Доклад по литературе «Грибоедов и музыка» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 07.12.2016, 00:46
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Грибоедов и музыка»

Александр Сергеевич Грибоедов занимает место в ряду великих писателей «золотого века» русской литературы как автор одного — но какого! — произведения: поистине бессмертной комедии «Горе от ума». Достаточно сказать, что она до сих пор с неизменным успехом идет на сценах театров страны, а крылатые слова из этой пьесы, как предсказывал в свое время Пушкин, давно уже стали пословицами. Но далеко не все знают, что Грибоедов с полным правом может быть на­зван и музыкантом, хотя известность ему принесло тоже всего одно произведение — знаменитый вальс Грибоедова. Этот вальс, как и комедия, и сейчас не оставляет равнодушными слушателей. Он часто исполняется на концертах, литератур­ных вечерах, звучит по радио и включается режиссерами в те­атральные постановки и кинофильмы. Но что мы знаем о Гри­боедове-музыканте. почему он увлекся музыкой, насколько серьезным был этот интерес и как связан с литературным творчеством? В докладе постараемся найти ответ на эти во­просы.

Строго говоря, до нас дошли два вальса, сочиненные Грибоедовым, но только один из них был по-настоящему серьезно обработан. А первый Грибоедов преподнес как по­дарок своей знакомой Е. Соковниной. Трудно сказать, пред­полагал ли Грибоедов исполнять эти произведения как сочи­нения профессионального музыканта: оба вальса были опубликованы лишь после трагической смерти их автора. Но зато мы знаем, как отзывались о музыкальном даровании те современники, в компетентности оценок которых сомневать­ся не приходится.

Речь идет, прежде всего, о великом русском композиторе, основоположнике национального оперного театра Михаиле Ивановиче Глинке. О знакомстве Грибоедова с Глинкой в 1828 году мы знаем из воспоминаний композитора, опублико­ванных в его «Записках»: «Провел около целого дня с Грибое­довым, автором комедии "Горе от ума". Он был хороший му­зыкант и сообщил мне тему грузинской песни, на которую вскоре потом Л. С. Пушкин написал романс "Не пой, красави­ца, при мне...". Эта история хорошо известна музыковедам и пушкинистам, которые сообщают следующие интересные факты.

Это случилось осенью 1828 года на вечере в доме прези­дента Академии художеств А.Л. Оленина, где часто собира­лись писатели, музыканты, художники. Среди них был тогда еще молодой композитор М.И. Глинка, который успел просла­виться оперой «Руслан и Людмила», а также автор поэмы, на сюжет которой эта опера была написана — Пушкин, не так давно вернувшийся из ссылки. На вечере присутствовал и Грибоедов, автор нашумевшей комедии «Горе от ума». Бесе­дуя со своим знакомым, он вдруг вспомнил мелодию народ­ной грузинской песни. Красивый, грустный напев понравился Глинке, и он сыграл мелодию на фортепьяно, а дочь хозяина и ученица Глинки Анна Оленина напела ее. Кто-то из гостей выразил сожаление, что к такой красивой музыке нет слов. И вот через несколько дней Пушкин показал Глинке новое сти­хотворение «Не пой, красавица, при мне...». А еще спустя не­которое время Глинка написал знаменитый романс на стихи Пушкина, использовав мелодию грузинской песни, которую запомнил Грибоедов. Так неожиданно в одном произведении сошлись три великие судьбы — тех. кто составил славу рус­ской культуры.

Но не только Глинка отмечал музыкальное дарование Гри­боедова. Так, знаменитый актер того времени П.А.Каратыгин вспоминал: «Я любил слушать его великолепную игру на фор­тепьяно... Сядет он, бывало, к ним и начнет фантазировать... Сколько было тут вкусу, силы, дивной мелодии! Он был от­менный пианист и большой знаток музыки: Моцарт, Бетховен, Гайдн и Вебер были его любимые композиторы». А другой мемуарист, издатель и критик К.Л.Полевой, утверждал: «Гри­боедов страстно любил музыку и с самых юных лет сделался превосходным фортепьянистом. Механическая часть игры на фортепьяно не представляла для него никакой трудности, и впоследствии он изучал музыку вполне, как глубокий теоре­тик». Действительно, до нас дошли сведения о том, что Гри­боедов серьезно занимался музыкой с детства. Как свидетель­ствует один из современников писателя П.Г.Андреев, «по традиции, принятой в русских дворянских семьях, Александр Сергеевич с детства учился музыке. Он очень хорошо играл на фортепиано и обладал большими познаниями в теории му­зыки».

В доме Грибоедова в Москве всегда любили музыку и ста­рались давать хорошее музыкальное образование детям. Се­стра писателя Мария прекрасно играла на фортепьяно и арфе. Уроки ей давал известный педагог и талантливый музыкант Иоганн Вильгельм Гесслер — выходец из Германии. Учил он и Александра, причем будучи сам виртуозом, он сумел дать ученику хороший профессиональный уровень музыкальной теории и практики. Среди других учителей называют англи­чанина Адамса — арфиста, который давал детям уроки музы­ки во время летних поездок в имение. О других наставниках Грибоедова в музыке известно меньше. Предполагают, что первыми его учителями могли стать преподаватели фортепь­янной музыки при Московском благородном пансионе Даниил Шпревич и Александр Волков.

В пансионе, куда Александр поступил в 1830 году, большое внимание уделяли развитию творческих способностей детей, по­этому музыкальные интересы Грибоедова продолжали разви­ваться, но все больше его увлекала литература и история, а пото­му в 1806 году он поступил па словесное и юридическое отделение Московского университета. По общему признанию современников, он вышел из университета одним из самых обра­зованных людей России, перед которым открывалось блестящее будущее. Музыка не стала его профессией — ведь в то время считалось, что человек аристократического происхождения обя­зательно должен пойти на государственную службу и сделать карьеру. Но и сам Грибоедов профессиональным музыкантом се­бя не чувствовал, хотя с музыкой никогда не расставался.

Уже поступив на службу, он часто выступал в кругу дру­зей и на музыкальных вечерах как солист-импровизатор и ак­компаниатор, причем не только с певцами-любителями, но и с профессиональными музыкантами — артистами итальянской оперной труппы, композиторами. Среди близких знакомых Грибоедову музыкантов и композиторов можно назвать А.Н.Верстовского, Л.Л. Алябьева, M.Ю. Виельгорского. ком­позитора-любителя Л.В. Всеволожского. В 1823 году они час­то собирались у С.Н. Бегичева в доме его тестя па Мясницкой. Сохранились свидетельства, что прославленный русский ком­позитор Алексей Николаевич Верстовский впервые испол­нил только что сочиненный им романс «Черная шаль» под аккомпанемент Грибоедова. Один из участников этих встреч вспоминает: «Общество особенно оживлял весельчак A.M. Верс­товский, который тогда написал знаменитый свой романс "Черная шаль" и певал его с особенным выражением, своим небольшим баритоном, аккомпапируемый Грибоедовым». Но еще интереснее то, что этим творческие взаимоотношения Грибоедова и Верстовского не ограничились. В 1823 году Грибоедов вместе с поэтом П.Л. Вяземским, другом Пушкина, написал водевиль «Кто брат, кто сестра, или Обман за обма­ном», а музыку к нему сочинил Верстовский. Грибоедов очень внимательно отнесся к музыкальной части их общей работы и даже давал композитору советы, желая ввести в водевиль на­родные польские мотивы.

Все это убедительно показывает, что дарование Грибоедова действительно объединяло музыкальное и литературное твор­чество. Не случайно видный русский прозаик, философ, музы­кант и литературный критик Владимир Федорович Одоевский, организовавший вместе с Д.В. Венивитиновым «Общество лю­бомудрия», в беседах с Грибоедовым отстаивал идею о внут­реннем родстве музыке и литературы. Эта идея была популярна у немецких романтиков, которые считали, что музыка — вер­шина всех видов искусства, и старались найти возможность в литературе использовать средства музыки. Это особенно ярко выразилось в творчестве немецкого писателя и композитора Э.Т.А. Гофмана в таких произведениях, как «Крейслериана», «Кавалер Глюк» или «Фантазии в манере Кало». В русской ли­тературе музыкальная стихия вошла в поэзию уже в творчестве В.А. Жуковского, во многом ориентировавшегося на немецкий романтизм. Л в прозе свидетельство такого взаимообогащения двух видов искусств — творчество самого В.Ф. Одоевского. Возможно, именно общение с ним побудило Грибоедова к бо­лее серьезному изучению теории музыки. В одном из его писем к Одоевскому читаем: «Возле тебя в лавке не найдется ли Гессе де Кальве, "Теория музыки"...»

Влияние романтизма, действительно, явно чувствуется в ранних произведениях Грибоедова, особенно его стихах. Но и в драматургии писатель не забывает о «музыкальном оформ­лении». Так, во втором явлении комедии «Молодые супруги» он рисует характерную для дворянской среды картину: «По­том красавица захочет слух прельщать, / За фортепьяны; тут не смеют и дышать, / Дивятся, ахают руке столь беглой, гиб­кой, / Меж тем учитель ей подлаживает скрипкой; / Потом влюбленного как в сети завлекли, / В загоне живопись, а инст­румент в пыли». В комедии «Студент» герой Беневольский, в котором отразились некоторые черты В.А. Жуковского, заме­чает: «О, умолчите, что за охота петь французские песни? У нас столько своих пленительных мелодий, мелодий певцов своей печали». Актер Алегрин из пьесы «Проба интермедии» заявляет: «Музыки у нас вволю, выбирай любую». Конечно, эти ранние пробы пера великого драматурга мало известны современному читателю. Зато все мы хорошо помним «Горе от ума», а начало комедии — тоже представляет картину му­зыкального быта эпохи: «...Справа дверь в спальню Софии, откудова слышно фортепиано с флейтою...» — это авторская ремарка, с которой и начинается пьеса. Интересно, что это «музыкальное оформление» потом дополняется еще одной ха­рактерной чертой быта дворян, не обладавших серьезным культурным уровнем. В начале XIX века была в моде механи- ческая музыка часов — есть такая забава и у Фамусова: он на­зывает эти звуки «симфонией». О музыкальных вкусах свиде­тельствуют и упоминания о французских романсах, и «а — мольный» дуэт для флейты, который твердит уже пять лет Платон Михайлович, и танцы, и пенье московских барышень, которые старательно выводят «верхние нотки». Очень инте­ресно наблюдение музыканта-теоретика С.К. Булича о том, что «свежее и меткое сравнение Скалозуба с фаготом», вло­женное в уста Чацкого, могло прийти в голову только музы­канту. Так неожиданно для нас открывается еще одна харак­терная грань таланта Грибоедова, позволившая ему в комедии «Горе от ума» создать удивительно достоверную «картину нравов» дворянского общества начала XIX века.

Очень примечательно то, что одновременно с комедией Грибоедов писал один из своих вальсов. Об этом точно из­вестно со слов Е.П. Соковниной, племянницы С.И. Бегичева, с которым дружил Грибоедов: «В эту зиму Грибоедов продол­жал отделывать свою комедию 'Торе от ума" и, чтобы вернее схватить все оттенки московского общества, ездил на балы и обеды, до которых никогда не был охотник, а затем уединялся по целым дням в своем кабинете. У меня сохранился сочинен­ный и написанный самим Грибоедовым вальс, который он пе­редал мне в руки». Соковнина переслала его рукопись в ре­дакцию «Исторического вестника» со следующей припиской: «Прилагаю этот вальс в уверенности, что он может и теперь доставить многим удовольствие». По мнению исследователей, другой вальс был написан примерно в то же время.

Что же касается других музыкальных произведений авто­ра бессмертной комедии, то о них известно очень мало. Кроме названных двух вальсов, в которых явно чувствуется родство с музыкой Шопена, до пас не дошло ни одного другого музы­кального сочинения Грибоедова. Только из воспоминаний его современников мы знаем о том, что он продолжал писать му­зыку до конца жизни. Дочь П.И. Ахвердовой, у которой вос­питывалась будущая жена Грибоедова, рассказывала исследо­вателю Н.В. Шаламыгову, что в первую поездку в Персию в 1818 году Грибоедов, посещая дом ее матери в Тифлисе, часто «садился за инструмент и играл большей частью вещи своего сочинения». Она же вспоминает, что в 1828 году во время второй поездки в Персию в качестве полномочного министра Грибоедов снова останавливался у П.П. Ахвердовой. Здесь он часто играл для детей «танцы своего сочинения», мелодии ко­торых, как пишет мемуаристка, были несложные.

Существуют и другие свидетельства. Так, в издании сочи­нений Грибоедова 1889 года под редакцией И.А. Шляпкина сообщается: «Как мы слышали, существует еще мазурка, на­писанная А.С. Грибоедовым». По источника своих сведений Шляпкин не указал. В памяти жены Грибоедова, Нины Алек­сандровны, пережившей его почти па тридцать лет, сохраня­лись долгое время другие его сочинения, в том числе наиболее крупное и значительное — фортепьянная соната. Биограф Н.А. Грибоедовой К.А. Бороздин рассказывает: «Много знала Нина Александровна пьес и его собственной композиции, весьма замечательных оригинальностью мелодии и мастер­скою обработкою, — она охотно их играла любящим музыку. Из них в особенности была хороша одна соната, исполненная задушевной прелести; она знала, что эта вещь была моя лю­бимая и, садясь за фортепиано, никогда не отказывала мне в удовольствии ее прослушать. Нельзя не пожалеть, что пьесы эти остались не записанными никем: Нина Александровна унесла их с собою». Таким образом, наиболее серьезное му­зыкальное произведение Грибоедова до нас не дошло.

И все же мы можем судить о масштабе не только литера­турного, но и музыкального дарования Грибоедова — по до­шедшим до нас вальсам. Они, как и его бессмертная комедия, показывают, насколько талантлив был этот замечательный представитель отечественной культуры, внесший значитель­ный вклад в развитие русской музыки.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (03.10.2016)
Просмотров: 18 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0