Доклад по литературе "Содружество муз" - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 05.12.2016, 15:31
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе "Содружество муз"

Всем известно, что литература и живопись — разные виды искусства. Но часто, говоря о литературных произведениях, мы используем ставшие привычными метафоры: писатель ри­сует пейзаж, создает портрет, а самого его называют ху­дожником слова. Конечно, это вовсе не означает, что он начи­нает в прямом смысле пользоваться средствами другого искусства: красками, кистью, акварелью, которыми рисует картины па бумаге и холсте. Но все же действительно есть что-то общее в том, как происходит сам творческий процесс. Как известно, Пушкин иногда делал на полях рукописи каран­дашные наброски. Однако крайне редко случается так, что пи­сатель одновременно является и художником-живописцем. Творчество Лермонтова — один из немногих и очень интерес­ных примеров такого содружества муз. Мастерство Лермонто­ва-живописца позволяет говорить о нем как о сложившемся художнике. Многие исследователи считают, что если бы он профессионально занимался живописью, то мог бы занять видное место среди выдающихся русских художников. Рисун­ки, картины, наброски в рукописях — все это было формой выражения его творческого дара, так же как стихи и проза. Можно сказать, что изобразительное творчество Лермонтова сплавлено с литературным в единое целое. В докладе рас­смотрим, что характерно для Лермонтова-живописца и как его рисунки и картины соотносятся с созданными им литератур­ными произведениями.

Кисти Лермонтова принадлежат и картины, нарисованные масляными красками — их сохранилось более десяти, и мно­гочисленные акварели и карандашные рисунки. Все они очень своеобразны и выполнены на высоком профессиональном уровне. Но, разумеется, для достижения его требовался не только талант, но и определенная подготовка. Дарование Лер­монтова открылось еще в годы учебы в Московском универ­ситетском благородном пансионе, который считался одним из лучших учебных заведений той поры и стоял наравне с Царскосельским лицеем. Одним из важнейших направлений работы пансиона было эстетическое воспитание учащихся. Много внимания уделялось литературе, ораторскому искусст­ву, музыке, живописи. При этом всячески поощрялось само­стоятельное творчество. Именно здесь Лермонтов начинает писать свои первые стихи. В пансионе открылся и талант Лермонтова-живописца. В дальнейшем на первый план вы­двинулось литературное творчество, но где бы Лермонтов ни находился, он всегда брал с собой карандаш, листы для набро­сков, а если было возможно — краски и мольберт. В часы не­долгого досуга его «быстрый карандаш» не только записывает в тетрадь новые поэтические строки, но и зарисовывает раз­личные картины, лица, сценки из жизни.

Особый интерес представляет Кавказский цикл, который создавался в течение целого ряда лет. Принято говорить, что Кавказ — поэтическая родина Лермонтова, но не меньше он дал и для его живописи. Острый взгляд художника точно вы­хватывает самое интересное в окружающем его пейзаже, оста­навливается на особо привлекших его внимание лицах и дета­лях быта людей, живущих в этих краях. Не только с натуры, но и на память он мог замечательно воспроизводить на полот­не или бумаге фигуры, лица, пейзажи, кипение боя или беше­ную скачку разгоряченных коней. Живопись Лермонтова на­ходилась в русле художественных исканий времени, но, как отмечает К.П.Григорьян, «если в создании «романтического» Кавказа в литературе предшественником он имел Пушкина, то в живописи не было у него такого предшественника, на твор­чество которого он мог опираться. Не было в русской живопи­си того романтического пейзажа, который мог служить Лер­монтову образцом». Именно в нем Лермонтов сказал свое слово в живописи.

Впервые Лермонтов побывал на Кавказе еще в детстве: в 1818 и 1820 годах бабушка возила Мишу для укрепления его здоровья в Горячеводск, позднее названный Пятигорском. По­том с Кавказом оказались связаны долгие годы ссылки, раз­очарований, разрывов и новых обретений, творческого взлета, литературного успеха. Недаром многие произведения поэта навеяны этими поразительными местами: стихотворения «Да­ры Терека», «Спор», «Тамара», «Сон», поэмы «Черкесы», «Кавказский пленник», «Демон» и «Мцыри». Здесь создавался и роман «Герой нашего времени», многие страницы которого также связаны с кавказской темой. Что же так привлекало по­эта-романтика?

С самого первого знакомства впечатлительного мальчика поразила кавказская природа. «Синие горы Кавказа, привет­ствую вас!» — записал он в раннем стихотворении. В живо­писных и графических работах Лермонтова-художника также большое место занимают романтические пейзажи Кавказа, его гор, рек, ущелий и долин, лепящихся к скалам горных селений и больших городов. В голубой дымке, покрытые облаками, поднимаются горы на великолепной картине «Военно- грузинская дорога близ Мгрсеты», выполненной маслом. Ост­рые вершины, спускающиеся уступами в глубокое ущелье, за­печатлел Лермонтов на картине «Вид Крестовой горы из уще­лья близ Коби». Удивительна но красоте и богатству красок картина «Кавказский вид с верблюдами», также выполненная маслом. Из темных лесных зарослей выходит горная дорога, по которой движется караван верблюдов, а вдали озаренные солнцем стоят величественные горы, скрывающиеся в голубой дымке горизонта.

Не менее чем природа Кавказа, поразили Лермонтова горские породы: «...люди, как вольные птицы, живут безза­ботно; война их стихия; и в смуглых чертах их душа гово­рит». На картинах Лермонтова также часто можно увидеть на фоне горного пейзажа вооруженных всадников, движущихся по опасным горным дорогам (картина «Вид Крестовой горы из ущелья близ Коби»). А на карандашном рисунке «Грузинки 192 на крыше сакли» с поразительной точностью запечатлены кавказские «жены и девы» в национальных костюмах, тан­цующие под звуки бубна на крыше заросшей диким виногра­дом сакли. Столь же страстной и гордой предстает героиня стихотворения «Тамара», написанного уже в 1841 году. Оно основано на грузинской легенде о коварной царице, волшеб­ной силой заманивавшей путников к себе в замок и после ночи любви убивавшей их. Замок ее находился в Дарьяльском ущелье и стоял на горной вершине над Тереком, куда коварная царица сбрасывала утром трупы своих несчастных любовников. Это стихотворение прекрасно иллюстрирует карандашный рисунок Лермонтова «Дарьял», хотя создан он был намного раньше, в 1837 году. Бурные воды Терека узкой лентой рассекают мрачное ущелье. В центре композиции — мрачная скала, на вершине которой виднеется одинокий за­мок. А на переднем плане — фигура человека, устремленно­го к перекинутому через Терек мост}', вероятно, ведущему к скале с башней.

К Кавказскому циклу работ Лермонтова-художника можно отнести и выполненные им иллюстрации к своим поэтиче­ским произведениям, особенно ранним, например, с изобра­жением скачущего всадника к поэме «Кавказский пленник». Порой юный поэт набрасывал рисунки для обложки, как в по­эме «Черкесы». Часто, обдумывая стихотворные строки, поэт начинал рисовать грозные профили героев или горячих, не­терпеливых коней. Таков, например, рисунок 1832-34 годов, на котором изображен скачущий всадник с плеткой в руке и несколько набросков мужских голов, изображенных в профиль.

Но гораздо чаще картины поэта не являются в прямом смысле иллюстрациями к его произведениям. Можно сказать, что это разные произведения об одном и том же. Очень пока­зательна в этом отношении акварель, созданная в 1831 году, тематически и по настроению тесно связанная со знаменитым стихотворением «Парус» (1832) — ее так и принято называть «Белеет парус одинокий». На фоне разбушевавшейся морской стихии изображена лодка под белоснежным парусом, отважно борющаяся с волнами. Удивительно красочен фон картины, насыщенный различными оттенками голубого и синего цвета («лазурь»), а в самом дальнем уголке этого небольшого по­лотна чуть виднеется тот берег («край родной»), который по­кинул мятежный парус.

Также удивительно точно воссоздает атмосферу и место действия поэмы «Мцыри» (1839) карандашный рисунок Лер­монтова «Развалины на берегу Арагвы в Грузии» 1837 года. На переднем плане картины мы видим бурный поток, обра­зованный слиянием двух рек, текущих по глубокому уще­лью, над которым возвышаются обрывистые уступы гор. Слева видны развалины старинного монастыря на вершине скалы, а вдали белеет и скрывается в облаках горная череда. Быть может там и находится та «страна отцов», к которой так стремился Мцыри.

Но не только горцы изображены на рисунках кавказского цикла Лермонтова. Ведь именно там шла работа над романом «Герой нашего времени», в центре которого судьба русского офицера, оказавшегося на Кавказе. Конечно, в романе Лермонтов продолжает создавать картины жизни кавказских народов, горные пейзажи, но многие страницы посвящены изображению офицерской среды и «водяному обществу», приехавшему лечиться на воды. На рисунках тех лет, когда создавался и печатался роман, мы видим сходные сюжеты. Вот карандашный рисунок «Офицер верхом и амазонка» (1840-41 годы), который напоминает сцену прогулки Печори­на и Мери, когда герою, наконец, удается добиться располо­жения девушки. А рисунок 1837 года «Домик над обрывом» явно связан с повестью «Тамань», входящей в роман «Герой нашего времени».

Но есть еще одна важная сторона живописных и графиче­ских произведений Лермонтова из кавказского цикла. Многие из них связаны с военной тематикой, живо и динамично по­казывая пыл сражений. Это не удивительно: ведь очень боль­шую часть своей недолгой жизни Лермонтов провел в зоне во­енных действий на Кавказе в качестве офицера русской армии. По воспоминаниям его сослуживцев-однополчан, Лермонтов «был отчаянно храбр, удивлял своей удалью даже старых кав­казских джигитов».

Особенно он проявил себя в боевых действиях отряда ге­нерал-лейтенанта Галафеева в Чечне в знаменитом сражении при реке Валерик, притоке Сунжи. Оно произошло 11 июля 1840 года и стоило больших жертв и той и другой стороне. Оно подробно описано поэтом в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно; право.-..») (1840), которое отличает реалистическая простота и точность. Это же сражение запе­чатлено и на его картине «Сражение при Валерике», также от­личающейся поразительной достоверностью деталей и ярким динамизмом. Трудно сказать, какое из произведений — по­этическое или художественное — дает нам большее представ­ление об этом сражении. Очевидно одно: и в том и в другом чувствуется рука зрелого мастера.

Но не только Кавказ стал предметом изображения Лермонтова-живописца. Картины русской природы также орга­нично входят в его творчество — и поэтическое, и художест­венное. Вспомним одно из последних произведений поэта — стихотворение «Родина» (1841), где так пронзительно выра­жена любовь к своему отечеству. Он видит самые обычные приметы русского быта («изба, покрытая соломой, с резными ставнями окно»), «мужичков», веселящихся в праздничный вечер, и конечно, знакомый всем нам образ — «чета белею­щих берез». Удивительно, но этот образ, ставший ярким сим­волом России, впервые появляется именно в живописной ра­боте Лермонтова. «Чета белеющих берез» — такое название получила его акварель, созданная в 1829-1831 годах. На пе­реднем плане — небольшой холм, на котором стоят березы, склонившиеся над тихой речкой, а за ними проглядывается дорога, убегающая вдаль через еловый перелесок. По всему: композиции, ритму, цветовой гамме — эта картина разительно отличается от романтических пейзажей Лермонтова, создан­ных в те же годы. Но типично русский пейзаж, изображенный на ней, удивительно точно передает то, что войдет в поэзию Лермонтова много позже и станет его признанием в любви своей родине.

Еще одну очень интересную часть творчества Лермонтова-художника составляют портреты. Обладая острым и зорким взглядом, Лермонтов умел в нескольких точных штрихах пе­редать суть характера изображаемого человека. Таковы мимо­летные наброски его знакомых, сокурсников и сослуживцев. Они сделаны в разные годы: одни относятся еще ко времени, когда он учился в университетском пансионе в Москве, другие были сделаны после переезда в Петербург в 1832 году, когда Лермонтов поступает в привилегированное военно-учебное заведение — Школу гвардейских прапорщиков. Потом, после ее окончания в 1834 году, став корнетом лейб-гвардии Гусар­ского полка, и начав служить в столичной гвардии, Лермонтов не оставляет это занятие. Много портретных зарисовок отно­сится ко времени службы на Кавказе: здесь мы видим харак­терные портреты его полковых товарищей.

Кроме того, в наследии Лермонтова-живописца есть и тщательно выписанные портреты тех, кто был ему особенно дорог, как, например, его родственник и друг Л.А. Столыпин, по прозвищу Монго. Именно он оказался рядом с поэтом не­задолго до его трагической гибели на дуэли. На выразитель­ном портрете мы видим Монго в костюме курда. Но, по мне­нию большинства исследователей и почитателей таланта Лермонтова, наиболее интересна его акварель, изображающая Варвару Лопухину, женщину, к которой Лермонтов на протя­жении всей своей жизни питал глубокое и сильное чувство. По словам А.П. Шан-Гирея, Варенька Лопухина была «натура пылкая, восторженная, поэтическая и в высшей степени сим­патичная». Так сложилось, что жизненные пути поэта и его возлюбленной разошлись, а ревнивый муж Вареньки даже не разрешал им видеть друг друга, но чувства их остались неиз­менны. Ее акварельный портрет Лермонтов нарисовал в 1835 году, когда он вынужден был расстаться с ней навсегда. Слегка повернутая в профиль голова с гладкой прической и 196 тяжелым пучком волос на затылке; большие выразительные глаза и чуть заметная родинка над левой бровью — все прида­ет необъяснимую прелесть и одухотворенность ее облику.

Особое место среди рисунков Лермонтова занимают его автопортреты. Самый знаменитый среди них — акварель 1837 года. Это тот портрет, где поэт изобразил себя на фоне Кавказских гор в форме офицера с буркой на плече и с кин­жалом на поясе. Художники-профессионалы, при жизни Лер­монтова рисовавшие его портреты — Л.И. Клюндер, К.А. Горбунов, — хорошо передали отдельные черты его внешности, но не сумели выразить его духовный облик. По­жалуй, ближе всего к этой цели оказался Д.П.Пален, нарисо­вавший портрет поэта в профиль в смятой фуражке. Но под­линным проникновением в самую душу, конечно же, стал автопортрет Лермонтова. Сколько страдания и тоски в глазах молодого человека, глядящего с него, какая глубокая мысль затаилась под высоким лбом. Наверное, именно таким и должен был быть автор горьких строк о своем времени и о себе: «Печально я гляжу на наше поколенье!».

Таким он и останется для нас — поэтом, живописцем, мыслителем и гражданином, но прежде всего человеком с мя­тежной и глубоко страдающей душой. Как справедливо отме­тил литературовед Н.П. Пахомов, может быть, «картины и ри­сунки Лермонтова грешат против многих правил живописного мастерства, но зато они все овеяны духом гениального Лер­монтова, все они таят в себе какую-то только им присущую гамму красок, своеобразный аромат его восприятия природы, подлинные куски его зрительных впечатлений». Содружество муз, которое стало яркой чертой его творческого облика, про­должает поражать все новые поколения почитателей этого ве­ликого таланта — ив литературе, и в живописи.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 15 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0