Доклад по литературе "«Мертвые души» и духовные искания Гоголя" - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 06:59
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 6
Гостей: 6
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе "«Мертвые души» и духовные искания Гоголя"

«Мертвые души» — главное произведение Гоголя, но для него это не просто литературный труд — это дело всей его жизни. Может, именно потому писатель так настойчиво ста­рался найти в истории литературы нечто подобное. Многие видели в этом произведении то, что характерно для древнего эпоса и сравнивали его с эпопеей — как «Илиада» и «Одис­сея» Гомера. Но сам писатель дал другое определение — по­эма. В этом жанре гораздо теснее связь автора с тем, о чем он повествует, здесь не только рассказ о событиях и героях, в них участвующих, но и ярко выраженное лирическое начало, рас­крывающее мысли, чувства, душу самого автора. Действительно, было в истории литературы такое произведение, в ко­тором грандиозный замысел органично соединился с проник­новенным рассказом о духовных исканиях автора — это «Бо­жественная комедия» великого поэта эпохи Возрождения Данте Алигьери. Именно ее Гоголь стал рассматривать как образец для задуманного им творения. Но это в корне меняло и взаимоотношения автора со своим произведением. Так глав­ный литературный труд оказался в неразрывной связи с внут­ренней жизнью самого автора — его духовными исканиями. В докладе рассмотрим, каким образом этот сложный, противо­речивый процесс повлиял на развитие замысла «Мертвых душ» и сказался на его воплощении.

В истории русской литературы трудно найти произведе­ние, работа над которым принесла бы его создателю столько душевных мук и страданий, но и одновременно столько сча­стья и радости, как «Мертвые души». Из 23 лет, отданных творчеству, 17 лет — с 1835 года до смерти в 1852 году — Го­голь работал над своей поэмой. Большую часть этого времени он прожил за границей, главным образом в Италии. Но из всей огромной и грандиозной по замыслу трилогии о жизни России был опубликован лишь первый том (1842), а второй был со­жжен перед смертью, к работе над третьим томом писатель гак и не приступил.

Работа над этой книгой протекала не просто — много раз Гоголь изменял замысел, переписывал уже выправленные на­чисто части, добиваясь полноты исполнения задуманного и художественного совершенства. Причем замысел произведе­ния менялся вместе с тем, как менялся автор. Хорошо извест­ны свидетельства самого Гоголя о начале работы: не раз он настойчиво повторял, что сюжет «Мертвых душ» подарил ему Пушкин. Мы, видимо, никогда не сможем точно устано­вить, о каком сюжете идет речь и вообще — насколько соот­ветствует реальности вся эта история, скорее похожая на миф. Настораживает и тот факт, что, по словам Гоголя, Пушкин по­дарил ему в то же самое время сюжет еще одного произведе­ния. ставшего знаковым в судьбе автора — речь идет о комедии «Ревизор». Работа над этими двумя произведениями нача­лась в 1835 году.

Это было время необыкновенного творческого взлета по­сле первого шумного успеха молодого, еще совсем недавно никому не известного писателя. «Вечера ни хуторе близ Диканьки». вышедшие в 1831—1832 годах, принесли ему славу, известность, появились новые знакомые, почитатели, поклон­ники. Но главной была встреча с Пушкиным — его кумиром, а потом и наставником в литературе. Известно, что Пушкин очень высоко оценил первую книгу Гоголя и старался помочь молодому талантливому писателю. Гоголь часто заходил к нему, чтобы прочесть свое новое сочинение, посоветоваться о заглавии, о беспокоящей строке. Пушкин правил, вычитывал, привлек к участию в своем журнале «Современник», даже хлопотал о его делах в Москве. Не так уж важно, дарил ли он молодому писателю сюжеты, главное — в это время Гоголь чувствовал необыкновенный прилив творческих сил, мощный душевный подъем, когда казалось, что ему по плечу осущест­вить любые, даже самые смелые замыслы.

А их было немало: это не только «Ревизор», закончен­ный уже к 1836 году, и «Мертвые души», работа над кото­рыми только начиналась, но и вышедший в 1835 году сбор­ник «Миргород», включавший повести «Старосветские помещики» и «Повесть о том, как поссорился Иван Ивано­вич с Иваном Никифоровичем», где уже наметились черты будущих героев «Мертвых душ». В том же году появился сборник «Арабески», куда вошли несколько из повестей, которые потом будут объединены в цикл «Петербургские повести». Но больше всего Гоголя занимала комедия «Реви­зор», поставленная на сцене Александринского театра в ап­реле 1836 года. Вместе с Жуковским и Вяземским Пушкин помог добиться ее премьеры в главном драматическом те­атре страны.

Отношение к театру у Гоголя было особое: он считал, что именно здесь можно прямо сказать людям то главное, чтобы они «потряслись одним единым потрясением», то, что затро­нет самые потаенные струны их души. Для него «Ревизор» — не просто веселая комедия и не только острая сатира на со­временное общество. Это еще и разговор со зрителем о душе, о том, как она мертвеет под тяжестью греховной жизни. В этом смысл заключительной Немой сцены — совершенно оригинальной находки писателя. Пытаясь объяснить актерам суть своей новаторской пьесы, Гоголь постоянно присутство­вал на репетициях. Но вот наступила долгожданная премьера — и все надежды рухнули. Комедия имела огромный успех у публики, ее оценили друзья и почитатели таланта писателя, но сам он считал ее провалом: разговора о самом главном — о душе — так и не получилось. Не дожидаясь постановки коме­дии в Москве, Гоголь в отчаянии бросает все и, не попрощав­шись даже с Пушкиным, 6 июня 1836 года уезжает за границу. Теперь он хочет продолжить разговор о душе уже не в рамках театрального зрелища, а в развернутом полотне грандиозной поэмы.

Вначале создаваемое произведение мыслилось им как ро­ман. В письме к Пушкину от 7 октября 1835 года Гоголь отме­чает: «Мне хочется в этом романе показать хоть с одного боку всю Русь... Сюжет растянулся на длинный роман и. кажется, будет сильно смешон». Но уже в письме Жуковскому от 12 ноября 1836 года появляется новое название — поэма. Этому изменению соответствовал и новый замысел: «Вся Русь явится в нем». Видимо, именно к этому времени тема омертвения души человека выдвигается на первый план. Но, как считают исследователи, грандиозный замысел трехчастной поэмы о пути очищения и возрождения души, соотнесен­ной с дантовской «Божественной комедией», появился несколько позднее". Для его рождения нужно было самому пройти через сложный путь духовных потрясений. Это случи­лось уже за границей, когда Гоголь поселился в древнем горо­де, связанном с историей и духовными исканиями человечест­ва на протяжении многих веков — в Риме.

Рим Гоголь называл родиной своей души. Годы жизни в Риме — это годы писания «Мертвых душ». Годы писания и переписывания, перебеливания, выстраивания 11 глав первого тома и начало «строительства» второго тома. В Риме все и сложилось, и идея была обдумана — идея трех частей, гигант­ского триптиха о России, в котором Гоголь, как в «Страшном суде», решил показать и русских грешников, и русских пра­ведников. Недаром фреска Микеланджело «Страшный суд» в Сикстинской капелле Ватиканского дворца была одной из первых картин, которые он пошел смотреть в Риме. Не слу­чайно и то окружение, в котором он здесь оказался.

Гоголь подружился в Риме с тремя русскими художника­ми, которые находились там на стажировке: А.А. Ивановым, создателем знаменитого полотна «Явление Христа народу», Ф.А.Моллером, написавшим лучший портрет Гоголя, и гра­вером Ф.И. Иорданом. Особенная дружба, основанная на ка­ком-то внутреннем родстве, связала его с Александром Анд­реевичем Ивановым. И тот и другой не имели дома, семьи, существовали отшельниками. И тот и другой целиком отда­вались искусству. Обо многом говорит хотя бы тот факт, что в мастерскую Иванова, куда был закрыт доступ другим ху­дожникам и ценителям искусства, как русским, так и ино­странным, в эту святая святых его работы над картиной Го­голь был не просто допущен. Художник не раз показывал писателю свою картину, этюды к ней, советовался по ходу работы. Черты Иванова отразились в образе того идеального художника, который в повести «Портрет» является антипо­дом загубившего свою душу и свой талант художника Черт­кова. Ведь именно в эти годы Гоголь работает над новой ре­дакцией этой повести,- существенно перерабатывая ее, как, впрочем, и многие другие свои ранее созданные произведе­ния. Это стремление пересмотреть написанное ранее возник­ло не случайно: оно было связано с серьезными внутренними переменами, которые сопровождали путь духовных исканий, наиболее активно проходивших именно в это время. И ко­нечно, они прежде всего проявились в процессе работы над «Мертвыми душами».

Первый серьезный удар постиг Гоголя, когда он узнал о трагической гибели Пушкина. Не раз он говорил, что все, что делал при жизни Пушкина, было связано с его именем, с гря­дущим судом или одобрением великого русского поэта. Без Пушкина Гоголь не мог представить себе и своей творческой жизни. Теперь он понял, что остался один. Смерть Пушкина стала одной из причин перелома, который произошел в Гоголе и привел его от состояния веселья и брызжущих сил молодо­сти к печали и мудрости зрелых лет. Живя в Риме, религиоз­ной столице Западной Европы, общаясь с духовно близкими людьми. Гоголь начинает осознавать, что после смерти Пуш­кина его роль как русского писателя изменилась: теперь он, переняв эстафету от Пушкина, должен взять на себя всю от­ветственность за дальнейшую судьбу русской литературы. В новых условиях, когда «из прекрасного далека» он особенно ясно понимает, как оскудела душа русского человека, к каким катастрофам может привести неустроенность и разложение, распространившиеся по всей земле русской. Гоголь решает изменить первоначальный план «Мертвых душ» — произве­дения, как будто завещанного ему Пушкиным.

Теперь внешний сюжет, связанный с покупкой Чичиковым ревизских мертвых душ, отходит на второй план, а главным становится сюжет внутренний, показывающий преобразова­ние России и возрождение людей, живущих в ней. По-новому определяется и структура поэмы: как в «Божественной коме­дии» Данте, которая состоит из трех частей («Ад», «Чистили­ще», «Рай»), в «Мертвых душах» предполагается развитие сюжета в трех томах. Первый том, который автор называл «крыльцом к дому», — это своеобразный «Ад» российской действительности. Именно он и оказался единственным до конца реализованным из всего обширного замысла писателя. Во втором томе, подобном «Чистилищу», должны были поя­виться новые положительные герои и на примере Чичикова предполагалось показать путь очищения и воскрешения чело­веческой души. Наконец в третьем томе — «Рае» — должен был предстать прекрасный, идеальный мир и подлинно одухо­творенные герои. В этом замысле Чичикову отводилась особая композиционная функция: именно он должен был бы прохо­дить путь воскрешения души, а потому мог стать связующим героем, который соединяет все части грандиозной картины жизни, представленной в трех томах поэмы.

Поначалу работа идет очень активно, но летом 1840 года крайнее напряжение духовных и физических сил приводит Го­голя к состоянию тяжелейшего кризиса. Это была некая болезнь, скорее не телесная, а душевная, которая сопровожда­лась приступами «нервического расстройства» и «болезнен­ной тоски». Предчувствуя близкую смерть, Гоголь даже напи­сал духовное завещание. Но последовало «чудное исцеление», и он уверовал, что жизнь его «нужна и не будет бесполезна». Свое неожиданное выздоровление Гоголь, глубоко религиоз­ный человек, воспринял как дар, посланный ему свыше во имя исполнения его высокого замысла. Именно тогда у него окон­чательно складывается философия и нравственная идея второ­го и третьего томов «Мертвых душ» с сюжетом человеческого самосовершенствования и движения на пути к достижению духовного идеала. Это чувствуется уже в первом томе, но полностью такой замысел должен был реализоваться во всей трилогии.

Осенью 1841 года Гоголь привез из Италии в Москву го­товый к печати первый том, который с некоторыми цензур­ными правками вышел в мае 1842 года. Читатели и критика встретили книгу благожелательно, но многое в этом необыч­ном произведении сразу же вызвало споры, которые перерас­тали в острые дискуссии. Стремясь разъяснить читателю свой новый грандиозный замысел, Гоголь вновь уезжает в Рим и активно принимается за работу над продолжением произведе­ния, но она идет тяжело, с большими перерывами. Приступая к работе над вторым томом в 1842 году, Гоголь чувствует, что поставленная им задача очень трудна: утопия некой вообра­жаемой новой России никак не согласуется с реальностью. Кроме того, высокая цель требовала и большой ответственно­сти, внутренней духовной работы. С.Т.Аксаков, писатель, славянофил, близкий друг Гоголя, утверждал: «Отсюда начи­нается постоянное стремление Гоголя к улучшению в себе ду­ховного человека и преобладание религиозного направления».

Действительно, в эти годы Гоголь много читает духовной литературы, делает выписки, даже создает такие произведе­ния, как «Размышления о Божественной Литургии», «Автор­ская исповедь». Но работа над «Мертвыми душами» не клеит­ся, что-то все время беспокоит его. Вместе с тем силы писателя убывают. Болезненность его усугублялась тем, что он, но его собственному признанию, «хотел насильно заста­вить писать себя», тогда как душа его «была не готова к это­му». В письме к своей знакомой Александре Осиповне Смирновой-Россет, оставившей впоследствии свои воспоминания о встречах с ним, а также с Пушкиным, Жуковским, Лермонто­вым, Гоголь признавался: «Я мучил себя, насиловал писать, страдал тяжким страданием, видя свое бессилие, и несколько раз уже причинял себе болезнь таким принуждением и ничего не мог сделать, и все выходило принужденно и дурно».

В конце июня — начале июля 1845 года разразился новый кризис. В минуты болезни и, как казалось ему, близости смер­ти Гоголь сжег написанные главы второго тома поэмы и напи­сал новое завещание, впоследствии включенное в книгу «Вы­бранные места из переписки с друзьями». Именно тогда он ее и задумал. Это должна была быть не обычная книга, а «прощальная повесть» его жизни, творчества, своеобразная душевная исповедь, с которой он решился обратиться ко всем в России — от царя до мелкого чиновника. Книга писалась быстро, и в 1847 году уже была издана. По вопреки ожидани­ям писателя, она была не только не понята, но и не принята, осуждена почти всеми. Одни говорили, что Гоголь оболгал Россию, другие оскорбились за поношение западной цивили­зации, за восхваление церкви, монарха. В.Г.Белинский, кото­рого так ценил Гоголь и к мнению которого всегда прислуши­вался, в своем знаменитом открытом «Письме Гоголю» выступил с крайне резкой и во многом несправедливой крити­кой этой книги и нового направления в творчестве Гоголя. Писатель с болью воспринял неудачу своей новой работы, но решил по-христиански смириться и продолжать главное дело своей жизни — поэму «Мертвые души». Но прежде он хотел испросить себе право на писание этого грандиозного полотна жизни — то право, которое, как он считал, могло быть дано ему только перед гробом Господним в Иерусалиме.

На пароходе «Истамбул» Гоголь с другими русскими па­ломниками прибывает в Бейрут и оттуда отправляется в Иеру­салим в сопровождении своего однокашника по Нежинской гимназии Константина Михайловича Базили, который в то время был русским генеральным консулом в Сирии и Пале­стине. Примерно в середине февраля 1848 года в записной книжке Гоголя появляется запись: «Николай Гоголь — в Свя­том Граде». Он совершает все то, что полагается паломнику, молится и причащается у Гроба Господня. Но, видимо, того духовного просветления, которого он ожидал, не произошло. В письме Жуковскому он говорит: «Я удостоился чести про­вести ночь у Гроба Спасителя, я удостоился приобщиться от Святых Тайн, стоявших на самом Гробе вместо алтаря, и при всем том я не стал лучшим, тогда как все земное должно было бы сгореть и остаться одно небесное».

Тем не менее после этой поездки Гоголь чувствует себя готовым вновь приняться за работу над «Мертвыми душами» — но теперь она протекает в России, в Москве, где завершил­ся жизненный путь Гоголя — путь духовных исканий, нераз­рывно связанный с творчеством. К 1852 году второй том был фактически написан полностью. Но вновь писателя одолевают сомнения, он начинает правку, и в течение нескольких меся­цев беловик превращается в черновик. А физические и нерв­ные силы были уже на пределе. В ночь с 11 на 12 февраля 1852 года Гоголь сжигает беловую рукопись, а 21 февраля (4 марта) он умирает. Но его наследие — это великая книга, отразившая все то, что открылось писателю на его долгом и трудном пути. Пусть грандиозный замысел так и остался не­осуществленным, но высота духовного и нравственного поис­ка, его устремленность к познанию и достижению идеала подготовила появление произведений Ф.М.Достоевского и Л.H.Толстого, определив место русской классики в мировой литературе.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 25 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0