ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 07.12.2019, 00:06
ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ
   УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ПО ТЕМАМ
   "ЛЕКСИКА","ФРАЗЕОЛОГИЯ"
   И "СЛОВООБРАЗОВАНИЕ"


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА
   УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО
   ЛИТЕРАТУРЕ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

ФИЗИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ
   ШЕРЛОКА ХОЛМСАХ


НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
ТАЙНЫ КИЕВСКОЙ РУСИ [22]
ТАЙНЫ РУСИ [20]
КАК ЖИЛИ НАШИ ПРЕДКИ [132]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ИСТОРИЯ РУСИ » ТАЙНЫ РУСИ

МОНЕТА МЕРТВОГО ЦАРЯ. Конец смуты

Есть волшебные книги, которые дают читателю куда больше, чем обещает их название. К таким книгам для меня относится и труд А. Мельниковой, В. Узденникова и И. Шикановой «Деньги в России».

Все три автора – очень известные нумизматы, каждый написал немало статей и книг, каталогов и справочников по русским деньгам. Но на этот раз они объединились, чтобы подвести итог своей многолетней работе и представить нам общую картину того, как появились деньги на Руси, какими они были, как история денег помогает понять историю нашего государства.

За долгую жизнь России возникло немало тайн, связанных с денежным обращением, – наверное, ни одна другая страна в мире таким числом их не может похвастаться. До последнего времени даже не было известно наверняка, когда же появились на Руси первые монеты и какими деньгами пользовались, когда монет не было. Ведь окончательно денежная система, подобная европейской, установилась у нас только в те годы, когда Дмитрий Донской разгромил Мамая на Куликовом поле. Слышали об этом?

Но и после этого невероятные перевороты и конфликты в истории нашей страны, отражаясь в монетах, возникали вновь и вновь. Поэтому строго научная книга нумизматов из Исторического музея в Москве порой читается как детективный роман, благо в роли сыщиков, нашедших таинственного преступника, выступают сами авторы книги.

Об одной из тайн, нашедших отражение в монетах, я и хочу рассказать, пользуясь тем, что узнал из книги «Деньги в России».

Попробуем вспомнить, что же мы с вами учили на уроках истории.

Почти пятьдесят лет занимал русский престол Иван Грозный. К концу его царствования после многих поражений в войнах и террора, который он развязал против собственного народа, Россия была разорена и отрезана от внешнего мира. Оставался лишь один порт – Архангельск, куда могли приходить иностранные корабли. В России не хватало серебра, и потому денег чеканили мало.

Когда же после смерти Ивана Грозного в 1584 году престол достался его слабоумному сыну Федору, правителем при нем стал человек не очень знатного рода – Борис Годунов, о котором мы с вами только что говорили.

Процарствовав семь лет, Годунов умер, и престол перешел к его сыну Федору. Но в том же 1605 году в Россию вторглись поляки и, убив Федора Борисовича и его семью, посадили на московский трон то ли Дмитрия, то ли Гришку Отрепьева. Но бояре и оставшиеся в живых родственники царевича признали в польском ставленнике погибшего Дмитрия. Так что он занял престол.

В России началось Смутное время – почти на десять лет протянулась анархия и непрестанная гражданская война. В стране царили голод и разруха, на престоле сменяли друг друга Лжедмитрий, Василий Шуйский, польский король Владислав, пока наконец народное ополчение во главе, как вы помните, с Мининым и Пожарским не выгнало из России поляков. На царство короновался боярин Михаил Романов. А это случилось уже в 1613 году.

Если вы внимательно прочитали это вступление к тайне, то, как в настоящем детективе, уже познакомились со всеми основными действующими лицами нашей драмы.

И я прошу вас обратить внимание на то, что в эти годы престол занимали два Федора, два сына сильных государей, которым сильно не повезло в жизни. То есть сын Ивана Грозного, Федор Иоаннович, и сын Бориса Годунова, Федор Борисович. Между ними правил сам царь Борис.

За годы Смутного времени в России было изготовлено множество самых различных монет. Каждый из ее правителей старался отчеканить деньги с собственным именем. Это была лучшая агитация! Если вы платите деньгами с моим именем, значит, я и есть ваш царь!

И вот, по мере того как ученые находили все больше кладов и отдельных монет при раскопках, они все чаще встречали странные деньги. Во-первых, были найдены монеты, на одной стороне которых был изображен всадник с копьем, как его чеканили при Борисе Годунове, а на другой стороне надпись «Царь Федор Иоаннович». Но это еще можно было объяснить тем, что Борис Годунов, как умный и осторожный человек, даже придя к власти и дожидаясь собственной коронации, продолжал чеканить монеты с именем уже умершего Федора. Этим он показывал свою преданность Ивану Грозному.

Но тут обнаружились еще более странные монеты.

На одной стороне этих монет был изображен копейщик – всадник с копьем. От этого всадника и пошло название – копейка. А под ним буквы – сокращенное название Ярославля. На другой же стороне монеты было написано вот что: «Царь и Великий князь Федор Иванович Всея Руси»

Загадочные буквы, которые расшифровывались как слово «Ярославль», и помогли разгадать тайну необычных копеек.

После нескольких лет Смуты и разграбления русских земель денег в обращении совсем не осталось. Разоренные крестьяне старались найти себе службу, чтобы получить за нее жалованье. Но нечем было это жалованье платить. Со всех сторон Россия была стиснута войсками врагов. Новгород был захвачен шведами, Смоленск и Москва – поляками, на юге буйствовали восставшие казаки. В России не оставалось ни одного монетного двора, который смог бы отчеканить деньги.

И вот в 1612 году в Нижнем Новгороде и других волжских городах, не захваченных иностранцами, начало собираться ополчение, во главе которого встал князь Пожарский. Собирали на него деньги торговцы и помещики тех земель, причем несли они в общую казну серебряную посуду, украшения и деньги, что хранились в ухоронках в подвалах. Из этих серебряных предметов руководители ополчения решили чеканить свои деньги, чтобы платить ратникам и другим служилым людям. Для этого и был создан в городе Ярославле монетный двор. И поэтому слово «Ярославль» появилось на новых монетах.

Но тогда, спросите вы, при чем здесь Федор Иоаннович? Ведь идет 1612 год. Четырнадцать лет, как умер несчастный Федор. Даже со дня смерти его тезки, Федора Борисовича, миновало уже семь лет. Зачем понадобилось пользоваться именем так давно умершего царя?

Но поставьте себя на место Пожарского и его товарищей! Ведь в России нет царя. В Москве сидят поляки, в Новгороде шведы, Псков признал Лжедмитрия Второго, которого в истории именуют Тушинским вором. Ни Минин, ни Пожарский, ни их соратники царями становиться не хотели. Но в сознании человека того времени не могло быть монеты без имени царя. Кто же имел моральное право считаться русским царем? Наверное, последний из царей, которого вожди ополчения признали законным. А последним из Рюриковичей был именно сын Ивана Грозного Федор Иоаннович.

Так и появились на свет монеты царя, который умер за много лет до этого момента.

Монеты помогают понять историю.

А знание истории помогает разобраться в монетах.

Категория: ТАЙНЫ РУСИ | Добавил: admin (30.12.2012)
Просмотров: 505 | Теги: хрестоматия по истории, рассказы по истории Отечества для ш, история Руси, изучаем историю Руси, дидактический материал по истории | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ

» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И
    ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЮНЫЕ ЖУРНАЛИСТЫ

ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ
   ГАЗЕТУ


ИНТЕРАКТИВНЫЕ ИГРЫ
    ДЛЯ ЮНЫХ ЖУРНАЛИСТОВ

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ
    ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск







» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2019
    Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0