Доклад по литературе «М.Н. Карамзин и русский сентиментализм» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 13:13
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 8
Гостей: 8
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «М.Н. Карамзин и русский сентиментализм»

Одной из дискуссионных проблем, обсуждаемых совре­менными филологами, является вопрос о сентиментализме. Следует ли рассматривать его как литературное направление, метод или течение; какое место он занимает в русской литера­туре и кого из русских писателей можно к нему отнести; не однозначен и вопрос о его хронологических рамках. Не ставя целью охарактеризовать позиции разных ученых, постараемся в докладе определить особенности сентиментализма в творче­стве того из русских писателей, кто, бесспорно, признан наи­более ярким выразителем этого направления в русской лите­ратуре — Николая Михайловича Карамзина.

Писатель, поэт, журналист, реформатор русского языка и создатель знаменитой «Истории государства Российского», Н.М.Карамзин, по словам В.Г.Белинского, оказал «большое влияние на нравственное формирование русского общества». Его творческий путь в литературе охватывает очень непро­должительный период — с 1791 по 1803 год, поскольку все последующие годы своей жизни он посвятил грандиозному историческому труду, составившему 12 томов. Но тем не ме­нее с его именем связан целый период развития русской лите­ратуры, определяемый возникновением и утверждением в ней сентиментализма.

Сентиментализм (от франц. sentiment — чувство) — ли­тературное направление, сложившееся в европейской литера­туре во второй половине XVIII века. Его появление было обу­словлено кризисом классицизма и рационализма, и в противовес им сентиментализм обратился к чувствам, которые определил как мерило добра и зла. Для сентиментализма ха­рактерен культ естественной природы, идеализация патриар­хального быта и нравов, стремление представить душевную жизнь человека. На протяжении 15 лет — с 1761 по 1774 год — во Франции, Англии и Германии вышли в свет три романа, которые заложили основу сентиментализма. Это «Юлия, или Новая Элоиза» Ж.-Ж. Руссо (1761), «Сентиментальное путе­шествие по Франции и Италии» Л. Стерна (1768), «Страдания молодого Вертера» И.В.Гете (1774). Термин «сентимента­лизм» и возник под влиянием названия романа английского писателя Л. Стерна, который повлиял на формирование сен­тиментализма не только в Англии, но и в других европейских странах, в том числе в России.

Социально-историческими предпосылками возникновения сентиментализма явилось движение третьего сословия в защи­ту своих прав и подготовка буржуазных революций в Европе. С точки зрения философских основ сентиментализм опирался на сенсуализм — учение, созданное английским философом Дж. Локком и обоснованное в его труде «Опыт о человече­ском разуме» (1690). Он предлагал принципиально иную, по сравнению с рационалистами, модель познания мира. Соглас­но Локку, внешний мир дан человеку в его физиологических ощущениях — зрении, слухе, вкусе, обонянии, осязании; об­щие идеи возникают на основе эмоционального переживания этих ощущений и аналитической деятельности разума, кото­рый сравнивает, сочетает и абстрагирует свойства вещей, по­знанных через ощущения. Отсюда вытекает совершенно иная концепция личности, в которой акцент стал делаться на жизнь сердца, возможность эмоционального отклика на природу и человеческие отношения. А это, в свою очередь, изменило и сферу действия на ту, где в наибольшей степени могла рас­крыться частная жизнь человека: любовь, дружба, семья, быт, путешествия.

Все это нашло отражение в эстетике сентиментализма, для которого характерен культ чувствительного человека, а способность к душевным переживаниям становится мерилом героя. Культ чувства породил и такие неоднозначные обра­зы, чуждые классицизму с его строгостью и прямолинейно­стью, как «сладкая мука», «горестное утешение», «нежная меланхолия». Вместе с тем возрастает интерес сентимента­листов к прозе, которая теперь приходит на смену поэзии, так важной для классицистов. Это не удивительно: ведь язык прозы проще, можно сказать, демократичнее, но у сентимен­талистов он оказывается при этом насыщен образами эмо­ций, выражая язык чувства. Это подготовило почву для раз­вития психологизма в романтической литературе, а внимание к литературным жанрам, не занимавшим большого места в классицизме (сентиментальная повесть, роман-путешествие, эпистолярные жанры и т.д.), расширяет многообразие лите­ратурных форм.

Меняется и социальный статус героя, в котором теперь ценится не сословная принадлежность, а человеческие качест­ва (доброта, сердечность, чуткость, нравственные достоинст­ва), которые не зависят от сословий. Это часто выражается в протесте против социального неравенства, воплощенного в сюжете о любви представителей разных сословий. Так, в зна­менитом и очень популярном в России той эпохи романе французского писателя и философа Ж.Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» рассказывается история любви дворянки Юлии и ее учителя Сен-Пре, плебея по происхождению. Так литера­тура сентиментализма воспитывала в человеке достоинство и уважение к своим силам, способностям, переживаниям неза­висимо от положения в обществе. Вот почему в европейской литературе сентиментализм часто оказывался связан с идеями Просвещения и способствовал развитию оппозиционных на­строений.

В России просветительский сентиментализм не получил, в отличие от Западной Европы, широкого распространения. Он, по сути, представлен лишь творчеством А.Н.Радищева и его книгой «Путешествие из Петербурга в Москву» (1790), за ко­торую писатель по приказу Екатерины II был арестован и со­слан в Сибирь. Эта книга, по форме представляющая собой, как и роман Стерна, записки Путешественника о его впечат­лениях, встречах, беседах с разными людьми во время поездки из одной столицы в другую, по сути является сатирическим обличением самодержавия и крепостнического общества. Но влияние на общественное сознание она не получила, посколь­ку была запрещена, тираж ее был арестован, а судьба самого автора оказалась печальна.

Тем не менее даже в сентиментализме, не претендующем на оппозиционность, уже содержалась важнейшая прогрес­сивная идея — понятие о ценности каждой личности. «Чело­век велик своими чувствами», — так сказал французский пи­сатель Ж.-Ж.Руссо. Как будто ответом ему прозвучали слова из самой знаменитой повести Карамзина, ставшей в России эталоном произведения сентиментализма — «Бедная Лиза» (1971): «И крестьянки любить умеют». Главная героиня вы­ступает здесь как воплощение сентиментального представле­ния о «естественном человеке», простом и непосредственном, живущем в гармонии с природой и людьми, обладающем внутренней чистотой и душевной силой. Богатству и благо­родному происхождению противопоставлено благородство и богатство чувств. Сюжет традиционен для литературы сенти­ментализма: читатель с волнением знакомится с трагической судьбой крестьянской девушки, соблазненной молодым дво­рянином.

Образы главных героев также характерны для про­изведений сентиментализма. Идеальной героиней представле­на «дочь натуры» Лиза, добродетельная, простая девушка, «прекрасная душой и телом». Образ Эраста, человека «с из­рядным умом и добрым сердцем, добрым от природы, но сла­бым и ветреным» неоднозначен. Изменив Лизе ради выгодной женитьбы, Эраст толкает девушку к самоубийству, но при этом его нельзя назвать злодеем. Он сам глубоко несчастен, поскольку винит себя в смерти возлюбленной. Автор-повествователь, представленный как человек чувствительный, проливающий «слезы скорби» со своими героями, рассказыва­ет эту печальную и трогательную историю, как он отмечает, со слов самого Эраста, что придает повествованию испове­дальный характер. Современников Карамзина поразила но­визна в изображении внутреннего мира героев, лирический пейзаж, красота и легкость языка. Как отмечал впоследствии В.Г. Белинский, Карамзин «первый на Руси начал писать по­вести, в которых действовали люди, изображалась жизнь сердца и страстей посреди обыкновенного быта».

Карамзин-сентименталист обогатил русскую литературу и новыми жанрами, получившими развитие в рамках этого ли­тературного направления в Европе. В 1791-1792 годах он из­давал «Московский журнал», в котором печатались и его соб­ственные произведения, принесшие ему литературную славу, в том числе и «Бедная Лиза». Именно здесь было опубликова­но первое крупное художественное произведение Карамзина-сентименталиста — «Письма русского путешественника». В нем отчетливо ощущается влияние «Сентиментального путе­шествия» Стерна. В основу этого произведения Карамзина легло реальное путешествие, совершенное им по странам За­падной Европы (Германии, Швейцарии, Франции и Англии) с мая 1789 по сентябрь 1790 года. Как отмечает Ю.М.Лотман, в «Письмах» Карамзин «не ставил своей целью показать чита­телю целый мир новых идей», большее внимание он уделял «изображению психологии человека».

Интересно то, что эта же черта характеризует и поэзию Карамзина, которая не была столь высоко оценена его совре­менниками, как проза, но отличалась таким своеобразием, ко­торое позволяет говорить о се влиянии на последующее твор­чество Жуковского, Батюшкова, Вяземского и Пушкина. Интересно то, что если «Карамзин-прозаик настойчиво «по­этизировал» свои повести, то Карамзин-поэт не менее упорно «прозаизировал» свои стихи». По мнению Ю.М. Лотмана, «проза и поэзия Карамзина... взаимно дополняя друг друга, составляли как бы два полюса — повествовательный и лири­ческий — единой творческой позиции писателя».

Так в художественной практике Карамзина, вобравшей в себя все имевшиеся к тому времени в зарубежной и русской литературе элементы сентиментализма, впервые начинает яс­но выражаться авторское отношение, которое сближает прозу с поэзией. Как и в лирике, главным оказывается не сюжет, ко­торый всегда прост, а эмоциональная насыщенность текста, ранее в русской литературе не встречавшаяся. Как отмечал Г.А.Гуковский. «трагические конфликты жизни даются им ...ради того, чтобы выразить тихую меланхолию и умиление. Образцом такого психологического эксперимента была по­весть «Бедная Лиза», имевшая огромный успех, открывающая целый мир эмоций современникам». Сам Карамзин в про­граммной статье «Что нужно автору?» (1973) отмечал: «Гово­рят, что автору нужны таланты и знания: острый, проница­тельный разум, живое воображение и проч. Справедливо: но сего не довольно. Ему надобно иметь и доброе, нежное серд­це, если он хочет быть другом и любимцем души нашей... Творец всегда изображается в творении и часто — против сво­ей воли».

Карамзин не случайно называл свои сентиментальные по­вести «летописями сердца»: после «Бедной Лизы» он все чаще стал обращаться к историческим сюжетам. В том же 1792 го­ду, когда была опубликована «Бедная Лиза», вышла и повесть «Наталья, боярская дочь», действие которой отнесено к XVII веку, периоду царствования отца Петра I, царя Алексея Михайловича. В основу вымышленного сюжета, как устано­вили исследователи, положен реальный исторический факт — второй брак царя Алексея Михайловича с Натальей Кирил­ловной Нарышкиной, воспитанницей боярина Матвеева. Это был редчайший в истории случай династически неравного брака царя и обыкновенной дворянки. Так Карамзин вновь об­ратился к характерной для сентиментализма сюжетной схеме: ведь неравным мог бы стать и несостоявшийся брак крестьян­ки Лизы и дворянина Эраста в «Бедной Лизе». Но, погружая сюжет в историю, писатель не только сохраняет реальные имена героев — Наталья и Алексей, по и тщательно выписы­вает исторический фон, на котором разворачивается действие — в этом уже видна рука будущего историка. Как показал П.А. Орлов, Карамзин поделил факты биографии боярина Артемона Матвеева между двумя героями: «Первая, благополуч­ная часть его жизни служит материалом для создания образа отца Натальи — боярина Матвея Андреева. История опалы и ссылки А.С.Матвеева вместе с малолетним сыном Андреем связана в произведении с судьбой Любославского и его сына Алексея». Но «жизнь сердца» и здесь оказывается в центре внимания писателя, хотя в отличие от истории из современной жизни, в исторической повести героев ждет счастливая раз­вязка.

Через десять лет после «Натальи, боярской дочери» была написана повесть «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода», которая была опубликована в 1803 году в новом жур­нале, также издававшемся Карамзиным, — в «Вестнике Евро­пы». Как утверждают исследователи, это произведение ознаменовало «эволюцию эстетических представлений Карам­зина о жанре исторической повести прежде всего тем, что пи­сатель счел нужным снабдить ее жанровым подзаголовком «Историческая повесть», подчеркнувшим приоритет катего­рии историзма в этой новой жанровой модификации своей по­вествовательной прозы»".

Основу сюжета здесь составляет уже не сентиментальная история любви, а исторический эпи­зод: речь идет о последних днях существования Новгородской республики, а героиня повести Марфа Борецкая — ее леген­дарная защитница. Характер Марфы здесь раскрывается в контексте ее общественных идеалов и гражданской позиции, а с сентиментализмом эту повесть связывает только изображе­ние событий истории с позиции личности. Не случайно ряд исследователей видят в этом произведении один из первых образцов жанра романтической исторической повести в русской литературе. Как отмечает О.Б.Лебедева, «в повести "Марфа-посадница", созданной на перекрестке трех литера­турных эпох — возрождающегося неоклассицизма, уходящего сентиментализма и грядущего романтизма, сплелись воедино эстетические формы выражения мироощущения всех трех ме­тодов. И предчувствие близости подступающего романтизма более всего выразилось в сугубо романтических мотивах тай­ны, пророчества и судьбы, определяющих эмоциональную ат­мосферу повествования».

В дальнейшем творчестве Карамзина наблюдается посте­пенный отход от традиций сентиментализма. Хотя опублико­ванная в 1794 году повесть «Остров Борнгольм» тематически соотнесена с «Письмами русского путешественника», пред­ставляя собой своеобразный эпилог книги, по сути, это свое­образная интерпретация готического романа, или «романа страхов и ужасов», жанра, очень популярного в английском предромантизме. Кроме того, в повести Карамзина обнаружи­ваются и связи с оссианизмом, широко распространенном в европейском романтизме конца XVIII — начала XIX века.

Таким образом, творчество Карамзина, хронологически за­вершающее XVIII век, не только познакомило русского читате­ля с традициями европейского сентиментализма, но и стало ос­новой для дальнейшего развития русской литературы на основе его достижений. Без произведений Карамзина, в которых реа­лизовалась проведенная им реформа русского языка, позво­лившая выразить «язык сердца», и обозначились новые подхо­ды к изображению человека, утвердились новые жанры и формы повествования, сближающие прозу с лирикой, невоз­можно было бы открыть «золотой век» русской литературы, сделавшей се яркой страницей мировой истории литературы.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (04.10.2016)
Просмотров: 22 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0