Доклад по литературе «Прогулки с Пушкиным» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 05.12.2016, 03:28
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Прогулки с Пушкиным»
Два века отделяют нас от пушкинской эпохи, и порой современному читателю очень трудно себе представить, как жи­ли в то время те, чье творчество составило «золотой фонд» русской литературы. К счастью, есть такие места, где возможно не только прикоснуться к святым реликвиям, но и почувствовать живое присутствие тех, кого мы привыкли называть классиками. С именем Льва Николаевича Толстого связана Ясная Поляна, Антона Павловича Чехова — Мелихово, Ми­хаила Юрьевича Лермонтова — Тарханы, Ивана Сергеевича Тургенева — Спасское-Лутовиново.

Пушкинских мест немало: это Москва и Петербург, Болдино и Одесса, Кишинев и Крым. По если кто-то хочет дейст­вительно узнать «живого» Пушкина — его дорога лежит в Михайловское. Казалось бы, не гак долго жил здесь поэт: два года ссылки и еще несколько приездов до и после нее. И все же именно здесь осталась его душа: может потому, что так много было им здесь пережито, а может — потому, что здесь он обрел всю мощь своего творческого дарования. А еще, на­верное, потому что здесь особенно бережно хранят все, что было ему дорого. Поистине самоотверженный труд работни­ков учрежденного 17 марта 1922 года Пушкинского заповед­ника, и особенно его первого послевоенного директора и хра­нителя Семена Степановича Гейченко, позволил воссоздать не только строения, парки, внутреннее убранство и внешний вид пушкинского дома, но и сам дух времени, а главное — ощу­щение живого присутствия Пушкина рядом с нами. Всякий, хоть раз побывавший в Михайловском, чувствовал это. По­пробуем совершить прогулку по этим удивительным местам так, как когда-то очень давно это делал сам Пушкин.

Сначала направимся гуда, где жил знаменитый предок Пушкина —Абрам Петрович Ганнибал. Ведь мы знаем, как дорого было для 11ушкина все, связанное с историей семьи, его родословной, с историей страны. Итак, наш путь лежит в самую дальнюю часть заповедника — в имение Петровское, расположенное на берегу озера Кучане в четырех километрах к северо-востоку от дома поэта. Имение было подарено в 1742 году императрицей Елизаветой Петровной прадеду по­эта. Название свое оно получило от имени царя Петра I, сподвижником которого был «арап Петра Великого». После смерти Абрама Петровича в 1781 году имение и земли Пет­ровского, согласно завещанию старого арапа, перешли к его второму сыну Петру Абрамовичу, генерал-майору артилле­рии в отставке, двоюродному деду Пушкина. Петр Абрамо­вич прожил здесь с 1783 года почти до своей смерти в 1826 году.

Находясь в Михайловской ссылке. Пушкин часто бывал в Петровском и встречался со своим двоюродным дедом, бесе­довал с ним. История предков вызывала живой интерес поэта, о чем свидетельствует целый ряд произведений: «К Языкову», «Как жениться задумал царский арап», «Начало автобиогра­фии», «Моя родословная», «Арап Петра Великого» и другие. В «Моей родословной», вспоминая о том, что его прадед был сподвижником Петра I — «шкипера», как его называет поэт, Пушкин с гордостью пишет:

Сей шкипер деду был доступен,

И сходно купленный арап

Возрос, усерден, неподкупен.

Царю наперсник, а не раб.

Обстановка и быт ганнибаловского Петровского и его ок­рестностей нашли отражение в творчестве Пушкина. Многие черты характера Троекурова в «Дубровском» напоминают от­дельные черты характера Петра Абрамовича Ганнибала, а уса­дебный и крестьянский быт Покровского — имения Троеку­рова — во многом сходен с тем, что видел поэт в Петровском. Совпадает с описанным в «Дубровском» и пейзаж, который виден со стороны петровского парка. Какое-то особое волнение охватывает душу, когда вступаешь под торжественную сень старинных лип Петровского. И в памяти невольно начи­нают звучать пушкинские строки:

В деревне, где Петра питомец,

Царей, цариц любимый раб

И их забытый однодомец.

Скрывался прадед мой арап,

 Где, позабыв Елисаветы

И двор, и пышные обеты.

Под сенью липовых аллей

Он думал в охлажденны леты

О дальней Африке своей...

(«К Языкову»)

Но пора двигаться дальше. Оставим тенистые аллеи Пет­ровского и пойдем дорогой вдоль озера, по которой не раз хо­дил поэт, в сторону дома, с которым в его жизни так много связано: мы направляемся в Михайловское — родовое имение семьи Пушкиных. Оно досталось в наследство деду поэта Осипу Абрамовичу Ганнибалу. Выйдя в отставку, он здесь провел все последние годы своей жизни. В конце XVIII века Осип Абрамович создал усадьбу: построил барский дом, раз­бил парк. После его смерти в 1806 году Михайловское насле­довала его семья — жена, Марья Алексеевна, и дочь, Надежда Осиповна, мать поэта, которая оставила имение своим детям: Ольге, Льву и Александру. Брат и сестра поэта хотели продать принадлежавшие им части имения, по Пушкин слишком лю­бил эти места и, взяв на себя обязательство выплатить Ольге и Льву необходимую сумму, стал единственным владельцем имения.

Впервые Пушкин приехал в Михайловское летом 1817 года и жил здесь с июля по август. Его родители соби­рались провести это лето, но своему обыкновению, в псков­ском имении, и поэт, только что окончив Лицей и получив отпуск «для приведения в порядок домашних дел», отпра­вился туда вместе с ними 9 июля. В его дневниках сохрани­лась запись о первом приезде в Михайловское: «Вышед из Лицея, я почти тотчас уехал в Псковскую деревню моей ма­тери. Помню, как обрадовался сельской жизни, русской бане, клубнике и прочее...»

Юный поэт был очарован здешней природой, которая вдохновила его на создание новых поэтических творений. Он часто гулял по старинному Михайловскому парку и его окре­стностям. В стихотворении «Простите, верные дубравы!», написанном перед отъездом, он тепло говорил о проведенных здесь днях.

Вторично поэт приехал в Михайловское летом 1819 го­да. Тогда он запечатлел родные сердцу места, «поместье мирное» в стихотворениях «Домовому» и «Деревня». Сти­хотворение «Деревня» нам больше известно как яркое вы­ражение антикрепостнических настроений юного поэта, са­тирический памфлет, но начало его совсем иное по духу и по стилю. Это светлое, приподнятое описание природы, ко­торое с удивительной точностью воссоздает пейзаж Михай­ловского.

Читаешь эти строки, и кажется, будто сам Пушкин ведет нас по дорогим ему местам — так точно и ярко изображены в стихотворении открывающиеся картины. Эта природа, места, ставшие родными, теперь уже останутся в душе поэта навсе­гда. Об этом свидетельствует написанное перед отъездом 11 августа 1819 года стихотворение «Домовому»:

Поместья мирного незримый покровитель,

Тебя молю, мой добрый домовой.

Храни селенье, лес, и дикий садик мой,

 И скромную семьи моей обитель!

Пушкин словно предчувствовал, что расстается с милым его сердцу «пустынным уголком» на долгое время. Вскоре он был сослан императором Александром I на юг за то, что, по словам царя, «наводнил всю Россию возмутительными стиха­ми». Лишь через пять лет Пушкин вновь оказался в Михай­ловском, но теперь уже в ссылке, которая длилась с 9 августа 1824 года по 3 сентября 1826 года. Оторванный от друзей, от общества, отданный под унизительный надзор местных и ду­ховных властей, поэт вначале чувствовал себя как в тюрьме. Даже красота здешней природы, которую он любил и которой восторгался в первые приезды сюда, теперь в какой-то мере померкла для него. Ситуация усугубилась ссорой с отцом, который взял на себя неблаговидную роль следить за неблаго­надежным сыном. Но вот родители, сестра и брат уехали, Пушкин остался наедине с самим собой, с природой, его ок­ружавшей. Прошло всего несколько месяцев, и он снова всей душой ощутил ее очарование, а вынужденное одиночество да­ло ему возможность отдаться поэтическому творчеству. «Свя­тое Провиденье», русская природа, люди, окружавшие здесь поэта, спасли его: ссылка в Михайловское неожиданно обер­нулась небывалым расцветом творчества, порой вдохновенно­го труда, неожиданных открытий, любви, радости общения с близкими по духу людьми.

Как подсчитали исследователи творчества поэта, всего им было написано в Михайловском свыше ста произведений, многие из которых вошли в «золотой фонд» русской литера­туры. Здесь во время ссылки создавались такие шедевры, как трагедия «Борис Годунов», «деревенские» главы романа «Ев­гений Онегин», поэма «Цыганы», стихотворения «К морю», «Сожженное письмо», «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября», «Зимний вечер», «Вакхическая песня» и многие, многие другие. Большинство из них так или иначе связано с Михайловским и его окрестностями, и они помогут нам по­нять, что чувствовал поэт, какие мысли его волновали, какие встречи ожидали.

Оказавшись в Михайловской ссылке, Пушкин постепенно погрузился в деревенскую жизнь: его день был наполнен про­стыми радостями, общением с соседями, долгими прогулками, когда он мог вволю любоваться русской природой. Здесь поэт проникается ее неброской красотой, которая состоит не в эк­зотических, неординарных пейзажах, как в произведениях ро­мантизма, а в милых, привычных, почти бытовых картинах будничной деревенской жизни. Так изображает Пушкин рус­скую природу в стихотворениях той поры и в романс «Евге­ний Онегин». Своим восхищением он как будто «заражает» читателя, для которого стало настоящим открытием то, что такая обычная природа среднерусской полосы может быть предметом поэтического вдохновения. Пушкин находит кра­соту в, казалось бы, неприятном факте увядания природы, ему дорога она такой, какая есть:

Роняет лес багряный свой убор.

Сребрит мороз увянувшее поле,

Проглянет день, как будто поневоле,

И скроется за край окружных гор.

(«19 октября» 1825 г.)

Одновременно поэт стремится спять романтический ореол с многих событий в природе. Так. в стихотворении «Зимний вечер» 1825 года его лирический герой, несмотря на буйство стихии за окном, продолжает жить своей жизнью, буря не ка­жется зловещей или грозящей опасностью:

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя;

То как зверь, она завоет,

То заплачет, как дитя...

Пушкин любуется природой, наблюдает ее и ищет пре­лесть в каждой, пусть и неприглядной детали, передавая пей­заж таким, как он есть, без прикрас. Без сомнения, такое изме­нение отношения к природе говорит и об изменениях во внутреннем мире поэта: он обрел покой, и природа стала его опорой, ее красота вдохновляет его и дает ему силы жить. Об этом свидетельствуют и многие строки из романа «Евгений Онегин», посвященные природе. Вот как, например, поэт изо­бражает приближение зимы:

Встает заря во мгле холодной;

На нивах шум работ умолк;

С своей волчихою голодной

Выходит на дорогу волк;

Его ночуя, конь дорожный

Хранит — и путник осторожный

Несется в гору во весь дух...

Кажется, что эту простую, но удивительно поэтичную кар­тину поэт увидел из окна своего кабинета в Михайловском и сразу запечатлел в стихах, которые стали близки и понятны всем. Как отмечает известный пушкинист С. Бонди, Пушкин «учит нас видеть, понимать и любить нашу скромную по сравнению с пышным Югом, но прекрасную в своей простоте природу...». И эту новую грань его талант обрел именно в годы Михайловской ссылки.

В период ссылки Пушкин со всей тщательностью и требо­вательностью к себе подготовил книгу «Стихотворения Алек­сандра Пушкина», которая разошлась с невиданной для того времени быстротой. Читатели с нетерпением ждали новых глав «Евгения Онегина», работа над которыми здесь шла осо­бенно интенсивно.

А еще жизнь опального поэта в Михайловском озаряла та, кого он гак выразительно называл «подруга дней моих суро­вых» — известная каждому русскому читателю няня Арина Родионовны. С раннего детства она вводила будущего поэта в русский сказочный мир, пела песни, которые так органично вошли в юную душу, а потом вплелись в его стихи, поэмы, баллады:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

 За водой по утру шла.

(«Зимний вечер»)

Нельзя и нам. гуляя по Михайловскому, не зайти в ее до­мик. Он находится совсем рядом с господским домом и назван хранителями Пушкинского заповедника — домик няни. В од­ной из «светелок» этого флигелька Арина Родионовна жила во время Михайловской ссылки поэта:

Ты под окном своей светлицы

Горюешь, будто на часах,

И медлят поминутно спицы

В твоих наморщенных руках, —

писал поэт, вспоминая любимую няню и ее уютный домик в стихотворении 1826 года «Инне». Сестра Пушкина Ольга Сер­геевна вспоминала о ней: «Была она настоящая представи­тельница русских нянь; мастерски говорила сказки, знала на­родные поверья и сыпала пословицами, поговорками. Александр Сергеевич, любивший ее с детства, оценил ее вполне в то время как жил в ссылке, в Михайловском». Арина Родионовна стала для него самым родным и близким челове­ком. Она внимательно следила за тем, чтобы создавать вокруг своего воспитанника атмосферу уюта и тепла, помогала ему, как могла. Много теплых слов сказал о ней в своих стихах Пушкин. Исследователи его творчества считают, что Арина Родионовна стала прототипом няни Татьяны в «Евгении Оне­гине», ее черты нашли отражение в «Дубровском», «Борисе Годунове», «Русалке» и многих других произведениях поэта. Когда Пушкин приехал в Михайловское в 1835 году, Арины Родионовны уже не было в живых. Вот почему с такой гру­стью звучат проникновенные строки из стихотворения «Вновь я посетил...»...

Но не только общение с няней скрашивало дни опального поэта. Постепенно его жизнь в Михайловском обрела новые краски: он многое пережил, перечувствовал, его ждали друже­ские встречи и любовные волнения, новые знакомства. Прой­дем вместе с ним той дорогой, «изрытой дождями», где стоят знаменитые «три сосны», — она приведет нас в Тригорское, соседнее имение, где жили его новые друзья, — семья Осиповых-Вульф.

Тригорское находится всего в трех километрах от Михай­ловского. Не раз за время ссылки и после нее приходил Пуш­кин «на скат тригорского холма», бывал в доме своих друзей, найдя в их семье не только искреннее участие и непринуж­денную приветливость, но и глубокий интерес к литературе. Семейство Осиповых-Вульф составляли владелица поместья вдова Прасковья Александровна Осипова, но первому мужу Вульф, и ее дети: сын студент Алексей Николаевич Вульф и дочери от первого брака Анна Николаевна и Евпраксия Нико­лаевна (Зизи — как ее звали дома), падчерица Александра Ивановна Осипова, племянница Анна Ивановна Вульф и две маленьких дочери от второго брака. Как пишет один из пер­вых биографов Пушкина П.А. Анненков, в Тригорском «...много сердец билось трепетно, когда ... показывался Пуш­кин или пешком, в шляпе с большими полями и с толстой палкой в руке, или верхом па аргамаке, а то и просто на кре­стьянской лошаденке».

В Тригорском была обширная библиотека, которую Пуш­кин почти всю перечитал. Здесь звучали стихи близких ему друзей-поэтов Дельвига и Языкова. Здесь он слушал в испол­нении тригорских барышень музыку Россини, Моцарта, Бет­ховена, Глинки. Здесь он вновь встретился с Анной Керн — племянницей Прасковьи Александровны, которой посвящено одно из самых известных стихотворений Пушкина «Я помню чудное мгновенье...». И, конечно же, здесь звучали его стихи, которые обитатели Тригорского слушали с большим интере­сом и искренним восхищением. Можно с уверенностью ска­зать, что именно эта радушная, дружная семья позволила по­эту, находящемуся в ссылке, почувствовать себя в кругу близких по духу людей, смириться с неволей и вновь ощутить прилив творческих сил. Не случайно многие исследователи творчества Пушкина говорят о том, что Три горское стало ос­новой изображения дома, парка и семьи Лариных в романе «Евгений Онегин». Во всяком случае, создатели Пушкинского заповедника именно так организовали композицию дома- музея и парка в Тригорском. Если мы от главного дома пройдем через парк но тропинке между прудом и скатом холма к реке Сороти, то выйдем на небольшую липовую аллею. Пер­вый поворот направо — и аллея выходит на площадку у обры­ва над рекой. Тридцать старых лип образуют естественную беседку. Под склонившимся к обрыву старым дубом стоит старинная садовая скамья. Интересно, по еще хозяева Тригорского считали ее «скамьей Онегина», и теперь это название утвердилось. Действительно, кажется, будто именно в таком уголке парка и могло произойти памятное всем объяснение Онегина с Татьяной:

Татьяна прыг в другие сени,

С крыльца на двор, и прямо в сад.

Летит, летит; взглянуть назад

Не смеет; мигом обежала

Крутимы, мостики, лужок...

Недалеко отсюда, но пути к Тригорскому, примерно в километре от Михайловского, на живописном берегу реки Сороть возвышается Савкина горка. Это остаток древних во­енных укреплений. На ее вершине поставлен каменный крест, который, по мнению историков, сооружен па братской могиле русских воинов, погибших в борьбе с иноземными захватчиками. Надпись на основании креста гласит: «Лета 7021 (соответствует 1513 году современного летоисчисле­ния) поставил крест Савва пои». Сейчас рядом с крестом восстановлена часовня, в которой развернута экспозиция, рассказывающая о походах польского короля Стефана Батория на городище Воронич и Псков в конце XVI века, о дав­них битвах на этой земле.

Известно, насколько глубоко Пушкин интересовался исто­рией, и, конечно, окрестности Михайловского, гак тесно свя­занные с историческими событиями, привлекали внимание поэта. Видимо, это было одной из причин, по которой он хо­тел приобрести небольшое имение, расположенное рядом с Савкиной горкой. В июне 1831 года он писал из Петербурга хозяйке Тригорского Прасковье Александровне: «...я попро­сил бы Вас, как добрую соседку и дорогого друга, сообщить мне, не могу ли я приобрести Савкино, и на каких условиях. Я бы построил себе там хижину, поставил бы свои книги и про­водил бы подле добрых и старых друзей несколько месяцев в году».

Другим историческим местом в окрестностях Михайлов­ского было древнее городище Воронин, расположенное на од­ном из трех холмов, образующих имение Тригорское. Воронин представляет собой остатки средневековой крепости- города, основанной в XIV веке. Здесь, на западных рубежах древней Руси, часто приходилось отражать нашествия ино­земных захватчиков, приходивших из Литвы и Польши. Осо­бая страница истории древнего городища связана со Смутным временем 1607-1608 годов. Мы знаем, что этот период рус­ской истории особенно интересовал Пушкина, когда он нахо­дился в Михайловской ссылке. Здесь им была создана траге­дия «Борис Годунов», открывшая новый — реалистический — этап не только в творчестве поэта, но и в русской литературе. События, изображенные в ней, связаны со Смутным време­нем. Выть может, часто бывая на городище Воронич по пути в Тригорское, Пушкин живо представлял себе ушедшие образы, которые органично входили во многие сцены задуманной им трагедии. Подтверждением этого предположения может слу­жить следующий факт. Па первой странице рукописи, подра­жая летописному стилю, поэт написал: «Писано бысть Алексашкою Пушкиным в лето 7333 на городище Воронич».

Но не меньшую роль в истории замысла и создания траге­дии «Борис Годунов» сыграло еще одно памятное место, ко­торое теперь входит в состав Пушкинского заповедника. Это находящийся в пяти километрах к югу от Михайловского, на восточной окраине поселка 11ушкинские Горы, Святогорский монастырь — еще один пушкинский маршрут, по которому мы пройдем вместе с ним. Основанный в 1569 году, мона­стырь должен был укрепить подступы к соседнему городу Во­ронину. Со временем монастырь потерял свое стратегическое значение и пришел в упадок. В пушкинские времена здесь бы­ло всего двадцать монахов. Посещая монастырь, наблюдая за жизнью его насельников, всматриваясь в суровое убранство, сохранявшее черты далекого прошлого, Пушкин находил бла­годатную основу для работы над трагедией «Борис Годунов». Кажется, именно в такой обстановке и должна была происхо­дить сцена «Ночь. Келья Чудова монастыря», здесь мог Пуш­кин увидеть прообраз мудрого летописца Пимена. «Угадать язык» действующих лиц «Бориса Годунова» помогло Пушки­ну и живое, тесное общение с народом на монастырских яр­марках, которые устраивались трижды в год у стен монастыря. В такие дни, одетый в крестьянский наряд, Пушкин подолгу простаивал в самой гуще народа, чутко прислушиваясь к раз­говорной речи, сказкам и песням, пословицам и поговоркам.

Но работая над историческим произведением, где пока­зано, сколь важную роль играет «мнение народное», опасное для власти, Пушкин не мог не задумываться о современно­сти. До него доходили тревожные слухи о подготовке вос­стания, он даже чуть не уехал в Петербург незадолго до него, рискуя навлечь на себя гнев нового государя. Вскоре после «возмущения» на Сенатской площади 14 декабря 1825 года он узнал о казни и ссылке декабристов, многих из которых он хорошо знал. По совету друзей Пушкин обратился к но­вому царю Николаю I с прошением об освобождении, ссыла­ясь на необходимость лечения. Не имея прямых улик о про­тивоправительственной деятельности поэта, царь вызвал Пушкина в Москву, чтобы окончательно решить его судьбу. Так завершилась Михайловская ссылка. Покидая дорогие сердцу места, поэт везет с собой одно из самых глубоких и сложных стихотворений на тему поэтического творчества — «Пророк», — которое во многом определило его дальнейший творческий и жизненный путь.

Но и после отъезда Михайловское остается тем «милым пределом», куда постоянно стремился душой поэт-. Он побывал здесь через два месяца после освобождения, чтобы привести в порядок рукописи и библиотеку. Летом 1827 года снова прие­хал сюда, как он сам говорил — «убежал, почуяв рифмы». Именно тогда Пушкин начал работу над историческим романом «Арап Петра Великого», а также написал знаменитое стихотво­рение «Поэт». В последние годы жизни он хотел поселиться здесь с семьей, но царь Николай I не отпускал поэта из-под бдительного надзора. За год с небольшим до смерти во время одного из последних приездов в Михайловское осенью 1835 го­да Пушкин написал стихотворение «Вновь я посетил...» — своеобразный «путеводитель» по Михайловскому и его окрест­ностям. После длительного отсутствия поэт как будто снова проходит по родным местам, где он провел «изгнанником два года незаметных», но с печалью отмечает перемены, которые принесло неумолимое время. Кажется, что поэт предчувствовал свою безвременную кончину и этим стихотворением прощался с Михайловским и всем тем, что было связано с этим местом. Вот почему, как и «Памятник», это стихотворение стало итого­вым. В нем поэт размышляет о смысле жизни, о своей судьбе и в то же время говорит о будущем, которое он всегда ощущал как живую связь поколений и времен.

Весной 1836 года Пушкин снова оказался в родных мес­тах, но повод для этой поездки был печальным — смерть ма­тери. Гроб с ее телом он привез, как и обещал ей перед смер­тью, в Свягогорский монастырь. Древнее «кладбище родовое» создает атмосферу тишины и спокойствия. Здесь похоронены дед поэта Осип Абрамович и его бабушка Мария Алексеевна, мать Надежда Осиповна и отец Сергей Львович. Здесь нашел свой последний приют и он сам, как и завещал еще в свой по­следний приезд в Михайловское.

На этом завершается наша «прогулка» с Пушкиным, но теперь дорогие его сердцу места стали частью и нашей жизни, навсегда соединившись с личностью поэта и его бессмертным творчеством.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (20.09.2016)
Просмотров: 25 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0