Доклад по литературе "На родине Гоголя" - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Пятница, 09.12.2016, 01:03
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе "На родине Гоголя"

Вряд ли у кого-нибудь вызовет сомнение то, что Николай Васильевич Гоголь — великий русский писатель, произведе­ния которого входят в золотой фон русской классики. Суще­ствует даже понятие — «гоголевский период русской литера­туры». Но всем известно, что он родился и вырос на Украине, гам жили его предки, родители, сестры, гуда он возвращался после своих длительных странствий. Гоголя нельзя предста­вить без Васильевки, Диканьки и Сорочинец. «Сорочинская ярмарка», «Вечера на хуторе близ Диканьки» — эти названия гоголевских произведений знакомы всем почитателям его та­ланта. Творчество Гоголя неразрывно связано с родными мес­тами: стоит только открыть книгу его произведений, и мы сра­зу наталкиваемся на множество названий, имен, описаний различных мест, в которых прошли его детство и юность. В докладе рассмотрим, что окружало будущего писателя на его родине, с кем он был близок, кто повлиял на формирование его личности и творчества.

«Я думаю, все переменилось, но мое сердце всегда оста­нется привязанным к священным местам родины», — так пи­сал Гоголь матери'. Эти слова отражают глубинную связь с местами, где прошло его детство и юность. Но не так часто во взрослой жизни ему доводилось оказываться здесь. Ведь Го­голю всегда не сиделось на месте, он много путешествовал, не случайно и его герой Чичиков — тоже путник, на своей зна­менитой бричке колесящий по необъятным просторам России.

Кажется, что самой судьбой будущему писателю было пред­начертано связать свою жизнь и творчество с дорогой. Суще­ствует предание, что он и родился в дороге — той, что вела от имения его родителей Васильевки в Сорочинцы. Там жил из­вестный на всю округу доктор Трохимовский. По более досто­верным данным Гоголь родился в его доме. Это здание не со­хранилось — во время войны фашисты сожгли его дотла. Но на том же месте построен новый дом, в котором сейчас нахо­дится музей Гоголя. Стараниями почитателей его творчества здесь собрана редчайшая библиотека из сочинений, вышед­ших при жизни писателя. Есть тут и подлинные вещи Гоголя — жилет, портфель, чемодан; хранятся некоторые страницы рукописей, сделанные его рукой рисунки. А перед входом стоит памятник Гоголю: писатель задумчиво смотрит па при­ходящих посетителей и легкая ироническая улыбка освещает его лицо.

Место, где появился на свет писатель, известно всем, кто знаком с его творчеством: «Сорочинская ярмарка» — так на­зывается повесть, вошедшая в его первую книгу. Великие Сорочинцы были известны еще в старину: здесь проводилась Рада, собранная Даниилом Апостолом. Эта древняя Мирго­родская земля связана со многими историческими событиями. За се длительную историю не раз здесь шли бои с поляками, литовцами. Даже сейчас можно почувствовать отголоски тех далеких времен: здесь в лесах находят клады, отрывают ста­ринные бочонки с золотом, пробираются по древним подзем­ным ходам. Отклик исторического прошлого звучит и в твор­честве Гоголя — это и страницы героического прошлого, как в повести «Тарас Бульба», и то, что связано с местными леген­дами, поверьями, как в рассказе «Заколдованное место».

Недалеко от музея па обрывистом берегу реки Псел стоит Спасо-Преображенская церковь, выстроенная в стиле украин­ского барокко. Здесь через два дня после рождения сына 20 марта (1 апреля по новому стилю) 1809 года Мария Ива­новна, мать будущего писателя, окрестила его и нарекла Ни­колаем — как и обещала еще до рождения ребенка перед об­разом святого Николая Чудотворца, которому молилась о спа­сении сына. Недаром икону Святителя Николая, особо чтимо­го и в русском, и украинском народе. Гоголь всегда возил с собой во всех своих странствиях.

Первый в его жизни путь лежал из Сорочинец в Василь­евну — деревню в тридцати километрах, где жили его роди­тели Василий Афанасьевич и Мария Ивановна Гоголи-Яновские. Изображая в «Старосветских помещиках» отда­ленную деревеньку, в которой мирно проживали Афанасий Иванович и Пульхерия Ивановна, Гоголь во многом опирал­ся на свои детские впечатления от родной Васильевки. Здесь все, как в повести Гоголя: и «низенький домик с галереею из маленьких почернелых деревянных столбиков», и ковер под развесистым кленом, и двор с амбарами и кухней, и широкий пруд, глубокий и рыбный, через который был перекинут мост. Гоголь действительно любил «эту скромную жизнь», как признается он в первых строках повести. Не раз его бричка останавливалась у крыльца дома в Васильевке, где жили мать и сестры и где он провел свои первые одинна­дцать лет. Сначала он приезжал сюда студентом, потом авто­ром «Вечеров на хуторе близ Диканьки», затем — «Миргорода» и «Арабесок», и наконец — известным на всю Россию писателем, именем которого стали называть новое направле­ние в русской литературе.

Есть свидетельства, что Гоголь хотел, чтобы его прах по­коился именно в Васильевке, на кладбище у стен церкви, по­строенной его родителями в благодарность Богу за рождение сына. Церковь эта была маленькая, белая, с зеленой луковкой- куполом и единственным крестом. Но она сразу организовала вокруг себя и господский дом, и хаты, и всю местность как бы приподняла, освятила своим присутствием. Дом стоял напро­тив, и надо было только перейти дорогу, чтобы попасть из усадьбы на церковный двор. Сейчас на территории бывшей Васильевки (ныне — Гоголево) находится музей-заповедник Н.В.Гоголя, организованный в 1984 году. А на церковном кладбище осталась лишь одна могила — могила родителей писателя Василия Афанасьевича и Марии Ивановны. Что нам известно о них, об истоках и родословной писателя?

Родословная Гоголей-Яновских со стороны деда восходит к казацкому полковнику Остапу Гоголю'. Верой и правдой Остап служил гетману Дорошенке, а после польскому королю Яну Казимиру, удачно воевал с турками, получал награды за доблесть. Прапрадед Гоголя Иоанн (Ян) был священником, сменившим польское подданство на русское и получившим православный приход. Прадед взял двойную фамилию — Гоголь-Яновский. Духовную академию в Киеве закончил и дед Гоголя Афанасий Демьянович. Может быть, потому в произ­ведениях Гоголя так много дьяков, поповичей, священников. Конечно, нам всем памятен и Хома Брут, семинарист из по­вести «Вий», и дьяк Диканьской церкви Фома Григорьевич, автор «Вечера накануне Ивана Купала», «Пропавшей грамо­ты» и «Заколдованного места», и многие другие. Интересно, что только после отъезда из родных мест писатель изменил свою фамилию — это произошло во время Польского восста­ния 1830-1831 годов. Николай Васильевич, прежде подписы­вавшийся как «Гоголь-Яновский», оставляет только «Гоголь». «Кончик фамилии», прибавленный поляками, как сообщал пи­сатель матери, куда-то делся, и, «может быть, кто-нибудь под­нял его на большой дороге».

Предки со стороны бабушки писателя, урожденной Лизогуб, также принадлежали к старинному роду, известному при Богдане Хмельницком. По преданию, один из них, не побояв­шись гнева Петра I, будучи в тюрьме, закованный в цепи, на­поминал грозному царю о Страшном суде перед лицом Бога. Известен и прапрадед Гоголя Василий Танский, полковник, прославившийся своей храбростью в войне со шведами. Кру­той нрав привел его по воле императрицы Анны Иоанновны в Сибирь, где Василий провел семь лет. Как видим, среди пред­ков писателя были личности героические, с которыми связаны страницы славного исторического прошлого. Как тут не вспомнить «Тараса Бульбу»? Дочь Василия Анна вышла за­муж за Семена Лизогуба. Любовные приключения их дочери Татьяны Семеновны, бабушки писателя, и дедушки Афана­сия Демьяновича Гоголя-Яновского, выпускника Киевской духовной академии, приглашенного в дом Лизогубов в каче­стве домашнего учителя, возможно, отразились в повести Го­голя «Старосветские помещики» — в ней говорится, что ге­рой повести Афанасий Иванович тайно увез из отчего дома свою будущую жену Пульхерию Ивановну.

Гоголь, не придавая большого значения своей родослов­ной, был увлечен поэтическим колоритом старины, связанной и с его семейными преданиями. «Что за радость, что за раздо­лье падет на сердце, когда услышишь про то, что давным- давно, и года ему и месяца нет, делалось на свете! А как еще впутается какой-нибудь родич, дед или прадед... чудится... как будто залез в прадедовскую душу или прадедовская душа шалит в тебе...», — так писал он в «Пропавшей грамоте». Но и более близкая история, связанная с его родителями, тоже да­вала богатую пищу фантазии. В семье хранилось романтиче­ское предание о том, как Василию, четырнадцатилетнему единственному сыну Татьяны Семеновны и Афанасия Демья­новича, во время поездки на богомолье приснился сон — Ца­рица Небесная указала ему на девочку-младенца и назвала ее его женой. Проезжая хутор соседей Косяровских, мальчик в их годовалой дочке Маше узнал привидевшуюся ему девочку. Начались постоянные посещения дома Косяровских, игры и дружба Василия с Машей. Он сочинял для нее стихи, песни, она училась читать и играть на фортепьяно, танцевать и де­лать женскую работу. Когда ей исполнилось 14 лет, их обвен­чали, и Василий Афанасьевич увез молодую жену на хутор Купчинский, родовое имение Лизогубов, который вскоре пере­именовали в Васильевку.

Это родовое поместье, его история, уклад, интерьер и природа положено в основу многих гоголевских описаний в самых разных произведениях. Усадебный дом начал строить Василий Афанасьевич в 1824 году, а после его смерти дело продолжила Мария Ивановна. План дома, формы и детали его оформления со следами дорического и тосканского стилей, классический фронтон, мезонин, включение в строение эле­ментов народного украинского зодчества были характерны для того типа построек, которые отвечали нуждам малорос­сийского помещика средней руки. Гоголь принимал в возве­дении дома живое участие, о чем свидетельствуют его письма и архитектурные рисунки. Из Петербурга он писал матери об изготовлении дорических колонн, остеклении окон и дверей в спальне и гостиной цветными стеклами в готическом стиле, так как это «необыкновенно красиво». «Я еще не помню, что­бы мода когда-нибудь могла изобразить что-нибудь лучше этого», — восторгался он. Приезжая на родину, писатель сам красил стены и потолок, рисовал бордюры, букеты и арабески. Полы в комнатах покрывались домоткаными коврами, сделан­ными по рисункам Гоголя.

Дом окружал парк, посаженный при Василии Афанасьеви­че. Территория «Красоты и покоя» с тенистой аллеей, «Доли­ной спокойствия», беседкой «Мечта», «Гротом вдохновения», «Грустным прудом» навевала, по ощущению Гоголя, «гармо­нические грезы». Поэзия символов, художественные образы парка, характерные для эпохи сентиментализма и романтизма, у писателя проявились затем в «Майской ночи, или Утоплен­нице», описании Маниловки в «Мертвых душах», в «Старо­светских помещиках». От отца Гоголь унаследовал любовь к природе, он хорошо знал растительный мир, что также потом пригодилось ему в писательском труде. В семье Гоголей- Яновских было заведено составление гербариев. Листы само­дельной тетради хранят 113 образцов растений, среди которых тысячелистник и горчак, луговой клевер и колокольчик и мно­гое другое.

Гоголи-Яновские владели 400 душами крестьян и тысячью десятин земли. Образ жизни, ведение хозяйства и общий не­спешный ход времени родной Васильевки отразились потом в «Старосветских помещиках». «Я очень люблю скромную жизнь тех уединенных владетелей отдаленных деревень, кото­рых в Малороссии обыкновенно называют старосветскими...» Хутор, принадлежавший героям этой повести Афанасию Ива­новичу и Пульхерии Ивановне Товстогуб, действительно на­делен многими чертами Васильевки, а фамилия Товстогуб со­звучна с девичьей фамилией бабушки Гоголя — Лизогуб.

Но и другие семейные черты можно обнаружить в гого­левских героях. Так, в их роду нередко служили по почтовой части. Дед со стороны матери Иван Матвеевич Косяровский был почтмейстером. Интересно, что и отец писателя Васи­лий Афанасьевич начинал службу по почтовой части и долго числился в ней. Даже покровитель семейства Гоголей могуще­ственный вельможа Д. Трощинский, имение которого Кибинцы находилось невдалеке от Васильевки, одно время был министром почт. Так что можно сказать, эта профессия — почтмейстера — была в некотором роде фамильной для Гого­лей. И как тут не вспомнить почтмейстера Ивана Кузьмича Шпекина из «Ревизора». Так родина Гоголя опять находит от­клик в творчестве писателя.

Но следует отметить, что отец писателя Василий Афанась­евич по почтовой части только числился. После окончания ду­ховной семинарии в Полтаве он остался помещиком, а же­нившись, всецело ушел в дела семьи. Единственным его увлечением был театр. Казалось бы, где можно найти в от­даленной от больших городов деревне театр? Оказывается, он был совсем рядом — в имении Трощинского. Василия Афа­насьевича туда часто приглашали: он играл в пьесах, оформ­лял спектакли и даже сам сочинял комедии, которые стави­лись здесь же. Часто он брал с собой и маленького Николая. Но в Кибинцах был и профессиональный драматург — из­вестный писатель того времени, автор знаменитой тогда «Ябеды» Василий Васильевич Капнист. Как отмечает И.П.Золотусский, известный литературовед и автор одной из лучших биографических книг о Гоголе, «ставили «Недоросля» Фонви­зина, «Подщипу» Крылова, какие-то пьесы про королей и ко­ролев (короля в одной из них играл отец Гоголя), малороссий­ские сцены». Быть может, уже тогда зародилось особое увле­чение Гоголя театром, которое потом вылилось не только в замечательные пьесы — комедии «Ревизор», «Женитьба», «Игроки», — но и проявилось в несомненном актерском и ре­жиссерском даровании писателя. Недаром так живо отпечата­лось в памяти современников его чтение своих произведений. Друг Гоголя, историк и писатель M.Погодин вспоминал: «Читал Гоголь так, как едва ли кто может читать. ... Скажу даже вот что: как ни отлично разыгрывались его комедии, ... но впечатления никогда не производили они на меня такого, как в его чтении».

В Кибинцах Николай мог познакомиться не только с теат­ром, но и расширить свой культурный кругозор. В доме Трощинского была коллекция картин, богатая библиотека. Дмит­рий Прокофьевич выписывал из столиц газеты и журналы. Большую часть времени будущий писатель проводил здесь с книгами. В библиотеке хранились замечательные издания, представлявшие всемирную литературу — комедии Аристо­фана, сонеты Петрарки, романтические произведения Тика; были и отечественные авторы — Державин, Пушкин. Видимо, именно здесь Николай впервые заразился страстью к чтению, ему открылся новый мир мысли и чувств.

В его родной семье, глубоко религиозной, всего этого не было, но зато дома мальчик часто слышал истории из Святого Писания и народные предания и поверья. Это также формиро­вало внутренний мир будущего писателя. С младенчества Ни­колаю запомнился рассказ бабушки о лестнице, спускаемой с небес ангелами, подающими руку душе умершего. Лестница — подъем, возвышение духа, духовный взлет. Образ лестни­цы, соединяющей землю с небом, введен в повесть «Майская ночь, или Утопленница». Левко говорит красавице Ганне о длинной лестнице от неба до земли, которую ставят перед Светлым Воскресением святые архангелы. По сути, все твор­чество Гоголя — это попытка открыть для себя и своих читателей путь обретения этой духовной основы. Как свидетельст­вуют те, кто находился с писателем до конца, в последнее мгновение жизни Гоголь, перед которым открылась вечность, воскликнул: «Лестницу мне, лестницу!»

По не меньшее впечатление на мальчика произвел рассказ матери о Страшном суде, о благах, которые ожидают людей за добродетельную жизнь, и страшных, вечных муках греш­ных. Он потряс сознание Гоголя на всю жизнь, «возбудил всю чувствительность». Неслучайно в «Ночи перед Рождеством» Вакула в левом клиросе церкви нарисовал ад и такого гадкого черта, «что все плевали, когда проходили мимо», а бабы под­носили к изображению расплакавшееся дитя, и оно «удержи­вая слезенки, косилось на картину и жалось к груди своей ма­тери». «А черт для Гоголя, — как замечал проницательный В.Набоков, — это вихляющаяся нечисть, мелкий подлец, не­выразимо гаденький. Раздавить его тошно и сладостно. Дья­вол Гоголя был из мелких чертей, которые чудятся русским пьяницам. В чем-то такому восприятию способствовала ма­менька Мария Ивановна, женщина добрая, но исполненная религиозных экзальтаций, расписывая сыну обитателей ада в самых приближенных к земным существам образах, немало содействовала привитию сыну мистического восприятия ми­ра». Но в зрелом творчестве писателя мотив Страшного суда будет представлен глубоко философски как воплощение спра­ведливого возмездия, ожидающего грешников, и возможность для человека осознать и исправить свои пороки. Он будет ис­пользован и в «Немой сцене» из «Ревизора», и в «Мертвых душах», и в художественно-публицистической книге «Вы­бранные места из переписки с друзьями», которая открывает­ся призывом писателя к своим современникам: «Соотечест­венники, страшно!».

Но размышления о том. что происходит с душой человека после окончания жизненного пути, имели и биографические основы. Гоголь рано испытал тяжесть утраты близких. Его отец умер на 48-м году жизни 31 марта 1825 года. Мария Ива­новна, узнав о его смерти, не хотела жить. Для самого Гоголя эта смерть стала ударом, от которого он с трудом оправился. Но и в дальнейшем он крайне болезненно реагировал на поте­ри, которых выпало немало на его долю. Он потерял сестру, брата, на его руках совсем еще молодым умер его друг Иосиф Вьельгорский. Недаром так часто и сам писатель, и его герои размышляют о смерти. Но это не столько страх перед уходом из жизни, сколько стремление быть готовым к жизни иной — ведь с детства Гоголь был глубоко верующим человеком. К этому он призывал и своих современников, всем своим твор­чеством стараясь обратить их «зрачками в душу». В этом главный смысл и его «Ревизора», и повести «Шинель», и по­эмы «Мертвые души».

А для раннего творчества Гоголя все же более характерна стихия молодости, веселья, задора, даже если сюжет имеет фантастический, мистический характер. И здесь он тоже об­ращается к тому, что связано с родными местами — к тем на­родным традициям, преданиям и легендам, о которых он слышал в детстве. Находясь в Петербурге, куда он отправился покорять мир после окончания гимназии, Гоголь постоянно просил мать сообщать ему сведения об обычаях и поверьях, о празднике Ивана Купала, о русалках, об украинской свадьбе, «не упуская ни малейших подробностей», о полном наряде сельского дьячка, о женском платье «до последней ленты», о старинных материях и женских головных уборах. Он с нетер­пением ожидал от нее пересказов страшных сказаний, смеш­ных, забавных, печальных, ужасных историй про старину. Просил также мать собирать «старопечатные книги», «руко­писные стародавние про времена гетманщины», спрашивал, нет ли у кого «записок, веденных предками какой-нибудь ста­ринной фамилии». Его творческий гений сумел претворить реальную жизнь, детские впечатления, народные предания и легенды в удивительно гармоничную художественную форму, которая буквально потрясла своей новизной русского читателя. Все эти образы, темы, сюжеты, основанные на знании ук­раинского фольклора, преданий и быта, вошли в первую книгу писателя, сделавшую его по-настоящему знаменитым — «Вечера на хуторе близ Диканьки», вышедшую в 1831 — 1832 годах.

Даже название ее указывает на то место, которое связано с детством писателя. Диканька действительно существует, и находится недалеко от Васильевки — это была большая и бо­гатая усадьба, которая принадлежала древнему роду Кочубеев. Добраться до нее от Васильевки можно было по дороге, про­легавшей между тысячелетними дубами-великанами, которые во времена Мазепы раскидывались целой рощей. В Диканьке все буквально дышит историей. «Богат и славен Кочубей, его поля необозримы», — это о нем, хозяине Диканьки, писал Пушкин в поэме «Полтава». Диканька была украшена белыми каменными триумфальными воротами на въезде, которые воз­двиг в честь визита царя Александра I хозяин усадьбы, здесь же находились две церкви. Одна из них была особо чтима в семье Гоголей-Яновских. Дело в том, что в Свято-Никольском храме поместья Кочубеев хранилась та самая икона Николая Чудотворца — образ Николая Диканьского, у которой мать будущего писателя молила о его благополучном рождении. Так связалась история начала жизни и начала творчества.

Читающая российская публика узнала об этой примеча­тельной церкви благодаря гоголевскому персонажу, дьяку Фоме Григорьевичу, «рассказавшему три повести»: «Вечер накануне Ивана Купала», «Пропавшая грамота», «Заколдо­ванное место», опубликованные в сборнике «Вечера на хуто­ре близ Диканьки». Самобытный, поэтический мир Украины оживает и встает со страниц этой книги. Недаром такую высо­кую оценку дали ей современники. «Сейчас прочел "Вечера близ Диканьки", — пишет А.С. Пушкин. — Они изумили ме­ня. Вот настоящая веселость, искренность, непринужденная, без жеманства, без чопорности. А местами какая поэзия! Ка­кая чувствительность! Все это так необыкновенно в нашей нынешней литературе, что я доселе не образумился». Веселый пасечник Рудый Панько покорил читателей и сразу ввел сво­его создателя в число лучших писателей. Но разве возможно было его появление, если бы с детства Гоголь не впитал все те сказы, легенды, побасенки, которыми была так богата Мало­россия? Разве возник бы тот неповторимый язык гоголевских героев, если бы будущий писатель с самого детства не слышал его и на ярмарке в Сорочинцах, и в родной Васильевке, и в ок­рестных селах и деревнях — по дороге, пролегавшей «близ Диканьки».

В зрелые годы уже известным всей России писателем он не раз возвращался в родные места, и всегда они давали ему новые силы. Последний раз Гоголь был в Васильевке летом 1850 года. Здоровье его было подломлено, настроение часто бывало тяжелым. С.П.Шевырев, знакомый Гоголя по Москве, сделал такую запись в своем дневнике: «В 1850 году, осенью, в октябре, Гоголь со слезами на глазах говорил матери, что болезнь истощила его силы и что он не может уже ничего до­вершить». Родные места, как и раньше, вдохновили его: он решил перестроить дом в Васильевке, расчертил его план, вы­делив в нем и для себя две комнаты. Он хотел жить и собирал­ся жить, может быть, переселившись совсем в родной дом. Но этим планам не суждено было осуществиться, как и многому другому, задуманному Гоголем. 1 октября 1850 года на име­нинах Марии Ивановны Гоголь читал ей и сестрам страницы второго тома «Мертвых душ», завершить работу над которым ему так и не удалось. Писатель хотел показать здесь не только сатирически заостренные портреты современников и негатив­ные явления жизни, но и некоторые ростки положительных начал. Так он решил описать счастливую семью — семью, строящуюся на единстве веры и взглядов. Своей семьи у нею не было, а потому все его устремления были связаны с Васильевкой. Гоголь хотел, чтобы после его смерчи этот дом стал семейным для многих.

Васильевка и стала таким домом. Не было человека, отку­да бы он ни приезжал, которого бы тут не приняли, не пригре­ли. И Мария Ивановна, и Елизавета Васильевна, и Анна Васильевна, и Ольга Васильевна — все они выполнили завет Го­голя. Ворота васильевской усадьбы всегда были открыты для людей, как открыты они и сейчас для тех, кто приходит в му­зей-заповедник поклониться дому, в котором прошла началь­ная пора жизни великого русского писателя.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 31 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0