Доклад по литературе «Люблю мечты моей созданье...» (Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова) - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 07.12.2016, 00:45
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Люблю мечты моей созданье...» (Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова)
Не будет преувеличением сказать, что все поэты, на каком бы языке они ни писали и в какую бы эпоху ни жили, одной из главных тем своих произведений считают любовь. Любовная лирика часто имеет биографические основы, хотя уже в произ­ведениях ранних романтиков можно, скорее, видеть выражение самого чувства, а не стремление представить образ конкретной возлюбленной. В этом отношении поэзия Лермонтова, с одной стороны, продолжает устоявшуюся к 1830-м годам XIX века эту сугубо романтическую линию, но с другой — почти всегда можно указать не только имя той, что вдохновила поэта на соз­дание произведения о любви, но даже более точные обстоя­тельства, в которых развивались их отношения. Особенно эта черта характерна для ранней лирики поэта, которую он не предназначал для печати, но и относительно зрелого творчества исследователи выдвигают достаточно обоснованные версии о возможных адресатах конкретных стихотворений.

В то же время Лермонтов — поэт-романтик, а потому само чувство любви для него становится тем возвышенным идеа­лом, сравнение с которым вряд ли может выдержать какая-то земная женщина. «Люблю мечты моей созданье», — эти по­этические строки, наверное, лучше всего говорят о том, какой хотел видеть поэт свою возлюбленную. Может быть, именно поэтому так трудно в реальной жизни складывались его отно­шения, а чувство разочарования и одиночества стало сквоз­ным мотивом всего его творчества. Но желание любить и быть любимым оставалось неизменным, несмотря ни на какие по­тери и утраты. Кто они — адресаты его любовной лирики: действительно только лишь «мечты созданье» или вполне ре­альные, земные женщины, которым довелось повстречаться на своем пути с великим русским поэтом-романтиком? В докладе постараемся найти ответ на этот вопрос.

В знаменитом стихотворении 1840 года «Как часто пест­рою толпою окружен...» Лермонтов, переносясь мечтой к да­леким дням своего детства, пишет:

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье

С глазами, полными лазурного огня.

С улыбкой розовой, как молодого дня

За рощей первое сиянье.

В контексте стихотворения эти строки представляются действительно «мечтой», отражающей жажду любви и гармо­нии, но отнюдь не реальные события. Но оказывается, что это не так. Биографы Лермонтова утверждают, что у поэта была удивительная любовь, которая пришла к нему в 10 лет! Воз­можно ли такое? Но есть свидетельства, что особо впечатли­тельные одаренные натуры, тяготеющие к красоте, яркости человеческих отношений на самом деле даже в раннем детстве способны испытать чувство, которое сродни любви. Нечто по­добное случилось в жизни Байрона, великого английского ро­мантика. кумира юного Лермонтова. Что же касается нашего поэта, то известно следующее.

Летом 1825 года Лермонтов третий раз приехал на Кавказ. Впервые он побывал там еще в 1818 и 1820 годах, когда зани­мавшаяся его воспитанием после смерти матери бабушка Ели­завета Алексеевна Арсеньева возила Мишу для укрепления его здоровья в Горячеводск, позднее названный Пятигорском. С самого первого знакомства Кавказ с его удивительной пер­возданной природой, свободолюбивым народом поразил впе­чатлительного мальчика и вызван жажду творчества. Быть может, эта повышенная экспрессия и вызвала у десятилетнего мальчика потребность любить и быть любимым. Но должна была произойти какая-то встреча, чтобы эта потребность во­плотилась в реальность. Оказывается, такая встреча действи­тельно состоялась. Вот как вспоминал об этом событии сам поэт в 1830 году: «Мы были большим семейством на водах Кавказских: бабушка, тетушки, кузины. К моим кузинам при­ходила одна дама с дочерью: девочкой лет девяти... Ее образ и теперь еще хранится в голове моей; он мне любезен, сам не знаю почему. Один раз, помню, я вбежал в комнату: она была тут и играла с кузиною в куклы: мое сердце затрепетало, ноги подкосились. Я тогда ни об чем еще не имел понятия, тем не менее это была страсть, сильная, хотя ребяческая: это была истинная любовь; с тех пор я еще не любил так... Надо мной смеялись и дразнили, ибо примечали волнение в лице. Я пла­кал потихоньку... Белокурые волосы, голубые глаза, непринужденность — нет, с тех пор я ничего подобного не видал... Горы кавказские для меня священны...».

Как бы мы ни относились к этим воспоминаниям, оче­видно, что это чувство было настолько серьезным и глубо­ким, что спустя много лет Лермонтов вновь обратился воспоминаниями к тем далеким дням детства, к той незабы­ваемой для него встрече и оставил прекрасные поэтические строки, рассказывающие о ней. Все это убедительно пока­зывает, что тяга к гармоничным отношениям, взаимному чувству, любви и пониманию была присуща Лермонтову изначально. То, что он стал воспринимать любовь как муку и страдание, по-видимому, отражает другие реальные впе­чатления его жизни.

Когда Лермонтову исполнилось 15 лет, последовала целая череда юношеских увлечений, большею частью очень мучи­тельных, сопровождавшихся непониманием, ревностью, изме­нами и разрывами. Они принесли в жизнь юноши огромные страдания, но вместе с тем помогали становлению его лично­сти и формированию неповторимой лирической поэзии, спо­собной передать этот возвышенный мир страстей, чистых и бескомпромиссных. Лермонтову чуждо отношение к любви как к «забаве», пустой светской интриге — он гневно отверга­ет это в окружающем его обществе. Может, именно максима­лизм его требований и сделал столь нелегкими отношения по­эта с любимыми им женщинами. Впрочем, факты показывают, что счастливой взаимной любви Лермонтов действительно не испытал. Так складывались отношения юноши с девушкой, ставшей первой в ряду тех, кто вызвал его серьезные «взрос­лые» чувства.

С лета 1830 года большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середниково, кото­рое принадлежало покойному брату бабушки Лермонтова, Елизаветы Алексеевны Арсеньевой, Дмитрию Алексеевичу Столыпину. Эта компания сложилась еще в Москве и включа­ла родственников Арсеньевых Верещагиных и Столыпиных, а также членов семьи Лопухиных, которые жили по соседству от дома Лермонтова на Малой Молчановке. Вся обстановка загородного имения располагала к мечтательности, поэтиче­ским раздумьям, способствовала развитию напряженной внут­ренней жизни и, конечно, настраивала юного поэта на поиски любви, которая действительно вскоре пришла к нему. Дочь хозяина соседнего имения Екатерина Александровна Сушкова дружила с родственницей Лермонтова Александрой Ве­рещагиной, которая также проводила лето в Середникове. Де­вушка, двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосвет­ских балах в Петербурге, Сушкова была действительно пре­красна-: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, два­жды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза. За эти глаза ее в компании друзей так и звали — Блэк айз, то есть по-английски «черноокая».

Пятнадцатилетний Лермонтов пылко увлекся семнадца­тилетней красавицей, но она считала его еще мальчиком и относилась к нему немного свысока: «Сашенька и я, мы об­ращались с Лермонтовым как с мальчиком, хотя и отдавали полную справедливость его уму. Такое обращение бесило его до крайности, он домогался попасть в юноши в наших гла­зах, декламировал нам Пушкина, Ламартипа и был неразлу­чен с огромным Байроном», — так пишет Сушкова в своих воспоминаниях о лете 1830 года в Середникове. Даже по их тону заметно, что «мисс черноокая» всего лишь забавлялась пылкостью «отрока», каким казался ей тогда Лермонтов. Душевные терзания юного поэта нашли яркое отражение в лирике тех лет — Сушковой посвящены стихотворения «К Сушковой», «Ночь», «Раскаяние», «Черные очи» и многие другие. В одном из них — стихотворении «Благодарю!» (1830) Лермонтов пишет:

Благодарю!., вчера мое признанье

И стих мой ты без смеха приняла;

Хоть ты страстей моих не поняла,

Но за твое притворное вниманье

Благодарю!

Одно из лучших ранних произведений поэта — стихотво­рение «Нищий» — тоже написано в пору увлечения Сушко- вой. Интересны обстоятельства его создания. 14-17 августа 1830 года Лермонтов вместе с бабушкой Елизаветой Алексе­евной Арсеньевой, Сушковой и Верещагиной побывал в Гроице-Сергиевой лавре и Воскресенском монастыре. В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей де­ревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов — молодых господ», которые как- то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку ка­мешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Сушковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без по­марок написал:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Тем не менее увлечение Лермонтова Сушковой не пере­шло в серьезное чувство. Всего через четыре года он писал: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухажи­вать за нею... но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; ста­раясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометиро­вать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях». Как на­поминают эти слова и чувства, выраженные в них, то, что позднее писатель «подарит» своему герою Печорину, любов­ная игра которого с капризной Мери чуть было не обернулась трагедией и для него самого, и для девушки, все же полюбив­шей его. Но сам герой, как и автор, на сей раз остался равно­душным.

Более глубокое и серьезное чувство поэта связано с име­нем другой девушки — Натальи Федоровны Ивановой, до­чери московского драматурга Федора Иванова, автора попу­лярных тогда пьес и трагедии «Марфа-Посадница». Увлечение ей оказалось в особенности страстным, хотя и кратковремен­ным. Девушка была наделена красивой внешностью и некото­рым поэтическим вкусом. Наталье Ивановой посвящено около тридцати стихотворений, написанных в 1830-1832 годах. Это своеобразный лирический дневник поэта, в котором и надеж­да. любовь, и разочарование, тоска, горечь расставания. Де­вушке льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи, но ответной любви не было. Она то манила, то отталкивала его.

В стихотворении 1831 года «Романс к И...» Лермонтов об­ращается к своей героине как к другу, от которого он ждет со­чувствия, понимания, защиты от бесчувственной светской толпы:

И люди с злобой ядовитой

Осудят жизнь мою порой,

Ты будешь ли моей защитой

Перед бесчувственной толпой? —

спрашивает возлюбленную поэт. Но Наталья Иванова, по­дававшая «надежду» в начале знакомства с Лермонтовым (весной 1831 года), вскоре проявила полное равнодушие к юноше. У биографов поэта нет единодушия в оценках по­ступка Н.Ф. Ивановой. Одни полагают, что она жестоко обошлась с юным поэтом, другие просто предпочитают не высказывать своего мнения на эту тему. Для нас же очевид­но то, что «измену» возлюбленной Лермонтов перенес крайне болезненно.

Лето 1831 года было для Лермонтова трудным: поэт глу­боко переживал неудавшуюся любовь. На записке В.Шенши­на к Н.Поливанову рукою Лермонтова сделана приписка: «...Я не могу тебе много писать: болен, расстроен, глаза каж­дую минуту мокры... много со мной было, прощай». Под не­посредственным впечатлением пережитого в то время созданы не только лирические стихи, но и романтическая драма «Странный человек», законченная 17 июля 1831 года. На про­тяжении 1831-1832 годов Лермонтов не раз возвращался к те­ме неразделенной любви, выливая свои страдания в горькие строки стихов. Одно из лучших стихотворений цикла, посвя­щенного Ивановой, — знаменитое «К***» («Я не унижусь пред тобою»).

Я не унижусь пред тобою;

Ни твой привет, ни твой укор

Не властны над моей душою.

Знай: мы чужие с этих пор.

Лермонтов упрекает свою коварную возлюбленную не только в измене, посягательстве на свободу, но даже и на творчество:

Как знать, быть может, те мгновенья.

Что протекли у ног твоих,

Я отнимал от вдохновенья!

А чем ты заменила их?

Отсюда бурное негодование, близкое к отчаянию, угрозы выместить обиду на других, в том числе посредством обмана, профанации чувства, которое считается «святым». Не в этом ли исток демонизма многих героев последующей лермонтов­ской лирики, его поэм и, наконец, Печорина?

Начну обманывать безбожно.

Чтоб не любить, как я любил —

Иль женщин уважать возможно,

Когда мне ангел изменил?

В этих стихах ярко выражена тоска по тому искомому идеалу, который поэту так хотелось увидеть в Наталье Ивано­вой, но он вновь ошибся. Не жажда мщения, а горечь разоча­рования и тоска звучат еще в одном стихотворении 1831 года, посвященном этой девушке:

И, мне польстив любовию сперва.

Ты изменила — бог с тобою!

Но, как ни странно, и это чувство вскоре прошло, не оста­вив глубокого следа в последующих произведениях поэта. Может быть, все дело в том, что он, наконец, сумел прибли­зиться к тому заветному образу, который выразительно назвал «мечты моей созданье». По мнению ряда биографов и иссле­дователей, подлинная, глубокая и, по сути, единственная лю­бовь всей жизни Лермонтова, связана с именем Варвары Александровны Лопухиной. Но в реальной жизни оказалось недостаточно найти свой идеал: история отношений Лермон­това с Варенькой Лопухиной и трогательна, романтична, и трагически безысходна.

Начало ее относится к ноябрю 1831 года, хотя они по­знакомились намного раньше. Лопухины были соседями Лермонтова в Москве, когда он с бабушкой переехал на Малую Молчановку после поступления в 1828 году в Мос­ковский университетский благородный пансион. Алексей Лопухин — сверстник, товарищ по университету, друг Лер­монтова на протяжении всей его жизни. Его старшая сестра Мария стала поверенной задушевных дум и сердечных тайн поэта, а после его отъезда из Москвы — постоянной коррес­понденткой. Варвара была младшей сестрой Алексея. Пер­вое знакомство с ней не произвело на Лермонтова сильного впечатления. Потом долгое время они не виделись, посколь­ку Вареньку увезли в имение в Тульской губернии. Знаком­ство возобновилось в ноябре 1831 года, когда шестнадцати­летнюю Варвару привезли в Москву «на ярмарку невест». Так не похожая на светских красавиц девушка, которая по­следние годы жила в деревне, поразила поэта, уже успевшего испытать сердечные страдания. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. По воспоминаниям друга и родственника Лермонтова А.П. Шан-Гирея, «будучи студентом, он был страстно влюблен... в молоденькую, ми­лую, умную, как день, и в полном смысле восхитительную В.А. Лопухину; это была натура пылкая, восторженная, по­этическая и в высшей степени симпатичная... Чувство к ней Лермонтова было безотчетно, но истинно и сильно, и едва ли не сохранил он его до самой смерти своей...». Действи­тельно, она ничем не напоминала гордую красавицу Ната­лью Иванову:

Она не гордой красотою

Прельщает юношей живых.

Она не водит за собою

Толпу вздыхателей немых, —

так описал ее поэт в стихотворении 1832 года. Варенька вне­сла в его душевный мир полноту счастья, неведомого ему до сих пор, позволила испытать настоящую любовь, которая це­нит не внешние черты, а внутренний мир возлюбленной. Чис­тота и гармония, присущие этой девушке, казались поэту сродни вдохновению, а их отношения он называл родством близких душ:

Мы себя нашли один в другом,

И душа сдружилася с душою... —

так теперь поэт видит гармоничные отношения, которые, как думается ему, могли бы связать его с Варенькой.

Кто знает, может быть, все это и стало бы реальностью, если бы не вмешательство какой-то «недоброй судьбы». После столь яркого и. казалось, счастливого начала наступила разлу­ка: неудовлетворенный учебой в Московском университете в 1832 году Лермонтов переезжает в Петербург и поступает в привилегированное военно-учебное заведение — Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров, основанную в 1818 году великим князем Николаем. Много времени ушло на обустройство в незнакомой обстановке, потом полетели дни обучения вперемешку с обязательными для людей свет­ского круга посещениями гостиных, родственников и т.д. За­был ли Лермонтов в этом вихре событий о Вареньке? Трудно сказать точно, каково было его отношение к девушке в этот период, но в письмах к ее старшей сестре Марии он часто ин­тересовался тем, как живет та, с кем еще недавно он был не­разлучен.

А до Москвы в это время доходили слухи о легкомыслен­ном поведении молодого офицера в Петербурге, и семья Ло­пухиных решила поскорее принять предложение помещика М.А. Бахметьева, человека пожилого и ограниченного. Ва­ренька была выдана за него замуж в 1835 году, не дождавшись приезда Лермонтова в отпуск. Почему она согласилась? Мо­жет быть, сказалась обида на поэта, который, как ей думалось, забыл ее. Может, она услышала историю о возобновлении его отношений с Екатериной Сушковой. Как бы то ни было, вско­ре выяснилось, какую роковую ошибку она совершила. Муж не понимал ее и не способен был создать семейное счастье. Он запретил ей видеться с Лермонтовым, из-за ревности мужа Варенька была вынуждена уничтожить все письма поэта, но, обреченная скрывать свои чувства, затаив в самой глубине души страдания, она продолжала любить — и любила его до конца своих дней.

А что же сам поэт? Любил ли он ее после расставания или же, как и с другими его возлюбленными, лишь горечь потери осталась в его душе? Очевидно, Лермонтов тяжело переживал эту, по его мнению, измену любимой женщины, но самый точный ответ на вопрос дает его творчество. Ва­реньке Лопухиной посвящены не только его ранние стихи: «К Л. —» («У ног других не забывал»), «К***» («Мы слу­чайно сведены судьбою...»), «К***» («Оставь напрасные за­боты...»), «Она не гордой красотою...». Историю своих от­ношений с Варварой Лопухиной он отчасти изобразил в 186 неоконченном романе «Княгиня Лиговекая» и в «Герое наше­го времени» (в «Княжне Мери») — в обоих этих произведе­ниях Лопухина выведена под именем Веры. Возможно, что и образ Нины в драме «Маскарад» также навеян воспомина­ниями о Вареньке; к ней обращено посвящение к поэме «Де­мон» 1831 и 1838 года. Многие стихи зрелого поэта также несут в себе следы его любви к Лопухиной. Они угадывают­ся по особой просветленности, одухотворенности и глубине чувства, почти религиозного. Недаром с именем Варвары Лопухиной исследователи связывают такие стихотворения- молитвы позднего Лермонтова, как «Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...» (1837):

Но я вручить хочу деву невинную

Теплой заступнице мира холодного.

Это стихотворение показывает, каким глубоким, истинно христианским смыслом наполнилось в лирике поэта понятие любви. Его чувства к навек утерянной подруге обрели новые оттенки: это почти по-пушкински «лелеющая душу гуман­ность», чувство примирения с судьбой и утешения. Эти же чувства пронизывают и такие шедевры его лирики, как «Рас­стались мы; но твой портрет...» (1837), «Валерик» («Я к вам пишу случайно...») (1840), «Нет, не тебя так пылко я люб­лю...» (1841), «Сон» (1841), также связанные с любимой жен­щиной.

Об этих отношениях многие догадывались, хотя муж Вар­вары Александровны всячески старался предать забвению ис­торию ее любви к поэту. Первый биограф Лермонтова П.А. Висковатов со слов родственника Лопухиной сообщает о таком факте: «Раз только Лермонтов имел случай увидать дочь Варвары Александровны. Он долго ласкал ребенка, по­том горько заплакал и вышел в другую комнату... Видеть лю­бимую, страдающую женщину ему было заказано...». Но в стихотворении «Ребенку» (1840), посвященному дочери Лопу­хиной-Бахметьевой, выливаются вырванные из сердца горькие признания поэта:

.. .Не правда ль, говорят,

Ты на нее похож? —

Увы! Года летят;

Страдания ее до срока изменили,

Но верные мечты тот образ сохранили

В груди моей; тот взор, исполненный огня,

Всегда со мной.

Есть и другие свидетельства современников. Так, в письме подруге Екатерина Быховец, которой поэт посвятил стихотво­рение «Нет, не тебя так пылко я люблю...», рассказывая о ги­бели Лермонтова, вспоминает Варвару Лопухину: «Я думаю, он меня оттого любил, что находил в нас сходство, и об ней его любимый разговор был»:

Нет, не тебя так пылко я люблю,

Не для меня красы твоей блистанье:

Люблю в тебе я прошлое страданье

И молодость погибшую мою.

Но нигде поэт, оберегая любимую женщину, не называл ее имени. Более того, он всячески старался увести читателя от разгадки. Так, в романе «Герой нашего времени» он называет героиню, прототипом которой явилась Варенька, Верой и да­же при описании ее портрета снимает упоминание о родинке над бровью, как это было в действительности: в романе мы читаем о родинке на щеке. Также зашифровано и обращение в стихотворении «Валерик» («Я к вам пишу случайно...»):

И что скажу вам? — ничего!

Что помню вас? — но, боже правый.

Вы это знаете давно;

И вам, конечно, все равно.

На самом деле не «все равно» было и безмолвно страдаю­щей женщине. Об этом есть свидетельства тех людей, которые знали историю этой несчастной любви. Вот письмо старшей сестры Вареньки Марии Александровны, написанное 18 сен­тября 1841 года — вскоре, после трагической гибели поэта: «Последние известия о моей сестре Бахметьевой поистине печальны. Она вновь больна, ее нервы так расстроены, что она вынуждена была провести около двух недель в постели, на­столько была слаба. ... Быть может, я ошибаюсь, но я отношу это расстройство к смерти Мишеля, поскольку эти обстоя­тельства так близко сходятся, что это не может не возбудить известных подозрений...». Вынужденная всегда скрывать свои истинные чувства, Варенька действительно страдала безмер­но. Она пережила своего возлюбленного, но тоже умерла еще далеко не старой в 1851 году — ей было всего 36 лет.

Имя Варвары Лопухиной долгие годы не упоминалось ни в комментариях к сочинениям Лермонтова, ни в работах о нем. Биограф П.А. Висковатый в 1880-е годы, зная о чувстве, которое испытывал поэт к Варваре Александровне, по требо­ванию ее родственников не мог назвать ее имени. По тем же причинам А.К. Шан-Гирей не стал тогда публиковать свои воспоминания об истории этих взаимоотношений. Они стали достоянием широкого читателя только после смерти Н.Ф. Бах­метьева в 1884 году. Теперь мы располагаем обширными ме­муарными источниками, которые подтверждают версию о любви поэта, пронесенной через всю жизнь. Но самым убеди­тельным доказательством является само творчество Лермон­това:

В наш век все чувства лишь на срок;

 Но я вас помню — да и точно,

Я вас никак забыть не мог! <...>

С людьми сближаясь осторожно.

Забыл я шум младых проказ,

Любовь, поэзию, — но вас

Забыть мне было невозможно.

Все это говорит о том, что, вопреки до сих пор распро­страненному мнению, в жизни Лермонтова была та женщина, с которой его связывала глубокая, возвышенная любовь — одна на всю жизнь. И хотя ему не довелось быть вместе с лю­бимой и любящей его, но «мечты созданье» все же стало ре­альностью, воплотившись в прекрасные стихи.
Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 29 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0