Доклад по литературе "Загадки истории создания романа «Герой нашего времени»" - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 09.12.2016, 01:06
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе "Загадки истории создания романа «Герой нашего времени»"

«Герой нашего времени» — центральное произведение в творчестве Лермонтова. Это первый в русской прозе реали­стический социально-психологический и нравственно-фило­софский роман о трагедии незаурядной личности в условиях России 30-х годов XIX века. Вследствие того, что «Герой на­шего времени» писался тогда, когда роман как жанр в русской литературе еще не сформировался окончательно, во многом он необычен и с самого начала вызвал оживленные дискуссии не только о герое, его характере и отношении к нему автора, но и о форме произведения. В нем нет сквозной сюжетной ли­нии с завязкой и развязкой, каждая из его частей имеет свой сюжет и героев, участвующих в нем. И тем не менее, как справедливо отметил еще В.Г. Белинский, это цельное произ­ведение, объединенное не только одним героем — Печори­ным, но и общей идеей и проблематикой. Благодаря проду­манной композиции, которая нарушает хронологическую последовательность событий относительно жизни героя, ак­цент переносится с внешнего биографического сюжета, на «историю души человеческой». Белинский указывал, что, прочитав все части в другой последовательности, мы получим «несколько прекрасных рассказов и две замечательные повес­ти», но не роман как единое произведение.

Все это подчеркивает, насколько важно понять, как автор работай над романом, когда и почему сложилась такая своеоб­разная художественная форма. Но именно в этом вопросе, не­смотря на огромное количество исследований, ученые не пришли к единому мнению. Наиболее серьезные и убедитель­ные работы, посвященные данному вопросу, были сделаны известными лермонтоведами Э.Г. Герштейн и Б.Т. Удодо­вым. Но, как отмечает в «Лермонтовской энциклопедии» А.В. Мануйлов, «творческая история романа Лермонтова «Ге­рой нашего времени» может быть восстановлена лишь в са­мых общих чертах». Дело в том, что единственный завер­шенный роман Лермонтова имеет достаточно сложную и противоречивую историю создания. Он печатался сначала не по порядку, а как отдельные рассказы и повести. Кроме того, часть рукописей не сохранилась, а в некоторых первоначаль­ных вариантах отсутствуют главы, вошедшие в окончатель­ный текст. Противоречивы и свидетельства современников о творческой истории произведения. Это создает серьезные проблемы при датировке и определении последовательности создания частей романа. Разобраться в этом сложно, но необ­ходимо: ведь только так можно понять, как формировался замысел, получивший столь блистательное воплощение в окончательном варианте. В докладе рассмотрим то, что уста­новлено исследователями творчества Лермонтова об истории создания романа.

Не вызывает сомнения то, что роману предшествовали другие опыты писателя в прозе. Еще до отъезда на Кавказ в 1836 году Лермон тов начинает работать над романом «Княги­ня Лиговская» из жизни Петербургского общества 1830-х го­дов, в котором впервые появляются герои его будущего про­изведения — Жорж Печорин и Вера Лиговская. Работа над произведением была прервана в 1837 году, а после высылки поэта из столицы на юг Лермонтов начинает работу над «Ге­роем нашего времени», где изображается персонаж с тем же именем, но место действия меняется — из столицы оно пере­носится на Кавказ.

Также мы точно можем определить время выхода в печати отдельных частей романа. Сначала в марте 1839 года в журнале «Отечественные записки» была опубликована повесть «Бэ­ла» с подзаголовком «Из записок офицера о Кавказе», затем в ноябрьском номере читатель познакомился с повестью «Фа­талист». Во втором номере «Отечественных записок» в фев­рале 1840 года вышла «Тамань». Но такой порядок публика­ции частей романа не дает еще основания для определения последовательности работы писателя над ними. Известно лишь, что в 1838-1839 годах продолжалась активная работа над произведением. В полном виде роман появился в апрель­ском номере «Отечественных записок» за 1840 год. Кроме уже опубликованных частей, в него вошли «Максим Максимыч» и «Княжна Мери», а также «Предисловие к «Журналу Печорина». Именно в таком виде роман приобрел черты за­конченного целостного произведения. Название «Герой наше­го времени» было предложено издателем журнала А.А. Краевским, который рекомендовал автору заменить им прежнее — «Один из героев нашего века», которое напоминало название появившегося незадолго до того романа французского писате­ля А. Мюссе «Исповедь сына века» (1836). В начале 1841 года «Герой нашего времени» вышел отдельным изданием, в кото­рое было введено еще одно предисловие (предисловие к «Журналу Печорина» входило уже в первое издание). Оно бы­ло написано в ответ на враждебные критические статьи, поя­вившиеся в печати после первой публикации. В ответ на упре­ки в надуманности характера Печорина и оценку этого героя как клеветы «на целое поколение», автор в предисловии пи­шет: «Герой нашего времени», милостивые государи мои, точно, портрет, но не одного человека: это портрет, состав­ленный из пороков всего нашего поколения, в полном их раз­витии». Тем самым Лермонтов подтверждал реалистическую направленность произведения.

Почти одновременно с предисловием ко всему роману, включенным во второе издание, весной 1841 года Лермонтов написал очерк «Кавказец», предназначенный для сборника А.П. Башуцкого «Наши, списанные с натуры русскими». В нем Лермонтов продолжил и углубил характеристику типа 200 кавказца, напоминающего образ Максима Максимыча. Но да­лее работу Лермонтова-прозаика оборвала преждевременная смерть на дуэли.

Па этом заканчиваются бесспорные свидетельства, и мы попадаем в сферу гипотез. Они выстраиваются исследователя­ми па основании анализа различных источников: черновиков, рукописей, различных записей, сделанных в те годы Лермонто­вым, которые могут относиться к роману. Также принимаются во внимание свидетельства современников, но к ним исследо­ватели подходят с осторожностью, поскольку в воспоминаниях часто встречаются сознательные или неосознанные искажения фактов. Гораздо важнее для ученых анализ художественной структуры самого произведения, воплощающего замысел писа­теля. Рассмотрим сначала, к какого рода источникам большин­ство исследователей прибегают как к достоверным.

Это, прежде всего, воспоминания друга и родственника Лермонтова A. Шан-Гирея. Именно он фиксирует, что ро­ман был начат после возвращения Лермонтова в Петербург из первой ссылки. В это время шла работа над повестью «Бэла», которая и оказалась первой из опубли­кованных частей будущего романа. Но возникает закономер­ный вопрос: существовал ли в то время цельный замысел того произведения, которое мы знаем?

Частично решить его помогают сохранившиеся рукописи. В распоряжении исследователей имеется самодельная тетрадь, сшитая, предположительно, не самим Лермонтовым, а его на­следниками. Она содержит черновые автографы трех повес­тей, написанных подряд: «Максим Максимыч» (еще без этого заглавия), «Фаталист» и «Княжна Мери». Понятно, почему здесь отсутствует «Бэла» — она уже была опубликована и больше Лермонтов над ней не работал. В черновом автографе «Максим Максимыч» назывался «Из записок офицера» и имел подзаголовок «П», что говорит о его непосредственной связи с «Бэлой» — это и есть первая часть «Записок».

Но самым важным моментом является не столько измене­ние названия, сколько расхождения в самом тексте — его финале. Здесь уже присутствует передача Максим Максимы- чем тетрадей Печорииа повествователю, но нет еще сообще­ния о том, что он «публикует» журнал Печорина после смерти его автора, то есть здесь Печорин еще жив. Гот интересней­ший композиционный ход, который не только изменил струк­туру романа, но и внес важнейшие коррективы в трактовку образа главного героя, был найден Лермонтовым лишь в са­мом конце работы — непосредственно при подготовке к пуб­ликации романа как целостного произведения. Именно тогда и появилось «Предисловие к «Журналу Печорина», в котором сообщается о его смерти — так неожиданно фактический фи­нал романа оказался в его середине.

В «Фаталисте», которым теперь завершается все произ­ведение, центральное место занимает философская проблема предопределения и личной воли, возможности человека воз­действовать на естественный ход жизни. Она тесно связана с общей нравственно-философской проблематикой романа — стремлением личности к самопознанию, поискам смысла жиз­ни. Во всех предшествующих частях Печорин размышляет над вопросами свободы человека в своих поступках и нравствен­ной ответственности за принятые решения, его праве распо­ряжаться жизнью других людей и возможности самому опре­делять свою судьбу. Философская повесть «Фаталист» подводит итог и играет в романе роль своеобразного эпилога. Благодаря особой композиции романа, он заканчивается не смертью героя, о которой было сообщено в середине произве­дения, а демонстрацией Печорина в момент выхода из траги­ческого состояния бездействия и обреченности, создавая ма­жорный финал печальной истории «героя времени».

К таким серьезнейшим изменениям не только в структуре, но и общей идее произведения привела работа Лермонтова над завершением романа и определением его окончательного состава и композиции. Очевидно, это могло произойти только в конце работы. Но остается открытым вопрос о том, когда это важнейшее решение было принято? Ведь и «Фаталист», и «Тамань» уже были опубликованы — соответственно в конце 1839 и начале 1840 годов. Больше всего споров вызывает именно этот вопрос. Исследователи выдвигают две основные версии о том, когда были написаны эти повести.

Первую из них выдвинул известный литературовед Б.М. Эйхенбаум, который предположил, что «Тамань» была написана раньше других частей — в 1837 году, когда мысли о целом романе еще не было. Свои выводы ученый сделал на основе анализа повторов в тексте, которые могли появиться только в том случае, если «Тамань» писалась раньше «Бэлы». Затем другой лермонтовед И.Л. Андронников связал с замыс­лом «Тамани» некий загадочный набросок Лермонтова «Я в Тифлисе...», действительно напоминающий сюжетную ситуа­цию в «Тамани». Более того, он считает, что этот набросок содержит «в зародыше» сюжеты и «Тамани», и «Фаталиста». В этом случае можно предположить, что в процессе работы писатель разделил на две части этот перегруженный материа­лом замысел, набросав сначала во время странствий по Кавка­зу в ноябре—декабре 1837 года «Тамань».

В дальнейшем эти версии уточнялись, в частности, лите­ратуровед Б.Т. Удодов отмечал «объективные доказательства первоначальной непричастности "Тамани" к более позднему замыслу романа, а героя — к образу Печорина». Ученый пи­шет, что имеются фабульные неувязки: в тексте «Тамани» имя Печорина ни разу не упомянуто; герой этой повести не похож на ссыльного, скорее, это близкий автору странствующий офицер. Кроме того, имеющаяся в распоряжении исследовате­лей единственная рукопись этой новеллы — авгоризированная копия с пометой биографа Лермонтова П.А.Висковатого: «Писана рукою двоюродного брата Лермонтова Ак. Павл. Шан-Гирея, коему Лермонтов порою диктовал свои произв.». По­ражает чистота этой копии, что наводит на мысль о каком-то предварительном черновом наброске. Косвенным указанием на его существование служат свидетельства ряда современни­ков и родственников поэта. Так, Д.В. Григорович упоминал виденный им черновой автограф новеллы: «Но взгляните на первую рукопись: она вся перемарана, полна вставок, отметок на отдельных бумажках...»

Однако в своих выводах Б.Т. Удодов идет дальше: он считает, что относить начало работы над романом к 1837 году и связывать его с созданием «Тамани» не совсем правомерно. «Есть основания утверждать, что не только «Тамань», но и «Фаталист» был написан вне связи с замыслом «Героя на­шего времени» и до его возникновения». Оба произведения, как считает исследователь, были частями «самостоятельного цикла «кавказских повестей». Написан «Фаталист» вслед за «Таманью», скорее всего сразу по возвращении поэта в Пе­тербург, в начале 1838 года... Во второй половине 1838 года два параллельных потока творческих планов ... слились воедино в замысле нового романа. Он должен был объединить в себе жанровые возможности очерка-новеллы, вновь открытые в «Тамани» и «Фаталисте», и психологической повести, ранее разрабатывавшейся в «Княгине Литовской».

Совершенно иную версию выдвинула Э.Г. Герштейн: она доказывает, что именно «Тамань» была написана позлее всех : остальных частей. Отталкиваясь от данных мемуарных источников и проводя сопоставительный анализ текста романа и рукописей, она утверждает, что нет объективных данных, по­зволяющих уверенно говорить о том, что «Тамань» создана в 1837 году и относится к началу работы над романом. Напро­тив, Э.Г. Герштейн приходит к выводу, что «строго продуманного плана собрания своих повестей в начале 1839 года у  Лермонтова еще не было», а это значит, что «Тамань» в сентябре 1839 года еще не была написана. Если принять эту вер­сию, то в корне меняется наше представление о развитии за­мысла всего произведения. Показательно, что в примечании к «Фаталисту», опубликованному в ноябре 1839 года, Краев- ский анонсирует появление в следующих номерах журнала «Отечественные записки» будущей книги Лермонтова и назы­вает ее «собранием повестей». Но тут же в авторском приме­чании Лермонтова говорится: «Предлагаемый здесь рассказ находится в записках Печорина, переданных мне Максимом Максимычем». Но «Максим Максимыч» был напечатан позже — в составе целого романа. Значит, к ноябрю 1839 года струк­тура «Героя нашего времени» уже определилась, но порядок частей и соотношение «Журнала Печорина» и «Записок офи­цера» еще нет. Более того, в анонсе журнала «Тамань» даже не упомянута. Отсутствует она и в той рукописи, переписанной рукой Шан-Гирея, о которой говорилось ранее. Из всего этого Герштейн делает вывод: «Трудно придумать причины, заста­вившие бы Лермонтова в течение двух лет держать в столе за­конченную рукопись "Тамани", если бы этот шедевр был уже создан в конце 1837 года». Косвенным подтверждением этого заключения может служить то, что зрелое мастерство «Тама­ни» явно превосходит написанную ранее «Бэлу». Недаром именно «Тамань» признается всеми знатоками и учеными об­разцом совершенной прозы. «Никто еще не писал у нас такою правильною, прекрасною и благоуханною прозой» (Н.В. Го­голь). «Возьмите повесть Лермонтова "Тамань", в ней не най­дешь слова, которое можно было бы выбросить или вставить; вся она от начала до конца звучит одним гармоническим ак­кордом: какой чудесный язык!» (Д.В. Григорович). Все это может служить подтверждением тому, что «Тамань» была на­писана позже всех частей и отразила стремительный рост мас­терства Лермонтова.

Как можно убедиться, каждая из выдвинутых версий име­ет ряд серьезных аргументов. Наверное, пока не будут найде­ны новые данные — рукописи, черновики, документальные свидетельства — вопрос об истории создания главного произ­ведения Лермонтова гак и останется открытым. Быть может, в этой загадочности тоже отражается частица своеобразия твор­ческой природы писателя, который не спешит раскрывать все свои тайны. Но от этого роман «Герой нашего времени» становится еще более интригующим и притягательным для читателя.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 23 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0