Доклад по литературе «Проблема прототипов героев романа «Евгений Онегин»» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 06:59
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Проблема прототипов героев романа «Евгений Онегин»»

«Евгений Онегин» — первый русский реалистический ро­ман, в котором «отразился век и современный человек», по словам самого автора. Для нас уже привычно то, что в таких произведениях изображаются типические герои в типических обстоятельствах. Но в эпоху создания этого произведения, когда еще господствовал романтизм, а реализм только начи­нал определять свои черты в творчестве Пушкина и Грибоедова, многое в романе казалось читателям необычным, даже странным. Не случайно Пушкин так настойчиво стремился от­делить автора от героя, поскольку читатель привык к тому, что в произведениях романтизма — это одно лицо. Создатель «Евгения Онегина» даже использует такой необычный прием, как включение в художественный мир произведения своеоб­разного автора-персонажа, который дружит с Онегиным, хра­нит письма героев, входит в круг их знакомых. Наряду с этим, непосредственно на страницах романа автор выступает и как его творец, обсуждающий с читателем, как он создает своих героев, какие повороты сюжета предполагаются в дальнейшем и т.д. А становясь лирическим героем, автор говорит в лири­ческих отступлениях о своей жизни, чувствах, мыслях и пере­живаниях, дополняя общую картину жизни России той эпохи и создавая подлинную «энциклопедию русской жизни». Все это подчеркивает необычность соотношения в «Евгении Оне­гине» реальных фактов и художественного вымысла, а потому вопрос о прототипах героев с момента первого знакомства читателей с романом стал широко обсуждаться. Рассмотрим в докладе, как современные ученые относятся к проблеме про­тотипов героев пушкинского романа и какие реалии жизни в нем действительно нашли отражение.

Многие современники Пушкина находили в героях произ­ведения черты своих знакомых, иногда даже себя самих, среди возможных прототипов Онегина, Татьяны, Ленского, Ольги назывались самые различные люди той эпохи. Но в дальней­шем, когда была осмыслена специфика реализма как художе­ственного метода, который позволяет автору создавать своих героев на основе обобщения широкого круга жизненных явле­ний, стало понятно, что в прямом смысле прототипы, то есть те реальные люди, с которых нарисован тот или иной образ, в таком произведении невозможны. Как отмечает известный пушкинист Ю.М. Лотман, в «Евгении Онегине» автор «созна­тельно строит характеры центральных персонажей как слож­ные и наделенные противоречивыми чертами. В этом случае говорить о прототипах можно лишь с большой осторожностью, постоянно имея в виду приблизительность таких сужде­ний». И все же такие попытки неоднократно делались, при­чем не только в пушкинскую эпоху: ведь та творческая лабо­ратория писателя, которая позволяет ему создавать поистине живые образы, по-прежнему остается для нас загадкой.

Условно можно разделить предположения о прототипах героев романа на две группы. К первой относятся весьма на­ивные высказывания современников Пушкина, а иногда и бо­лее поздние свидетельства, о том, что он нарисовал портрет того или иного человека. Ко второй — серьезные исследова­ния и глубокие суждения знатоков творчества Пушкина о том, что в основу каких-то отдельных черт его героев могли быть положены характерные особенности конкретной личности. Рассмотрим наиболее характерные примеры каждой из групп.

К первой группе относятся, прежде всего, мемуарные сви­детельства. Так, много было написано о прототипах Татья­ны Лариной. Среди них называлась известная всем по знаме­нитому посланию «К***» («Я помню чудное мгновенье...») Анна Петровна Керн. Например, в воспоминаниях Е.Е. Синицыной читаем: «Через несколько лет встретила я в Торжке у Львова А.П. Керн, уже пожилою женщиною. Тогда мне сказали, что это героиня Пушкина — Татьяна. «...И всех выше / И нос, и плечи подымал / Вошедший с нею генерал». Эти стихи, говорили мне при этом, написаны про ее мужа, Керн, который был пожилой, когда женился на ней». Другие современники Пушкина в качестве прототипа Татьяны назы­вали Елизавету Ксаверьевну Воронцову — жену графа М.С. Во­ронцова, генерал-губернатора, начальника Пушкина во время южной ссылки поэта. Он познакомился с этой известной свет­ской красавицей в 1823 году в Одессе и страстно ею увлекся. Это чувство оставило свой след в таких замечательных стихах, как «Сожженное письмо», «Храни меня, мой талисман», «Прощание». Действительно, момент знакомства с этой жен­щиной совпадает с началом работы над «Евгением Онеги­ным», но достаточно ли этого, чтобы проводить такую явную параллель? Судьба Воронцовой в замужестве, действительно, напоминает судьбу Татьяны Лариной, но характер этой реаль­ной женщины был совсем иной. Скорее наоборот, современ­ники Пушкина, поражаясь точностью создания типических характеров, находили аналогии с ними в реальных людях. Так, например, знакомый Пушкина по южной ссылке Алек­сандр Николаевич Раевский в письме поэту называл «Татья­ной» близкую им обоим женщину, как считают некоторые ис­следователи, именно Е.К. Воронцову.

Сам А. П. Раевский тоже выдвигался в качестве прототипа героя романа — Евгения Онегина. Старший сын генерала Н.Н. Раевского, с семьей которого Пушкин путешествовал по Крыму в 1820 году, Александр Николаевич имел сильное влияние на молодого поэта-романтика. Ему посвящены мно­гие стихи, самое известное из которых «Демон» (1823), хотя впоследствии дружба с ним Пушкина прекратилась, о чем вы­разительно свидетельствует стихотворение «Коварность», на­писанное осенью 1824 года вскоре после прибытия в Михай­ловское. Причиной охлаждения между бывшими друзьями явилось то, что, вероятно, именно А.Н. Раевский, как и Пуш­кин, страстно влюбленный в Е.К. Воронцову, способствовал удалению поэта из Одессы. Черты умного, скептического, байронически разочарованного и опустошенного несчастной любовью Александра Раевского вполне могли быть использо­ваны Пушкиным при создании образа Онегина.

Но в качестве прототипа героя выдвигались и другие из­вестные личности, например, Петр Яковлевич Чаадаев. Один из самых образованных и блестящих людей своего времени, будущий философ и публицист, Чаадаев познакомился с Пуш­киным еще в 1816 году в Царском Селе, где стоял полк, в ко­тором тогда служил Чаадаев. Дружба с ним продолжалась на протяжении всей жизни Пушкина, но особенно сильное влия­ние на молодого поэта «вольнолюбивые мечты» Чаадаева ока­зали в ранний период творчества. Ему посвящено известное послание «К Чаадаеву» (1818) и ряд других стихотворений.

Впрочем, Чаадаев славился среди современников не только свободолюбием, независимостью и остротой суждений, но и утонченным аристократизмом и щегольством в одежде. Именно в этом последнем качестве он иронически упомянут на страницах «Евгения Онегина»: «Второй Чадаев, мой Евге­ний, / Боясь ревнивых осуждений, / В своей одежде был пе­дант / И то, что мы назвали франт». Хотя параллель и здесь может быть проведена на более серьезном уровне. Известно, что Чаадаев был одним из прототипов и другого литературно­го персонажа — Чацкого из комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Причем считается, что Грибоедов, вводя линию сплетни о сумасшествии героя как выражение борьбы консер­вативного общества с инакомыслием, в чем-то предвидел судьбу реального человека — Чаадаева.

После публикации в 1836 году «Философического письма», в котором содержалась резкая оценка истории России и ее современного состояния, Чаадаев был официально объявлен сумасшедшим и помещен под домашний арест. Исходя из этого, сближение Онегина с героем грибоедовской комедии в восьмой главе («...и попал, как Чацкий, с корабля на бал») наводит на размышления о том, что независимость и неординарность умонастроения и поведения Чаадаева также нашли отражение в образе Онегина.

Выдвигались версии относительно прототипов и других героев романа, иногда весьма наивные. Так, знакомый Пуш­кина, с которым он впервые встретился во время Михайлов­ской ссылки, сын хозяйки соседнего имения Тригорское Алек­сей Николаевич Вульф записал в дневнике в 1833 году: «Я даже был действующим лицом в описаниях деревенской жиз­ни Онегина, ибо она вся взята из пребывания Пушкина у нас, "в губернии Псковской". Так я, дерптский студент, явился в виде геттингкого под названием Ленского; любезные мои сестрицы суть образы его деревенских барышень, и чуть не Татьяна ли одна из них».

Трудно согласиться с такой прямолинейностью выдвину­тых параллелей, но все же следует отметить, что, действи­тельно, черты обитателей и обстановки Тригорского нашли отражение на страницах романа. Недаром посетителям Пуш­кинского заповедника и сейчас показывают «скамью Онеги­на», которую так назвали еще в семье Осиповых-Вульф. Они считали, что именно в таком уголке парка и могло произойти всем памятное объяснение Онегина с Татьяной. Семью Пра­сковьи Александровны Оснповой-Вульф составляли сын Алексей и еще две дочери от первого брака — старшая Анна и младшая Евпраксия Вульф, две маленькие дочки от второго брака — Мария и Екатерина Осиповы, а также падчерица Александра Осипова — Алина, как ее все здесь называли, и племянница Анна Ивановна Вульф. Черты Прасковьи Алек­сандровны Осиновой во многом отразились в образе матери Татьяны Лариной. Оставшись после смерти мужа главой многочисленного семейства, Прасковья Александровна взяла на себя все хозяйственные заботы по имению, как и мать Татьяны и Ольги в романе:

Она езжала по работам.

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы...

Дочери от первого брака сестры Анна и Евпраксия (Зизи — как ее называли дома) — это те, кого Алексей Вульф называет прототипами Татьяны и Ольги. Существуют ли реальные ос­нования для проведения таких сопоставлений? Веселая и шу­страя пятнадцатилетняя Зизи была предметом постоянных шу­ток и розыгрышей Пушкина, его невинного ухаживания. Она отличалась тонкой талией. Однажды в шутку Пушкин решил с ней помериться поясом. «Тальи наши нашлись одинаковы, — пишет он в письме брату. — Следовательно одно из двух: или я имею талью 15-летней девушки, или она талько 25-летнего мужчины. Евпраксия дуется и очень мила». Именно эта черта реальной девушки и нашла отражение на страницах «Евгеипя Онегина»:

За ним строй рюмок, узких, длинных,

Подобно талии твоей, Зизи, кристалл души моей...

Более серьезное чувство возникло у Пушкина к другой «тригорской деве» — Алине. Именно ей посвящено его зна­менитое стихотворение «Признание», в котором и шутка, иг­ра, и глубоко затаенное чувство: «Я вас люблю, хоть я бе­шусь...». Что же касается названной Алексеем Вульфом в качестве прототипа Татьяны Анны Николаевны Вульф — старшей из сестер, то здесь ситуация более сложная. Совсем не похожая на резвую Зизи, Анна — девушка серьезная, по­этичная, музыкальная, склонная к мечтательности и задумчи­вости. Она питала к поэту глубокое и серьезное чувство, кото­рому оставалась верна до конца жизни. Пушкин, не разделяя это чувство, тем не менее ценил умную, начитанную девушку; зная о ее увлечении Байроном, подарил ей портрет поэта. Мо­жет быть, слегка ухаживал, как, впрочем, и за другими три- горскими барышнями. Сохранилась их переписка, в которой ярко выразились чувства девушки. Вот отрывок из ее посла­ния поэту: «Что сказать вам и с чего начать мое письмо? А вместе с тем я чувствую такую потребность написать вам, что не в состоянии слушаться ни размышлений, ни благоразумия». Вспомним письмо Татьяны: «Я к вам пишу — чего же боле? / Что я могу еще сказать?». Отметим, что Анна Вульф, в письме от 11 сентября 1826 года, из которого приведен отрывок, еще не могла знать эти страницы романа, но сходство очевидно. Вероятно, здесь, как и в других случаях, речь идет не о прото­типе, а об особом характере творческого процесса писателя- реалиста, переплавлявшего реальные жизненные впечатления в незабываемые образы и характеры.

«Был ли у Татьяны Лариной реальный прототип? — зада­ется вопросом современный исследователь творчества поэта Ю.Раков. — На протяжении многих лет ученые-пушкинисты не пришли к единому решению. В образе Татьяны нашли, пожалуй, с такой точкой зрения можно согласиться. По мне­нию ученых, изучавших творчество Пушкина и находивших все новые и новые параллели между героями его романа и со­временниками поэта, «главные герои «Евгения Онегина» не имели прямых прообразов». Но зато они сами «сделались для современников психологическими эталонами: сопоставление себя и своих близких с героями романа становилось средством объяснения своего и их характеров». Не случайно Ю.М.Ты­нянов, написавший роман о пушкинской эпохе «Кюхля», на­ходит вполне плодотворное сопоставление: он выдвигает вер­сию о том, что в качестве прототипа Ленского мог выступать лицейский друга Пушкина поэт-декабрист В.К.Кюхельбекер. Пушкин, находясь в Михайловской ссылке, называл его «мой брат родной по музе, по судьбам». Действительно, отдельные черты этого человека могли быть использованы при создании образа Ленского. Но еще интереснее то, что сам Кюхельбекер, хорошо знавший Пушкина, высказал парадоксальную, но в целом очень правильную мысль: «Поэт в своей 8-й главе по­хож сам на Татьяну. ... Везде заметно чувство, коим Пушкин переполнен, хотя он, подобно своей Татьяне, и не хочет, чтоб об этом чувстве знал весь свет».

Действительно, все споры о прототипах героев «Евгения Онегина» в конечном итоге разрешаются тем, что это — «са­мое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать на слишком немногие творе­ния, в которых личность поэта отразилась бы с такою полно­тою, светло и ясно, как отразилась в "Онегине" личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы». Так писал критик В.Г. Белинский еще в середине XIX века, но справедливость его суждений о главном романе великого русского поэта только подтвержда­ется новейшими исследованиями его творчества.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 40 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0