Доклад по литературе ««Темные места» в «Слове о полку Игореве»» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 07:04
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе ««Темные места» в «Слове о полку Игореве»»

Споры о «Слове», возникшие с момента его открытия и не утихающие уже на протяжении двух столетий, касаются многих так называемых «темных» мест этого памятника древнерусской литературы. Ведь его язык сильно отличается от современного русского языка, а кроме того, в разных списках «Слова» появ­ляются ошибки или неверные толкования.

Трудности в толко­вании многих мест текста связаны также с тем, что в подлинной рукописи не было не только разбивки на абзацы и ритмические строки, но и как во всех рукописях XI—XVI1 веков текст писался в сплошную строку, т.е. в нем не выделялись отдельные слова. Особую сложность для современных исследователей и перево­дчиков «Слова» представляют ошибки, которые были допуще­ны при копировании текста для Екатерины II и в издании 1800 года: ведь сам подлинник рукописи погиб во время пожа­ра в Москве в 1812 году вместе со всей библиотекой Мусина-Пушкина, открывшего этот удивительный памятник древнерус­ской литературы. В результате ученым приходится проводить сложный лингвистический и текстологический анализ, ориен­тируясь на данные современной науки.

Спорными, или «темными», в настоящее время признается целый ряд слов, словосочетаний и фрагментов «Слова», при­чем по многим из них единого мнения, с которым были бы со­гласны все исследователи, достигнуть так и не удалось. С од­ной стороны, это связано с проблемой перевода. Так, уже первая строка произведения «Не лЪпо ли ны бишетъ, бра- тис, начяти...» вызывает дискуссии. В.Жуковский, при­знанный мастер художественного перевода, интерпретирует эту строку так: «Не прилично ли будет нам, братья, начать...», ставя в конце предложения восклицательный знак. А поэт-символист рубежа XIX-XX веков К.Д. Бальмонт предлагает более привычное для читателя поэтическое звучание: «Нам начать не благо ль, братья...», заканчивая строку вопроси­тельным знаком. Часто включаемый в школьные учебники пе­ревод поэта XX века Н.А. Заболоцкого звучит так: «Не пора ль нам, братия, начать...» — с тем же вопросительным знаком в конце предложения. В научно выверенном переводе академи­ка Д.С. Лихачева читаем: «Не пристало ли нам, братья, на­чать...», тоже с использованием вопросительного знака. Зато в комментированном переводе исследователя «Слова» А.К. Югова читаем: «А было бы лепо нам, братья, сказать...».

Сохранение древнерусского слова «лепо» переводчик обосно­вывает тем, что оно хорошо понятно и сейчас, а, кроме того, широко используется во многих современных славянских языках. Это слово, по мнению Югова, звучит поэтично, и «нет никакого основания портить столь благозвучный и величест­венный зачин, заменяя слово «лепо» ужасающими прозаизмами...». Относительно частицы «ли» исследователь полагает, что она в данном случае имеет усилительное, а не вопроси­тельное значение, а потому в конце первой строки «Слова» он предлагает ставить восклицательный, а не вопросительный знак. Интересно, что такой же точки зрения придерживался Пушкин, чутью языка которого, несомненно, можно доверять.

С другой стороны, многие места «Слова» трудны не столько для перевода, сколько для толкования, передаю­щего адекватный древнему тексту смысл. Так, например, большие проблемы представляет понимание выражения «растЬкашется мыслно по древу». Как считает академик Лихачев, это не народио-поэтический, а книжный образ, свя­занный с характеристикой поэтической манеры древнего певца-сказителя Бояна, который обозначает «мысленное древо»\ В его переводе это выражение звучит так: «...растекался мыслию по древу». Большинство современных исследователей склоняются именно к этой версии, но в XIX веке бытовало иное толкование этого образа. Е.В. Барсов считал, что пере­писчики или первые издатели могли не различить написанные слитно два слова, из которых одно было под титлом (специ­альным значком, поставленным сверху слова, который позво­лял в древнерусских текстах сокращать слово до нескольких букв). Неправильное прочтение привело к тому, что они сочли ошибкой написанные рядом два очень похожих слова: «мыс- лиюмысию» — и оставили из них одно: «мыслию». Но, по мнению Барсова, в этом выражении действительно существует два слова, причем одно из них — «мысито» — обозначает бел­ку. В этом случае все выражение должно быть прочитано так: мыслию — мысыо, то есть мыслью — белкой.

Этой версии придерживается Югов, который в своем переводе дает сле­дующее выражение: «разлетается мыслью-белкою по древу». Он в комментариях к тексту последовательно опровергает еще одно возможное толкование этого образа: мыслию — мы­шью. Речь при этом идет об особом виде древесной мыши, которая, в отличие от белок, действительно обитала на терри­тории Древней Руси. Но такого рода зоологические объясне­ния вряд ли могут быть применены к толкованию поэтических текстов. Тем более что даже в словаре Даля отмечено: «Бел­ка... иск. Мысь». Это указание очень важно, поскольку лин­гвисты уверенно говорят о языковом единстве северных (Псковская и Новгородская территории) и южных земель Древней Руси.

Также не все ученые единодушны в трактовке слова Тронн, которое в тексте встречается четыре раза: 1) «рища в тропу Трояшо»; 2) «были веце Трояни»; 3) «на землю Трояню»; 4) «на седьмом веце Трояни». Н.С. Тихонравов доказывал, что в под­линнике было не Троян, а Боян. Возможность такой замены обосновал С.К. Шамбинаго: «Первые издатели, несомненно, за­труднялись в чтении начальной лигатуры "Тр", и в копии, сде­ланной для Екатерины II, это слово встречается в форме "Зо- янь"... Но в западнорусской графике буквы «б» и «з» и лигатура «Тр» постоянно пишутся одинаково». Исходя из это­го объяснения делается вывод о том, что ошибочно написанное Троян следует читать как Боян. Такой версии последовательно придерживается в своем переводе Л.К. Югов. Но большая часть ученых и переводчиков все же приняла сторону Трояна. Акаде­мик Лихачев пишет по этому поводу: «По-видимому, Троян здесь языческий бог... Если это так, то выражение "рища в тро­пу Троянго" означает — "носясь по божественным путям"; "были веде Трояни" — означает "были века язычества"; "на землю Трояшо" означает "на Русскую землю" (именно в этом же смысле русский народ называется ниже в "Слове" "Даждь- божьим внуком"); "на седьмом веце Трояни" означает "на по­следнем веке язычества"... Языческие древнерусские боги не­однократно упоминаются в «Слове» (Велес, Дажьбог, Стрибог). Автор «Слова», конечно, христианин; старых же русских богов он упоминает только как поэтические символы, как художест­венные обобщения (примерно так в XVIII в. постоянно пользо­вались в поэзии божествами античности).

Особенно интересна широкая дискуссия, которая развер­нулась среди ученых по поводу слова «дивъ». Приведем фрагмент текста, в котором оно встречается: «Тогда въступи Игорь Князь въ златъ стремень, и Солнце ему тьмою путь заступаша; нощь стонуши ему грозою птичь убуди; свистъ зверинъ въ стазби; дивъ кличетъ връху древа, велитъ послу- шати земли незнаемъ, влъзе, и no Mopiio, и по Сулио, и Сурожу, и Корсушо, и тебе Тьмутораканьскый блъванъ». А вот перевод этого фрагмента, сделанный академиком Д.С. Лихачевым: «Тогда вступил Игорь-князь в золотое стре­мя и поехал по чистому полю. Солнце ему тьмою путь засту­пало; ночь стонами грозы птиц пробудила; свист звериный встал, взбился див — кличет на вершине дерева, велит при­слушаться — земле незнаемой, Волге, и Поморью, и Посулыо, и Сурожу, и Корсушо, и тебе, Тмутороканский идол!» В ком­ментарии Лихачев пишет: «Слово "див" не получило обще­признанного объяснения. Большинство исследователей счита­ет "дива" мифическим существом (чем-то вроде лешего или вещей птицы). В "Слове о полку Игореве" "див" предупреж­дает враждебные Руси страны, это божество восточных на­родов, сочувствующее им, а не Руси»'. В комментариях Н.К.Гудзия к изданию «Слова» 1938 года также читаем: «Мифическая зловещая птица». Начало такому истолкова­нию слова «див» положил еще Мусин-Пушкин, который в своем переводе писал: «Кричит филин на вершине дерева, чтобы слышали голос его в земле незнаемой, по Волге, по мо­рю, по Суле, по Суражу в Корсуне и у тебя, Тмутороканский истукан!»

Но не все ученые согласились с такой трактовкой слова. Наиболее последовательным ее противником выступил А.К. Югов, который считает, что необходимо «историко-лингвистическое понимание, вопреки застоявшемуся с мусин- пушкинских времен "орнитологическому" (птицеведческому) и мифологическому толкованию. ... Голосистая же, можно сказать, птица, этот филин, если слыхать было его за тысячи верст! И никто не задумывается над тем, что гениальный поэт, автор "Слова", никак не мог написать столь нелепый образ, да еще прибегнув к нему в грозно-величественных строфах, где русское воинство Игоря вступает во вражеское "поле Поло­вецкое"!». Данный исследователь утверждает, что это слово должно писаться не «дивЪ», а «дивЬ». В такой форме в древ­нерусском языке оно служит собирательным обозначением понятий «дикарь», «дикие» (производное от слова «дивый» — дикий, т.е. дивь — дикие — половцы) и в «Слове...» должно читаться в значении «половецкие орды». Еще ранее подобные суждения выдвигались ученым XIX века Павловым-Бициным, считавшим, что «дивъ», который «кличет» с вершины дерева, — это дозорец, стражник или караульщик, но ученый говорил при этом о русском, извещавшем о нашествии врага на рус­скую землю, а не о половце.

И, наконец, совсем оригинальную трактовку этого «темно­го» слова дает писатель и переводчик, исследователь «Слова о полку Игореве» И.А. Новиков. В комментариях к своему пе­реводу он отмечает: «Див русским не враждебен. Его клич "земле незнаемой" скорее подобен кличу Святослава Игоре­вича: "Иду на вы!" Заслышав клич Дива, половцы, подобно распуганным лебедям, кинулись назад — к Дону великому». Далее исследователь делает предположение, что див сидит не на дереве, а на древке знамени Игоря, то есть является изобра­жением. Что же это такое? Новиков утверждает—Диво, нечто чудесное, друг и союзник русских. В результате он приходит к выводу, что это может быть «изображение крылатого "архи­стратига небесных сил", вождя небесного воинства — архан­гела Михаила. Так его изображали от конца XII до начала XIII века».

Таким образом, даже несколько примеров «темных мест» в тексте «Слова», рассмотренные в докладе, показывают, как много загадок еще хранит этот величайший памятник древне­русской литературы. Ученые и исследователи, переводчики «Слова», настойчиво пытающиеся их разгадать, открыть новые, потаенные смыслы, учат нас бережному отношению к художе­ственному слову, вдумчивому чтению текста и глубокому про­никновению в самые отдаленные слои русской культуры.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (04.10.2016)
Просмотров: 22 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0