Почти два века комедия А.С. Грибоедова
«Горе от ума» идет в театрах нашей страны, но ее сценическая история была очень
непростой. Законченная к 1825 году, комедия со значительными сокращениями была
опубликована уже после смерти автора в 1833 году, а полностью она вышла в свет
лишь после отмены крепостного права в 1862 году. До этого в начале 1825 года с
большими цензурными сокращениями были напе
чатаны небольшие отрывки из I и III
актов комедии, но разрешение на ее постановку получить не удалось. Это не
помешало широкой известности произведения, которое расходилось в списках.
Комедию приняли восторженно, особенно в декабристской среде, но царское
правительство упорно препятствовало знакомству с ней широкой публики. Лишь с
1863 года было разрешено ставить ее во всех театрах, и с тех пор великое
произведение уже никогда не исчезало из репертуаров ведущих театров. В докладе
рассмотрим, как развивалась сценическая история комедии «Горе от ума», и
охарактеризуем наиболее значительные постановки пьесы.
Поскольку комедия была не рекомендована для
постановки на сценах императорских театров, сначала ее пытались играть в
ученических и любительских театрах. Исследователь творчества Грибоедова Пиксанов
подробно изучил историю театральных постановок комедии. Он выяснил, что уже в 1825 году первую попытку представить пьесу на сцене предприняли воспитанники Петербургского театрального
училища. Сам Грибоедов приезжал на репетиции и
помогал будущим актерам. Все с нетерпением ожидали премьеры, но
генерал-губернатор, граф Милорадович, запретил ее, предупредив начальство и
воспитанников, что «не одобренную цензурой комедию нельзя позволить играть в
театральном училище». Имеются также сведения о том, что комедия «была играна в
1827 году, в присутствии автора в крепости Эривани во дворце Саардарского», но
по другим данным этот спектакль, в котором участвовали офицеры, был все же
запрещен.
После смерти Грибоедова комедия стала
появляться на сценах в небольших фрагментах — как интермедия. Так, 2 декабря 1829 года афиша
Большого театра в Петербурге сообщала, что «в
одной интермедии буде т играна сцена из комедии "Горе от ума" в
стихах, сочиненных Л.С. Грибоедовым». Та же сцена третьего действия — бал в
доме Фамусова — была дана 30 января 1830 года в Москве в Большом театре
на бенефисе великого русского актера М.С.Щепкина, который играл Фамусова. В
том же 1830 году третий акт комедии был поставлен еще на нескольких бенефисах.
Но целостного впечатления у зрителей не возникало, тем более что текст Грибоедова
подвергся цензурным сокращениям. Как отмечал «Московский Телеграф», зрители
«как будто из вежливости похлопали некоторым остроумным стихам Грибоедова».
26
января 1831 года, почти через два года после
трагической смерти автора, «Горе от ума» вышло на сцену Большого театра Петербурга. С тех пор запрещенную пьесу разрешили ставить, но по-прежнему со сцены
звучали искаженные по цензурным соображениям стихи. Тем не менее пьеса имела
зрительский успех, особенно блистал в роли Фамусова М.С.Щепкин. Он сумел
выразительно и глубоко передать ту патриархальность нравов, которая характерна
была для старой Москвы. Его Фамусов по манерам, повадкам, а может, и но собственному
еще недавнему прошлому совсем недалеко отстоял от Молчапина и от всех, кто по
положению стоял ниже его. Но по отношению к «чужаку» эта патриархальность
выглядела воинственной непримиримостью.
В 1853 году в письме П.В.Анненкову
Щепкин рассказывал о своем исполнении последней сцены с Чацким, которого играл
И.В. Самарин: «В последней сцене, где Чацкий высказывает желчные слова на
современные предрассудки и пошлости общества, Самарин очень недурно все это
высказал, так что я, в лице Фамусова, одушевился и так усвоил себе мысли
Фамусова, что каждое его выражение убеждало меня в его сумасшествии, и я, предавшись
вполне этой мысли, нередко улыбался, глядя на Чацкого, так что, наконец, едва
удерживался от смеха».
Чацкого в Москве сначала играл П.C. Мочалов,
сумевший внести в исполняемую роль дух времени. В Петербурге в этой роли выступал
известный тогда актер
В.Л.Каратыгин, но его Чацкий не был живым лицом,
а, по выражению рецензентов, «каким- то Агамемноном», который «смотрит на всех
с высоты Олимпа». Лучшим Чацким в то время был признан И.В. Самарин, сменивший
в Москве Мочалова в этой роли. Игру Самарина отличало богатство интонаций,
умение передать пламенную любовь к Софье и светские манеры.
Но и после разрешения к постановкам на сценах императорских театров еще долгое время «Горе от ума» было под запретом для
провинциальной сцены. Лишь в феврале 1859 года по ходатайству генерал-адъютанта
графа Строганова пьеса в виде исключения была разрешена к представлению в
Одессе.
Для провинции комедия оставалась под
запретом до 1863 года. Всего со 2 декабря 1829 года до июля 1863 года в Петербурге
спектакль был сыгран 184 раза, а в Москве — 144 раза.
Но, несмотря на запреты, грибоедовскую
комедию ставили любители и в Тифлисе, в доме князя Р.А.Багратиона, в помещичьих
театрах. Губернаторы время от времени представляли рапорты в Третье отделение,
но и это делали не все. С 1840 по 1863 год комедия была поставлена в Харькове,
Казани, Астрахани, Калуге, Ярославле, Воронеже, Нижнем Новгороде, Кронштадте и
других городах. Наконец, в июле 1863 года Третье отделение под
влиянием ходатайств Нижегородского и Саратовского театров разрешило постановку
для всех провинциальных
театров.
Новая
жизнь комедии па сцене началась с момента публикации ее полного текста. Важную роль в интерпретации идейно-художественного содержании пьесы
сыграла статья И.А.
Гончарова
«Мильон терзаний», написанная в 1872 году. Поводом
для создания этого «критического этюда» стало одно из театральных представлений
«Горе от ума» в петербургском Александринском театре 10 декабря 1871 года в
бенефис артиста Ипполита Монахова, игравшего Чацкого. Гончаров, помимо
разбора текста, выступает театральным критиком постановки. Он вспоминает
первые спектакли Московского Малого театра с участием великих русских актеров:
Щепкина (Фамусов), Мочалова (Чацкий), Ленского (Молчалин), Орлова (Скалозуб),
Сабурова (Репетилов). Он рассуждает о причинах их успеха, относя его, помимо
достоинств пьесы, на счет актерского ансамбля, знавшего, что такое настоящие
манеры и умеющего «отлично читать».
Еще раньше С.В. Шумский,
который с 1864 года стал выступать в роли Чацкого, создал образ
живого человека, чья любовная драма тесно переплелась с драмой общественной.
Блестяще играл роль
Фамусова в постановке 1886 года в частном театре
Корша В.Н.Давыдов. Особенно зрители и рецензенты выделяли в его исполнении монологи о
Москве и москвичах. В этой же постановке дебютировала великая русская актриса А.А. Яблочкииа, впоследствии признанная одной из лучших исполнительниц роли Софьи в
постановке Малого театра.
Этапным спектаклем в сценической истории комедии стала постановка ее в 1906 году
великим режиссером- новатором В.И. Немировичем-Данченко в Московском художественном театре. Этой постановке предшествовала кропотливая текстологическая работа
режиссера с разными вариантами пьесы, сверка с только что опубликованным прижизненным
доцензурным вариантом комедии. Зрители и критики по достоинству оценили
великолепные декорации и бутафорию, которые создавали реальное впечатление фамусовской
Москвы, ожившей на сцене. Исполнители всех ролей, даже слуг и гостей, были
безукоризненны. Но особенно выделялось несколько актеров. Прежде всего, это Фамусов в исполнении
К.С.Станиславского, который убедительно демонстрировал
невежество, ограниченность и самоуверенность московского «туза». Чацкого играл В.И.Качалов, подчеркивавший тему переживаний страстно влюбленного героя. Интересно,
что когда этот спектакль был возобновлен в 1914 году, Качалов придал своему
Чацкому внешнее сходство с Грибоедовым с присущей писателю иронией и
сатирической насмешкой.
«Большим радостным событием» была названа
постановка Московского
Малого театра в 1910 году. Фамусова играл Рыбаков,
Репетилова — Южин. Даже маленькие роли исполнялись ведущими актерами театра:
Ермоловой, Никулиной, Яблочкиной. Малый театр сосредоточил внимание на критике
нравов, господствующих в дворянском обществе, и комедия стала сатирой
потрясающей силы. С тех пор на протяжении всего XX века и до наших дней «Горе
от ума» остается репертуарным приоритетом Московского Малого театра. Во всех
сценических версиях на этой сцене торжествовал полнокровный реалистический стиль, унаследованный из прошлого и сохранившийся в современных постановках
театра.
Не случайно в советскую эпоху
первым возобновил постановку комедии Грибоедова в 1921 году
именно Малый театр в Москве. Здесь особенно выделялась роль Лизы в исполнении В.Н.Пашенной, показывающей ее умной и наблюдательной дворовой девушкой, которая с
детства общалась с Софьей и Чацким и впитала определенную часть дворянской
культуры. С другой стороны, актриса выделяла в ней и силу народной стихии, что
сказалось в речи героини. Роль Фамусова исполнял А.И. Южин, который представлял в этом образе символическое обобщение
деспотической власти, «был грандиозен в эпически спокойной, почти величавой
смехотворности», как отмечали современники. В новой постановке 1938 года, которая шла в театре почти два десятилетия с неизменным успехом,
блистал M.Царев, исполнявший роль Чацкого, который, как отмечали критики,
своей порывистостью и задором напоминал молодого Пушкина. Чацкий в исполнении
Царева показан в развитии: вбежав утром в дом Фамусова молодым влюбленным, он
покидает его глубоким мыслителем, готовым к борьбе за свои идеалы. Интересны в
этой постановке роли второстепенных героев, особенно Загорецкого в
исполнении знаменитого актера И.В. Ильинского. это не просто
комический персонаж, а зловещая фигура доносчика и шпиона. В дальнейшем Малый
театр стремился продолжать традиции старой сцены. Это хорошо заметно в
постановке 60-х годов, где режиссером выступил М.И.Царев, в 30—40-е годы
блестяще игравший Чацкого. В своей новой постановке Царев исполнял роль
Фамусова, а Чацкого играл тогда еще молодой, но уже хорошо известный публике В.
Соломин.
Совершенно другой подход к пьесе
продемонстрировал знаменитый режиссер-новатор B.C. Мейерхольд в
постановке 1928
года. Поставив комедию под ее первоначальным названием «Горе уму», режиссер произвел коренной пересмотр всего содержания пьесы и ввел ряд
дополнительных персонажей. В частности, сцену Чацкого с декабристами, которая должна была показать, что Чацкий не просто критикует окружающую
среду, а восстает против общественного строя. Кроме того, были добавлены
эпизодические персонажи: хозяйка кабачка, старая нянька и др. Пьеса была
разделена на семнадцать эпизодов. Очень интересно режиссерское решение сцены
распространения сплетни: она происходила за столом во время ужина. В целом
такая трактовка была программной и подчеркивала соавторство режиссера с
драматургом. В 1935 году Мейерхольд создал вторую, более совершенную редакцию
спектакля, но после ареста режиссера и закрытия театра. обвиненного в
формализме, эта постановка уже не возобновлялась.
Новый
этап сценической истории «Горя от ума» наступает в
60-е годы XX столетия. В 1962 году знаменитый режиссер Г.А. Товстоногов поставил комедию Грибоедова в легендарном БДТ —
Ленинградском Большом драматическом театре имени М.Горького. В этом спектакле,
ставшем исторической сенсацией в истолковании классического текста, разворачивался
острейший интеллектуальный диспут, столь созвучный «времени оттепели», но и
приближавший комедию и ее героя к пушкинскому пониманию. В той постановке
словно было соединено все то ценное, что накопило литературоведение и театр, и
вместе они составили неповторимое, не оставляющее равнодушным никого зрелище.
На волне хрущевской оттепели Георгий Товстоногов поставил спектакль, где
отчетливо звучал мотив расставания с романтическими иллюзиями (этот же мотив
витал тогда и в обществе). Роли в этом спектакле были распределены так: Фамусов
— В. Полицеймако, Софья — Т. Доронина, Чацкий — С. Юрский, Молчалин — К.
Лавров. Звездный состав сумел блестяще воплотить на сцене оригинальное
режиссерское решение.
Закономерно, что последующее осмысление
комедии отечественным театром шло под влиянием (или в споре) с ленинградским
спектаклем. Авторское прочтение классической пьесы, предпринятое Товстоноговым,
открыло дорогу последующим смелым трактовкам на сценах различных театров
страны. Интересно, что в этих новаторских постановках тоже можно усмотреть
связь с предшественниками — прежде всего, с Мейерхольдом. Не случайно одна из
мало отмеченных критиками постановок в 1977 году на сцене Московского театра-студии киноактера была осуществлена Эрастом Гариным, который
в мейерхольдовском спектакле исполнял роль Чацкого. Интересную версию комедии в
1976 году показал на сцене Московского театра сатиры его главный режиссер В.Н.Плучек. Здесь тоже был занят звездный состав: Чацкий — А. Миронов, Фамусов —
А. Папанов, Софья — Т.Васильева, Молчалин — А. Ширвиндт, Скалозуб — М.
Державин, Хлестова — О. Аросева. Но трактовка комедии в режиссерской версии
Плучека принципиально отличалась от товстоноговской. Главная идея постановки
была хорошо понятна людям брежневской эпохи: умный человек по-прежнему не в
чести. Один из критиков отмечал: «В этом спектакле не звучат пламенные
монологи. В герое Миронова нет ничего от романтизма. Это молодой человек,
понявший, что проповедь рабства, служение не делу, а лицам отвратительна».
Стоит отметить также совершенно необычную постановку пьесы в 1982 году одного
из самых востребованных режиссеров нашего времени Р.Виктюка. Тогда
еще молодой и мало кому известный режиссер на сцене Минского театра оперетты
поставил «Горе от ума» как музыкальный спектакль — мюзикл.
В 90-е годы новое слово в
театральную историю «Горя от ума» внес режиссер-постановщик МХАТа О. Ефремов. Зрители увидели легкую, веселую и в то же время не потерявшую
грибоедовской яркости комедию. В 1998 году «Горе от ума» поставил популярный
актер О. Меньшиков в Театральном товариществе «814». Спектакль шел несколько лет с
неизменным аншлагом. Грибоедовский текст был сохранен полностью, но в корне
изменилась интонация: в этой режиссерской трактовке сатирическая
общественно-политическая комедия Грибоедова приобрела черты водевиля. В отличие
от публицистических постановок времен оттепели и застоя, па пороге нового
тысячелетия режиссер Меньшиков сделал акцент на другом: на любовном
треугольнике, точнее, многоугольнике Чацкий — Софья — Скалозуб — Молчалии —
Лиза — Петрушка. Некоторые критики отмечали, что в этом спектакле Чацкий —
Меньшиков — не влюбленный общественный деятель, а просто влюбленный, а свои
знаменитые монологи он проговаривает скороговоркой, как чужой заученный текст.
Но огромный зрительский успех постановки говорит, скорее, о том, что в этом спектакле
прочитывалась и актуальная тема о человеке, безуспешно пытающемся найти себя:
ни на Западе, где он был три года, ни дома, куда он с такой надеждой вернулся,
он так и не смог этого сделать.
Из самых последних постановок
следует отметить абсолютно оригинальную трактовку режиссера-экспериментатора Ршшса Туминаса в московском театре «Современник», премьера которой состоялась в 2007
году. Несмотря на прекрасную игру известных актеров (Фамусов — С. Гармаш,
Чацкий — И. Стебунов, Софья — М. Александрова, Молчалин — В. Ветров), спектакль
приняли неоднозначно. Поразило не только оформление сцены (печь как символ
домашнего очага), большое количество немых сцен, пантомимы, но и «чеховская»,
а не обличительная «грибоедовская» интонация. Как отмечено в одной из рецензий
на этот спектакль, «взамен громких монологов и фальшивого пафоса зритель увидит
этакую современную притчу о блудном сыне. И услышит горькие исповеди героев,
каждый из которых по-своему прав». А лейтмотивом этой печальной, но не лишенной
горькой иронии истории стал в новой постановке старый вальс, написанный
когда-то самим Грибоедовым.
Уже в XXI веке появляются все новые
постановки пьесы, написанной еще в начале XIX столетия. И наши современники
находят в ней то, что отвечает именно их интересам, затрагивает самые
болезненные вопросы нашего времени. И прав оказался Гончаров, который так
давно отметил то, в чем мы убеждаемся в полной мере сейчас, зная длительную
историю театральной жизни действительно бессмертной пьесы Грибоедова: «Комедии
этой век не сойти со сцены, даже и тогда, когда сойдут позднейшие образцовые
пьесы».