освободительных, так и захватнических. Борьба за территорию, за
источники воды и пищи, за дешевую рабочую силу, в конце концов, за
овладение богатствами все время сталкивала людей друг с другом. |
Попробуйте
ответить на вопрос: чем был вооружен и как защищался древний человек?
Наверняка, особенно не напрягаясь, вы припомните камни и палки — то, чем
его снабжала сама природа. Со временем люди научились выкапывать
ямы-ловушки и загонять туда животных, строить свои жилища на сваях или
на деревьях, чтобы труднее было подобраться к ним хищникам и нежданным
гостям из враждебных племен. |
Нельзя
сказать, что поначалу огнестрельное оружие заметно облегчило действия
воина. Судите сами: в пистолет или мушкет надо было засыпать порох,
затем загнать в дуло пулю, вызвать ударом о кремень искру,
воспламенявшую порох, — все это и называлось "сделать выстрел". |
Представлять
автомат, наверное, особенно и не надо. Достаточно включить телевизор,
по которому каждый день показывают боевики. Вот уж где можно
познакомиться с целой коллекцией современного стрелкового оружия.
Автомат занимает в ней немаловажное место. |
Одна
из самых важных проблем, встающих во время ведения военных действий, —
подобраться поближе к противнику, но в то же время самому остаться
неуязвимым. |
В
XX веке возник еще один способ вплотную подобраться к расположению
вражеских войск. Причем способ значительно более эффективный, нежели
известные наземные средства. Это, конечно же, авиация. |
Все
же и авиация не решила полностью проблемы безопасного приближения к
противнику. Самолеты, в большинстве своем, могут быть сбиты. Это стало
особенно опасным, когда появились самонаводящиеся ракеты, реагирующие на
источник тепла. Другими словами, такие "снаряды" не ведут себя пассивно
после выстрела, летя лишь по заданной траектории, а словно гонятся за
самолетом, повторяя его маневры в попытках уйти от поражения. |
Ядерное оружие —
самое мощное из всех видов, которые когда-либо были произведены,
поставило на грань уничтожения все человечество. Чем же объясняется
такая его невероятная мощь? |
Неужели
наступит время, когда человеку совсем расхочется воевать? Интересно
проследить за сценариями будущих войн, которые разрабатываются в
стратегических военных центрах развитых стран. По сведениям, какие
просачиваются оттуда, можно судить, что стремление к агрессии не
исчезнет в одночасье. Однако характер возможных военных действий
претерпит значительные перемены. |
25 лет назад в Греции решили проверить, действительно ли Архимед мог
поджечь солнечными лучами флот римлян. Семьдесят человек выстроились на
берегу моря, держа в руках медные шиты, подобные тем, какими
пользовались защитники Сиракуз. Когда они навели солнечные "зайчики" на
макет деревянного судна, он вспыхнул через несколько секунд! |
Одна
из самых первых потребностей человека — нужда в жилище. Да и не только
человека. Птицы вьют гнезда или устраивают их в дуплах, многие животные
роют норы, а есть и такие искусные "мастера", как, например, бобры,
которые выстраивают себе поистине хоромы. |
Не
стоит относиться к древним строителям пренебрежительно, считая их
творения примитивными. Скорее, нам следует удивляться, как скромными
средствами, из подручных материалов они умудрялись возводить вполне
пригодные для обитания жилища. В ход шло все — и дерево, и камни, и
песок, и глина, и даже... снег. |
Когда
говорят о диковинах древности, то обязательно упоминают знаменитые
сооружения, имевшие циклопические размеры. Это те самые "семь чудес
света", вошедшие в поговорку. Заметьте, что все они — достижения
строительства. |
Для
того чтобы торговать или перевозить строительные материалы, человеку
были нужны хорошие пути сообщения. Их учились строить еще в древности:
самую старую мощеную дорогу обнаружили в Египте, ей около двух с
половиной тысяч лет. По ней доставлялись трехтонные блоки для постройки
пирамид. Но это на ровной местности. А что делать, если на пути
встречались такие препятствия, как река или гора? Пришлось овладевать
умением строить туннели и мосты. |
Мостостроение,
как вы убедились, оказалось не изолированным от других направлений
зодчества. Найденные при постройке мостов решения были использованы при
возведении иных гигантских сооружений — таких, как небоскребы и
устремленные, словно иглы в небеса, телебашни. |
|