Художники и авторы исторических фильмов,
изображая воинов, несущих луки, нередко заставляют своих героев надевать
луки в натянутом состоянии на плечо или через голову. Между тем у
славян и в странах Востока использовался специальный чехол для лука –
налучье («налучь», «налучник», «налушник»). Западная Европа налучий не
знала совсем.
Когда же на картинах и в фильмах наших
богатырей всё-таки снабжают чехлами для луков, их чаще всего изображают
коротенькими, по образцу тех, что сохранились в музеях среди парадного
оружия ХVI—ХVIII веков. Однако учёные пишут, что налучье,
предназначенное не для парадного выезда, а для серьёзного боевого дела,
было лишь немного короче «завязанного» лука, а то и равно ему по длине,
иначе он неминуемо вывалился бы. Длина же древнерусского лука с надетой
тетивой составляла в среднем около 1,3 м.
Первые письменные упоминания о налучьях
относятся к ХV веку, но сохранились изображения, сделанные в ХII веке, и
археологи не сомневаются в существовании налучий ещё в IХ столетии,
если не раньше. Особенно актуальны были налучья для конных стрелков,
которые одновременно со стрельбой должны были управлять конём. Но и
«пешец» не мог всё время держать лук в руке: ему приходилось в бою
менять его на иное оружие (меч, копьё, топор и прочие), к тому же лук
был достаточно тяжёл, да и терять его никому не хотелось. Это в
сражении, а что же говорить про дальний пеший поход, когда воин нёс на
себе немало необходимых вещей?
Судя по более поздним образцам, налучья были
плоскими, на деревянной основе; их обтягивали кожей или плотной красивой
материей. Налучью не требовалось быть таким крепким, как тулу,
предохранявшему древки и нежные оперения стрел. Лук и тетива очень
прочны: помимо удобства при транспортировке, налучье разве что
предохраняло их от сырости, жары и мороза.
1. Древнерусское кожаное налучье с деревянным каркасом и
расположение на нем костяных орнаментальных пластин и петель для
подвешивания. Реконструкция. 2. Саадак (XVI век): а – колчан (плоский), б – налучье
Налучье, как и тул, оснащалось костяной или
металлической петлёй для привешивания. Располагалась она поблизости от
центра тяжести лука – у его рукояти. Носили лук в налучье вверх спинкой,
слева на поясе, также на поясном ремне или перекидном через плечо.
Примерно с ХV века на Руси распространились
саадаки (сагадаки), представлявшие собой полный набор для конного
стрелка: лук в налучье и колчан со стрелами. Слово «саадак» вошло в наш
язык под влиянием монголо-татарской терминологии. Русские купцы,
отправляясь за границу, возили с собой по дватри саадака – как для
защиты от разбойников, так и на продажу: русские луки очень ценились.
Саадаки изготовляли особые мастера-саадачники. На лицевой стороне
делался карман для плети и кистеня. Кроме того, в кармашках саадака,
налучья или тула хранились ножик и ножницы для поправки и подрезки
оперения стрел, а также напильники – расширять ушки стрел и, если
понадобится, подтачивать наконечники. Всё это могло очень пригодиться,
например, после боя, когда собирали и приводили в порядок трофейные
стрелы. Напильники, принадлежавшие стрелкам, находят и в погребениях
VIII—ХIV веков. |