Выходя в холодную погоду из дому, славяне – и
женщины, и мужчины – надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из
сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать» – «одевать»,
«кутать». В письменных источниках свиты упоминаются начиная с ХI века, а
существовали, надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в
точности нам не известен. Судя по всему, длиной они были примерно до
икр, довольно плотно облегали фигуру («поясом притяжена к телеси…»),
рукава были снабжены обшлагами, а ворот – отложным воротником. И то и
другое, конечно, вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была,
скорее всего, различной.
1. Женщина в накладной шубке. XVII век. 2. Девушка в короткой шубе. XVII век. 3. Женщина в полушубке из овчины. XIX век
Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль
полосками тонкой кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, – такие
полоски были найдены при раскопках древнего Пскова в слоях ХI века. А
вот застёгивались свиты, по мнению учёных, с помощью петлиц, а не
прорезных петель, как больше принято ныне. Петлицы считаются характерной
деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии, одеяния
типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам
каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое,
древнерусское. Учёные относят его к древнейшему, «праславянскому»
периоду развития языка.
Помимо сукна, любимым и популярным материалом
для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха. Мехов было
много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что, например,
медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для одежды
знатного человека. Русские меха пользовались заслуженной славой и в
Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён
разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие
от современной «дублёнки») каждому. Недаром «кожух» – тоже древнейшее,
праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало
вообще одежду из кож и мехов – не исключено, что кожухами называли также
и меховые либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с
рукавами и застёжками.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь. Простые
люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые
покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой –
золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды
надевали не только ради тепла. Следует помнить, что в языческой
древности мех считался магическим символом плодородия и богатства
(реальным признаком богатства он тогда, в силу своей общедоступности,
являться не мог). Например, Змей Волос наших легенд, существо, способное
дарить людям «золото-серебро», оказывается по-змеиному чешуйчатым и
одновременно… мохнатым. Подобные воззрения не являются исключительно
славянскими. Мифология скандинавов, описывая «родоначальника» всех
свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его невесту «в платье
из меха»…
1. Молящиеся новгородцы. Фрагмент с иконы XV века. 2. Боярские шубы. XVI–XVII века. 3. Крестьянин в тулупе. XIX век
Так что в каких-то торжественных случаях,
требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил,
славянские «нарочитые люди» и летом могли облачиться в меха: это должно
было способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего
племени. Такое обыкновение оказалось очень живучим, продолжая
существовать и тогда, когда мифологическая причина была уже позабыта.
Взять хотя бы знаменитые боярские «сидения» в шубах и меховых шапках. А
ещё в конце ХIХ века девушки ходили в хоровод – своего рода «выставку
невест» – даже в летнюю жару часто в шубах, стремясь вернее привлечь
внимание женихов. А молодожёнов непременно сажали на расстеленный мех,
чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее сделался «полной
чашей»…
Впоследствии долгополые кожухи стали называть
«тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или короче, –
«полушубками».
О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то считает
его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его из
татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово
обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из
древнерусского языка «тулуп» попал в Польшу и даже… в Швецию, на другой
берег Балтийского моря.
А вот о слове «шуба» языковедам доподлинно
известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто
«верхняя одежда с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими
путями оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что
славяне заимствовали его у германцев, часть – что германцы, наоборот,
переняли его у славян…
Ещё одним распространённым видом меховой
одежды, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни
изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы доподлинно
знаем, что безрукавки носили наши близкие соседи, например скандинавы. А
у горных пастухов Украины сохранился исключительно старый тип
безрукавки – не сшитый, но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё
это даёт право предполагать, что и славянам безрукавки наверняка были
знакомы. |