Доклад по литературе «Первые учителя Пушкина» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 06:59
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Первые учителя Пушкина»

Все мы знаем, как много в жизни каждого человека значит первый учитель. Тем более он важен, если речь идет о том, ко­го мы называем гением — ведь так интересно узнать, насколь­ко эти люди выделялись уже в детстве и юности, что влияло на их формирование, какие способности они проявляли. Ка­жется, об Александре Сергеевиче Пушкине нам известно все: сколько о его жизни и творчестве написано научных работ, мемуаров, художественных и публицистических книг. Со временем открывались все новые и новые факты, были опуб­ликованы дневники, письма, черновики, рукописи.

Но если речь заходит о начальной поре жизни великого русского поэта, то обычно мы вспоминаем лицейские годы, его друзей и учителей. Из более ранних лет, пожалуй, больше всего известно о няне Пушкина — Арине Родионовне, имя ко­торой благодаря его творчеству знает каждый. Но ведь- Пуш­кин поступил в Царскосельский лицей в 1811 году — когда ему уже исполнилось 12 лет, причем принимали в только что открытое привилегированное учебное заведение по результа­там достаточно сложных экзаменов, к которым надо было го­товиться заранее. Значит, кто-то уже научил будущего поэта тому, что давало возможность успешно пройти через вступи­тельные испытания. К сожалению, даже в научной литературе не так много об этом сведений. В докладе постараемся на их основе рассмотреть, кто же были эти незаслуженно забытые люди — первые учителя Пушкина.

Юный Пушкин рос в культурной, высокообразованной дворянской семье. Его дядя Василий Львович Пушкин был из­вестным в то время поэтом, принадлежавшим к «карамзини­стам», и в родительском доме юный Александр тоже часто мог видеть известных литераторов, в том числе и самого Н.М. Карамзина — главу молодой русской литературы той поры. Часто здесь звучали разговоры на литературные темы: обсуждали новые произведения, спорили, читали стихи. Вряд ли маленький ребенок мог что-то понимать из этих разгово­ров, а к творчеству своего дяди он впоследствии относился весьма иронично, но все же сама культурная атмосфера не могла не сказаться на его формировании.

В доме Пушкиных находилась прекрасная библиотека, брать книги из которой никто детям не запрещал. По всей Мо­скве славилась и библиотека дяди Василия Львовича, которой завидовал даже известный собиратель книг граф Д.П. Бутур­лин. Но, в основном, это была зарубежная — главным образом французская — литература. Произведений русских писателей в таких собраниях было значительно меньше. Это не удиви­тельно: ведь хорошо известно, что в аристократических дво­рянских семьях широко использовался французский язык — порой даже больше, чем русский. Некоторые мемуаристы от­мечают, что Александр и говорить начал на французском языке.

Но были вокруг него и те, кто сумел передать мальчику любовь и уважение к родному языку. Его народные, фольк­лорные основы он впитывал вместе со сказками, которые так выразительно умела рассказывать няня Арина Родионовна. Об этом поэт много позже написал в стихотворении «Зимний вечер»:

Спой мне песню, как синица

Тихо за морем жила;

Спой мне песню, как девица

За водой по утру шла.

А еще он часто слышал сказки и старинные предания от Марии Алексеевны Ганнибал — бабушки со стороны матери. Как вспоминала сестра поэта Ольга Сергеевна, эта удивитель­ная женщина оказала большое влияние на воспитание детей

Пушкиных — их было трос: старший Александр, средняя Ольга и младший Лев. Бабушка была и первой наставницей в письменном русском языке, которым сама прекрасно владела. Она же рассказывала внуку о семейных преданиях и знамени­тых предках и, конечно, о самом известном из них — прадеде Абраме Петровиче Ганнибале, о котором много лет спустя по­эт написал произведение в прозе «Арап Петра Великого». К сожалению, этой замечательной женщины не стало уже в 1818 году, вспоминая о ней, поэт писал:

Наперсница волшебной старины,

Друг вымыслов игривых и печальных.

Тебя я знал во дни моей весны.

Во дни утех и снов первоначальных.


Но о других своих первых учителях он не оставил свиде­тельств в творчестве, что дало основание первым биографам Пушкина, а вслед за ними и серьезным исследователям его творчества говорить о том, что. фактически, никакого серь­езного образования до лицея Пушкин не получил: «Воспита­ние детей, которому родители не придавали большого значе­ния, было беспорядочным. Из домашнего обучения Пушкин вынес лишь прекрасное знание французского языка, а в от­цовской библиотеке пристрастился к чтению (тоже на фран­цузском языке»)'. Эта позиция впервые появилась в работе биографа Пушкина П.В. Анненкова «Александр Сергеевич Пушкин в Александровскую эпоху», вышедшей в 1874 году. В ней автор крайне нелицеприятно отзывался о семье буду­щего поэта, что вызвало уже тогда серьезные возражения. Но впоследствии именно эта точка зрения возобладала, приводя порой к парадоксальным суждениям о Пушкине: «Он был человек без детства». Вероятно, такая странная позиция явилась следствием недостатка фактических данных, но ко­гда были открыты новые материалы — письма родителей, брата и сестры поэта, опубликованные в издании «Мир Пуш­кина», стала очевидной несправедливость прежних оценок. Наиболее полное их опровержение на основе архивных дан­ных содержится в работе С.К. Ромашока «В поисках пуш­кинской Москвы», вышедшей к 200-летию поэта. Что же дают нам эти новые сведения?

Семейство Пушкиных не было богатым, но они не жалели денег на образование детей, и, как было принято в то время, нанимали им иностранных учителей, хотя такое домашнее об­разование было весьма дорогостоящим. После революции во Франции в Россию хлынул поток эмигрантов, среди которых было немало настоящих аристократов. По воспоминаниям се­стры Пушкина, именно таким и был первый учитель француз­ского языка граф Монфор, «человек образованный, музыкант и живописец». С.К. Ромашок делает предположение, что этот человек происходил из древнего нормандского рода и, види­мо, попал к Пушкиным по рекомендации общих знакомых. После него латинский и французский языки детям преподавал Русло, который, как отмечала Ольга Сергеевна, писал «хоро­шие французские стихи», что, возможно, повлияло и на Алек­сандра. Особо Ольге Сергеевне запомнился учитель русского языка но фамилии Шедель. Ему попалась на глаза тетрадь, в которой маленький Пушкин, подражая Вольтеру, написал це­лую поэму под названием «Toliadc». В ней рассказывалось о войне карликов и карлиц. Прочитав первые строки, учитель расхохотался. Маленький Александр очень обиделся, распла­кался и бросил свою поэму в печку.

Еще детям преподавали немецкий язык — учителем была госпожа Лорж. Но Александру этот язык не нравился, и осо­бых успехов в его изучении не было. Интересно в этом то, что, если французскому языку учили всех дворянских детей, то немецкий встречался не часто, и совсем редко нанимали учи- -гелей английского языка. По семья Пушкиных решила дать детям основательное гуманитарное образование, а потому бы­ла приглашена англичанка мисс Веши, которая преподавала английский язык. По-видимому, она была дочерью известного преподавателя из Московского университета Джона Бейли. Больших успехов в изучении этого языка в детские годы у Александра не было, зато впоследствии, когда молодой поэт- романтик увлекся Байроном, он на этой основе, заложенной домашним образованием, смог значительно улучшить свои познания и читал произведения английских писателей в под­линнике.

I !о, конечно, особый интерес вызывают первые учителя русского языка, которые преподавали в семье Пушкиных. Как и обо всех остальных, об этих учителях сохранились лишь от­рывочные сведения, но и они помогают представить себе, на каком высоком уровне велось преподавание. В то время обыч­но учителями русского языка были люди духовного звания. Нам хорошо известно это из комедии Д.И. Фонвизина «Недо­росль», где нерадивого Митрофанушку учит грамматике се­минарист Кутейкин. В богатых аристократических семьях обычно нанимали гораздо более образованных священников или дьяконов, закончивших академию. Так поступили и роди­тели будущего поэта. Первым из учителей русского языка был у него молодой дьякон Алексей Иванович Богданов. Он окон­чил Московскую духовную академию, где, помимо обязатель­ных предметов, изучал еще латинский, немецкий и француз­ский языки. Вторым учителем русского языка, а также арифметики и Закона Божьего у Пушкина стал Александр Иванович Беликов (отец Александр) — священник церкви Святой Марии Магдалины при Александровском училище. В этом учебном заведении он преподавал Закон Божий и за свою педагогическую деятельность несколько раз получал награды от императрицы и со стороны духовенства. Но известность Беликов получил еще и за свои литературные груды: переводы духовных книг с французского языка, написанный им «Кате­хизис, или Краткое изложение христианского закона» и дру­гие. Много позже в 1846 году он издал трехтомный русско- латинский фразеологический словарь.

Как видим, еще до поступления в лицей Пушкин имел воз­можность заниматься с очень хорошими учителями — одними из лучших в Москве того времени. Они и подготовили Алек­сандра к поступлению в Царскосельский лицей. Стоит отме­тить, что далеко не всегда дворяне стремились продолжать образование своих детей — многие ограничивались тем, что давали домашние учителя. Вспомним героя романа Пушкина — Евгения Онегина. Рассказывая о его жизни до выхода в свет, автор подчеркивает, что типичным для дворянского об­щества как раз и являлось домашнее образование, результатом которого было знание французского языка, хороших манер:

Он по-французски совершенно

Мог изъясняться и писал;

Легко мазурку танцевал

И кланялся непринужденно —

и отрывочных сведений из разных областей, позволяющих поддержать светскую беседу:

Потолковать об Ювенале,

В конце письма поставить vale,

Да помнил, хоть не без греха.

Из Энеиды два стиха.

Но Сергей Львович и Надежда Осиповна хотели дать де­тям лучшее образование, которое тогда существовало в Рос­сии, поэтому весной 1811 года они выехали в Петербург. Уже здесь стало известно о том, что открывается новое учебное за­ведение — Лицей. Это и определило окончательное решение. На вступительный экзамен, который проходил 12 августа, бы­ло допущено немного желающих — всего 21 человек. И дело было не только в престижности такого образования, но и в сложности самого экзамена. Сохранилась ведомость, по кото­рой можно сравнить успехи на экзамене, которые показал Пушкин и его будущие лучшие друзья — И.И. Пущин, В.К. Кюхельбекер и Л.А. Дельвиг. Если французский язык на оценку «хорошо» ответили из них только Пушкин и Кюхель­бекер (Пущин — «посредственно», Дельвиг — «преслабо»), то за русский язык один Пушкин удостоился оценки «очень хо­рошо». Но еще интереснее то, что но арифметике будущий поэт тоже показал знания на уровне других поступающих, а также получил оценку «хорошо» за «общие свойства веществ тел» (сейчас это предмет естествознание). В результате Алек­сандр был зачислен в Лицей, и для него началась новая жизнь.

Конечно, те немногочисленные сведения о первых учителя Пушкина, которые удалось собрать, не могут дать полной кар­тины его раннего, долицейского образования. Но все же опре­деленные выводы они позволяют сделать. Вне сомнения, ро­дители Пушкина заботились о том, чтобы их дети стали высокообразованными людьми и прилагали к этому макси­мальные усилия. Первые учителя Пушкина — это не случай­ные преподаватели, «числом поболее, ценою подешевле», как иронично заметил в комедии А.С. Грибоедова Чацкий. Оче­видно, родители поэта стремились найти действительно дос­тойных педагогов. При этом круг изучаемых дисциплин был даже шире, чем обычно встречалось в дворянских семьях той эпохи. А конечным результатом явилось то, что юный Пуш­кин сумел получить настолько хорошее домашнее образова­ние, что без проблем поступил в лучшее учебное заведение России — в Царскосельский лицей. Не будь у него тех первых учителей, о которых мы все же так мало знаем, может, совсем иначе сложилась бы судьба не только старшего из сыновей Сергея Львовича и Надежды Осиповны, но и всей великой русской литературы, «золотой век» которой открывает имя Александра Сергеевича Пушкина.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (03.10.2016)
Просмотров: 41 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0