В категории материалов: 131 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 4 5 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам

Так
часто спрашивают, пытаясь выяснить, остался ли у человека запас
жизненных сил, активности. Ведь порох — символ взрыва, выстрела,
высвобождения накопленной энергии. |
Химические элементы
— это самые простые, элементарные вещества в окружающем нас мире. Когда
мы говорим: водород, кислород, углерод, сера, железо, медь, свинец — то
имеем в виду именно эти элементы. А вот углекислый хаз — уже более
сложное соединение водорода с углеродом. Или, если помните, сталь —
сплав, смесь железа с углеродом и другими химическими элементами. А
порох — мешанина и простых, и сложных веществ. |
"Стальные
нервы", "железный характер" — что ни говорите, а сравнения с металлами,
когда мы хотим подчеркнуть твердость и прочность, давно вошли в наш
лексикон. Однако вы уже убедились, что чистые металлы — это не всегда
хорошо. Как чистый бульон — пресно и невкусно, а добавим щепотку соли —
совсем иное дело! |
Кто
не знает сейчас жевательной резинки! А ведь у нее есть далекий "предок"
— каучук, получаемый из сока дерева гевеи, растущего в Южной Америке.
Издавна индейцы употребляли его в качестве "жвачки". |
Вы
наверняка видели переливчатые крылья жука или стрекозы, наблюдали за
быстро меняющимися цифрами электронных часов и уж, конечно, каждый день
моете руки с мылом. Трудно догадаться, что может объединять эти вроде бы
совсем не связанные наблюдения и действия. Оказывается, общими их
участниками являются... жидкие кристаллы. |
"Шел
в комнату, попал в другую..." — говорил один из персонажей комедии А.
Грибоедова "Горе от ума". Так бывает и с исследователями: ищут одно, а
находят порой совсем иное, но, как выясняется, вовсе не бесполезное. Об
этом — две истории, связанные с обнаружением необыкновенных веществ. |
Задумайтесь
о веренице преобразований вещества. Огромные экскаваторы вынимают из
карьера руду". Самосвалы, а затем поезда везут ее на обогатительные
фабрики. Потом ее плавят, обрабатывают, вытачивают детали, собирают их
в... огромные экскаваторы и самосвалы, которые отвозят для работы в тот
же карьер. Какой-то бессмысленный круговорот с гигантскими затратами
энергии и растущим загрязнением природы! |
Для
чего человек добывает или синтезирует вещества? Обрабатывает полученные
из них материалы? А затем изготавливает из них детали? Последнее слово
несет подсказку, ведь из деталей что-то собирают. В том числе — машины! |
"Лень
— двигатель прогресса". Вам не приходилось слышать такое изречение?
Возможно, оно покажется справедливым, если прислушаться к оценкам
ученых, по которым на сегодня механизировано уже более 99 процентов всех
выполняемых людьми физических операций. Воистину, сиди да поплевывай в
потолок! |
Возможно,
отвечая на вопрос предыдущего рассказа, вы назвали в качестве примера
простого механизма... мясорубку. Действительно, ручка мясорубки не что
иное, как рычаг, да и винт в ней можно найти. Это-то верно, но легко ли,
а главное, быстро ли перемелете вы, скажем, тонну мяса? Такая задача,
конечно, не для домашней кухни, но все же? |
Хотя
машину Ньюкомена и называют паровой, но это натяжка. Не совсем она
машина — работала отнюдь не непрерывно, и не совсем паровая — поршень
после его хода "загонял" назад в цилиндр атмосферный воздух. |
Действительно,
такое устройство, подобное ветряному или водяному колесу, известно с
древности под названием паровая турбина. Да мощность такой турбины была
столь мала, что годилась она разве что для игрушек. |
От
двигателя, той части машины, где движение "рождается", его надо
"переправить" к рабочему органу, непосредственно выполняющему
необходимые нам действия. На старинном лучковом станке этого добивались
весьма просто — веревочками. Сейчас их заменяют прочные тросы, например,
в подъемных кранах или экскаваторах. |
Посмотрите,
сколько разнообразных движений способна совершить ваша рука! От самых
простых, например, забивания молотком гвоздя, до таких тонких, как
сборка миниатюрного часового механизма. При этом, заметьте,
вращательного движения, которое в основном производится и передается
большинством машин, почти не совершается. |
В
фантастическом фильме "Внутренний космос" рассказывалось о
микроскопических устройствах, способных передвигаться по кровеносным
сосудам человека. Зачем это может понадобиться в реальности, гадать не
приходится — к примеру, такие микромеханизмы могли бы освобождать наши
вены и артерии от опасных накоплений, примерно так, как прочищают трубы
от отложений на их стенках. Но возможно ли это? |
Освоить каменные орудия наших далеких предков вынудило изменение
климата — например, в Африке он стал значительно суше около 2,5 миллиона
лет назад. Пришлось переходить от растительной к животной пище, а
человек был плохо оснащен для охоты: у него были небольшие клыки и
отсутствовали когти. |
Почему
"хозяину" недоставало таких "двигателей", как вол, лошадь или тот же
верблюд, впряженный на рисунке в повозку? Зачем понадобилось ему
рисковать, перевозя столь опасное огнедышащее устройство? Стоила ли
овчинка выделки? |
В
течение многих столетий олицетворением мощи государства был его флот.
Такие державы, как Великобритания, Франция, Испания, Голландия, Россия,
могли завоевать и удерживать огромные территории и даже целые страны —
колонии, — только располагая превосходными парусными судами. |
"Мы
видели дальше потому, что стояли на плечах гигантов". Это известное
изречение могли бы повторить многие знаменитые изобретатели. К ним,
безусловно, стоит причислить и Р. Фултона, с именем которого связывают
появление первого парохода. |
Что
бы мы ни пытались привести в движение, необходимо произвести толчок, от
чего-то оттолкнуться. Парусные суда толкает... воздух. Помните: "ветер
по морю гуляет и кораблик подгоняет"? |
Слово
"пароход" сегодня уже устарело, хотя пар на водном транспорте работать
не перестал. На смену поршневым паровым машинам пришла паровая турбина.
Она трудится и на огромных океанских лайнерах, и на подводных лодках. |
Слова
"плавно" и "плавать" близки по звучанию. Изящное скольжение по водной
поверхности создает иллюзию легкого, без противодействия хода. Однако
малые усилия двигателей требуются лишь при старте, когда вода
практически не оказывает сопротивления. Но с увеличением скорости
увеличивается и сопротивление воды. |
Приятно,
конечно, не торопясь передвигаться по речной или морской глади — сама
вода словно смазка. Да ведь до воды еще добраться надо, а как нелегко
толкать или тянуть грузы посуху, даже на колесах! Вот и стали
употреблять лет четыреста назад вместо тачек вагонетки, катящиеся по
деревянным рельсам. Для прочности дороги рельсы укладывали на поперечные
бруски — шпалы. Затем на смену дереву пришел чугун: рельсы служили
теперь дольше, да и катить по ним вагонетки стало легче. |
Изобретателям
паровоза пришлось столкнуться сразу со многими необычными проблемами.
Первая: вместо того чтобы уменьшить сопротивление движению, трение
колеса о рельс следовало увеличить, иначе — пробуксовка! Получалось, что
паровоз легким быть не мог. Увеличение же его веса вело к давлению на
рельсы и, через них, на почву. Еще проблема: уже при малых подъемах пути
тяга паровоза заметно уменьшалась. |
Долгое
время у паровоза не было конкурентов. Однако требовалось перевозить все
больше грузов и пассажиров со все большей скоростью. А паровая машина,
приводившая в движение поезда, была отнюдь не самым совершенным
двигателем. |
На
конечную остановку пришел трамвай. Как ему отправиться в обратный путь?
Да в чем загвоздка, скажете вы, развернется по рельсовому кольцу, и
вперед! Но даже такие небольшие развороты занимают немало городской
площади и создают неудобства. А что же говорить о вокзале или
железнодорожной станции, куда прибывают поезда с десятками вагонов?
|
А
как быстро станут передвигаться железнодорожные составы? Смогут ли они
составить конкуренцию автомобилям и самолетам? Для тех, кому довелось
путешествовать по скоростным рельсовым магистралям Германии, Франций или
Японии, такого вопроса нет. Скорость поездов за двести, а кое-где и
триста километров в час стала уже привычной. При этом плавность их хода
такова, что в вагонах ничего не стучит и не дребезжит. |
Наш
следующий транспортный герой — автомобиль. Он появился позже паровоза
примерно на столетие. Почему так произошло? Вроде бы необходимость в нем
была не меньше, чем в паровозе. Ведь рельсы не подведешь к каждому
дому, а машинисту не скажешь, как ныне водителю такси: "Подвезите на
угол Садовой и Тверской". |
Почему
же все-таки автомобиль задержался со своим появлением? Идея-то была
проста — поставить тот же паровой двигатель на колеса, только двигаться
не по рельсам, а по обычным дорогам. Но на неприспособленных для таких
экипажей дорогах возникала сильная тряска; сами машины были громоздкими и
тяжелыми; паровой двигатель представлял немалую опасность. Известно,
что на скорости 4 километра в час потерпел аварию паромобиль
французского инженера Кюньо. |
Произошло
это в середине восьмидесятых годов XIX века. Желание снабдить
автомобиль необходимым ему мотором привело инженеров и конструкторов к
следующей идее. Зачем сжигать топливо снаружи, подогревая котел с водой,
в котором образуется пар, толкающий поршни машин? Не проще ли подавать
смесь бензина с воздухом внутрь цилиндра двигателя, заставляя ее там
сгорать, нагреваясь и расширяясь? Иными словами, заменить пар
образовавшимися при сгорании газообразными продуктами. |
|