Доклад по литературе «Классицизм в русской и европейской литературе» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 10.12.2016, 23:26
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Классицизм в русской и европейской литературе»

В русской литературе XVIII века, проходившей интенсив­ное развитие в контексте общего процесса европеизации стра­ны, начатой реформами Петра I, ведущим направлением стал классицизм (от лат. ciassicus — образцовый), сложившийся в европейской литературе уже в середине XVII века. Класси­цизм — общеевропейское явление. Но в разных странах он имел свои особенности.

Цель доклада — выяснить, какие чер­ты европейского классицизма были органично усвоены рус­ской литературой и что в русском классицизме обусловлено его национальной спецификой.

Прежде всего отметим, что классицизм — явление не только литературное, но и общекультурное. Он затрагивал са­мые разные стороны общественно-культурной жизни евро­пейских стран: архитектуру, живопись, музыку, театр и, ко­нечно, литературу. Современные исследователи единодушны в мнении о том, что классицизм возникает и формируется в определенных историко-культурных условиях перехода от феодальной раздробленности к единому монархическому го­сударству. Это во многом объясняет достаточно позднее, по сравнению с европейскими странами, появление классицизма в России. Ведь исторические предпосылки его могли сложить­ся только после эпохи Петра I, соответственно, признаки клас­сицизма как литературного направления в России отмечаются лишь в 30-е годы XVIII века.

В европейских странах ранние веяния классицизма появ­ляются уже в конце эпохи Возрождения на рубеже XVI- XVII веков, но его подлинный расцвет приходится на сере­дину XVII века. Наиболее полно классицизм представлен во французской культуре. Именно здесь творили такие выдаю­щиеся представители классицизма, как П. Корнель, Ж. Расин, Ж.-Б. Мольер, Лафонтен и многие другие. Но еще сущест­веннее то, что во Франции классицизм явился не только художественной практикой, но и был осмыслен в теоретиче­ских работах. Наибольшую роль среди теоретиков класси­цизма сыграл Никола Буало. Он был известен во Франции как автор сатир, но в сознании европейского культурного общества остался как создатель эстетического кодекса клас­сицизма — дидактической поэмы «Поэтическое искусство» (1674), в которой дал стройную теоретическую концепцию литературного творчества, выведенную из литературной практики его современников. Рассмотрим, что им было вы­делено как основа эстетики классицизма, которую впослед­ствии усвоила и русская литература.

Цель искусства классицисты видели в познании истины, которая для них является идеалом прекрасного. Отсюда кри­териями художественности становятся разум, образец и вкус. Это и есть центральные понятия эстетики классицизма. Образцовыми, то есть классическими, для них были произве­дения древних античных авторов, а свою теорию Буало основывал на «Поэтике» Аристотеля. Поскольку в основе представлений классицистов лежала рационалистическая фи­лософия Декарта, согласно которой мир рассматривался как неизменный и постоянный, эстетический идеал античных ав­торов признавался эталонным.

Культ разума у классицистов диктован и многие другие особенности этого искусства. Так, провозглашая принцип подражания природе, классицисты вовсе не стремятся к вос­произведению действительности. Наоборот, все, что не соот­ветствует хорошему вкусу и образцу, по их убеждениям, не может быть предметом искусства.

Невероятным нас не мучьте, ум тревожа:

И правда иногда на правду непохожа.

Чудесным вздором я не буду восхищен:

Ум не волнует то, чему не верит он.

(П. Буало «Поэтическое искусство»)

Природа в произведениях классицизма предстает не в ре­альном ее виде, а смоделированной по высокому образцу. Это хорошо видно в эстетике регулярного («правильного») фран­цузского парка, где деревья подстрижены в виде геометриче­ских фигур и симметрично рассажены, дорожки, имеющие правильную форму, посыпаны разноцветной галькой, а вода заключена в мраморные бассейны и фонтаны. В литературных произведениях этот принцип приводит к преобладанию стихов над прозой: ведь проза близка реальной речи, а стихи — ее «идеальная» форма.

Вопрос о правде и правдоподобии у классицистов решает­ся в том же ключе: образы и сюжеты произведений должны соответствовать логике и требованиям разума, а не историче­ской действительности. Отсюда вытекает и принцип создания характеров: это хорошо известное нам деление на положи­тельных и отрицательных героев. В основе его лежит фило­софское представление рационалистов о том, что выделяются две составляющие человеческого характера — естественная его природа, руководимая страстями, и общественная, опреде­ляемая разумом. Соответственно, в классицизме мы находим основной конфликт между долгом и сердцем, который всегда решается в пользу долга. При этом характер классициста понимают не как индивидуальный склад конкретной челове­ческой личности, а как некий всеобщий вид человеческой природы и психологии, существующий вне времени и пространства. Именно потому так широко в произведениях классицистов представлены античные образы и герои, в кото­рых, по их мнению, идеально воплотился тот или иной харак­тер. Его определяют «вечные страсти»: любовь или зависть, лицемерие или мужество, скупость или чувство долга и т.д. Отсюда односторонность характера героев классицизма. Это либо влюбленный, либо скупой, либо лицемер, либо патриот, и никаких совмещений в одном персонаже разных черт быть не должно. Еще Пушкин заметил по этому поводу, что у Мольера лицемер Тартюф даже «спрашивает стакан воды, ли­цемеря».

Нормативность и рационалистичность эстетики класси­цизма проявляется и в строгой иерархии стилей и жанров. К высокому стилю принадлежали жанры оды, трагедии, эпопеи; к низкому — комедии, басни, сатиры. В высоких жанрах стра­сти приобретают духовный характер (любовь, честолюбие, мстительность, чувство долга, патриотизм и пр.); в низких — характеры формируются низменными бытовыми страстями (скупость, ханжество, лицемерие и пр.). В высоких жанрах че­ловек представлен как существо духовное и общественное, в низких — как частное лицо. Отсюда вытекала своеобразная сословная дифференциация: героем высоких жанров мог быть только аристократ, исторический или мифологический персо­наж; человеку среднего сословия отводились низкие жанры. Каждый жанр классицизма строго нормирован в своих рамках и не допускает смешения возвышенного и низменного, траги­ческого и комического; высокому стилю всегда соответство­вала стихотворная форма, проза допускалась только в произ­ведения низких жанров. Здесь, по словам Г.А.Гуковского, господствует «своеобразный закон единства стиля». Несколь­ко позднее эта крайне жесткая система была расширена вве­дением понятия «средних» жанров — послание, песня, высо­кая комедия. Но в период расцвета классицизма они не заняли видного места, зато подготовили разрушение его основ.

Классицисты также требовали простоты и ясности ком­позиции, ее логической стройности и соразмерности частей произведения. «Но нас, кто разума законы уважает, / Лишь построение искусное пленяет», — пишет Н. Буало. Этот прин­цип четко выдержан и в архитектурных произведениях клас­сицизма. Основой планировочных схем в них обычно являют­ся правильные геометрические фигуры (квадрат, треугольник, круг): именно так построены знаменитые дворцово-парковые комплексы Версаля. В литературе строгая регламентация, иерархичность и нормативность более всего сказалась на про­изведениях драматургии и особенно главном, по мнению клас­сицистов, ее жанре — трагедии. При этом они ориентирова­лись на «Поэтику» Аристотеля и художественную практику знаменитых античных авторов трагедии — Эсхила, Софокла, Еврипида. Для трагедии классицистами были определены сле­дующие обязательные элементы: стихотворная форма («алек­сандрийский стих» — шестистопный ямб с парной рифмой), пятиактное членение, три единства (времени, места и дейст­вия), исторический или мифологический сюжет и конфликт, предполагающий обязательную ситуацию выбора между ра­зумом и чувством, составляющий основу действия. Именно так построены знаменитые трагедии П. Корнеля («Сид», «Ме­дея») и Ж. Расина («Андромаха», «Федра»), При этом подра­зумевалась широкая известность знакомых для зрителя сюже­тов, а внимание переключалось не на интригу, а на анализ переживаний героев, стоящих перед проблемой выбора между долгом и чувством.

Как писал литературовед Г.А. Гуковский, «классическая трагедия — не драма действия, а драма разго­воров». В отличие от высоких, низкие жанры могли быть об­ращены к современности и погружены в повседневную жизнь. Но цель комедий классицизма также морально-дидактическая — исправлять нравы, высмеивая недостатки. При этом коме­диографа интересуют общечеловеческие пороки в их бытовом проявлении, хотя не исключалось и обращение к социально значимой проблематике, как в комедиях Мольера «Тартюф», «Дон Жуан», «Мизантроп».

Отмеченные элементы поэтики французского классицизма относятся ко всем другим национальным литературам, в кото­рых присутствует это литературное направление. Но в рус­ском классицизме эти общетеоретические положения нашли своеобразное преломление, так как были обусловлены исто­рическими и национальными особенностями становления но­вой русской культуры XVII века. Как уже было отмечено, классицизм пришел в Россию значительно позже, на него на­ложил отпечаток весь историко-культурный процесс общей европеизации страны. Русская литература той эпохи прочно связана и с лучшими традициями древнерусского литературы: ее патриотизмом, опорой на народное творчество, высокой духовностью. Просветительские идеи, начавшие в середине XVII века проникать в Россию, способствовали возрастанию интереса к человеческой личности, постановке проблемы справедливости законов, необходимости распространения об­разования и развития пауки. При этом решающая роль в пре­образовании государства на такого рода основах отводилась просвещенному монарху, идеал которого русские классици­сты видели в Петре I. Но в современности такую личность они не находили, потому большое значение в их произведениях придавалось общественному и нравственному воспитанию самодержцев: объяснение их обязанностей по отношению к подданным, напоминание о долге перед государством и т.д. С другой стороны, негативные явления российской действи­тельности этой эпохи подвергались сатирическому осмеянию и разоблачению, что еще более усиливало связь русского клас­сицизма с современностью и придавало ему сатирическую за­остренность. В отличие от европейского русский классицизм связан с народными традициями и устным народным творче­ством. Он часто использует материал русской истории, а не античности. Идеал русских классицистов — гражданин и пат­риот, стремящийся трудиться на благо Отечества. Он должен стать активной творческой личностью, бороться с обществен­ными пороками и во имя долга отказаться от личного счастья.

Теоретическое осмысление классицизм в России получил в работах Ломоносова и Тредиаковского. Во всех странах важным вкладом классицизма в развитие литературы явилось не только упорядочение системы жанров и художест­венных форм, но и выработка стройного и ясного языка про­изведений. Буало отмечал: «Так выбирайте же заботливо язык: / Не может говорить, как юноша, старик». Недаром как во Франции, так и в России становление классицизма начиналось с реформ языка и системы стихосложения. Во Франции систематизация правил и норм литературного языка была про­ведена Ф. Малербом, а в России — Тредиаковским и Ломоно­совым (теория «трех штилей»).

Первый этап реформы стихо­сложения был осуществлен Тредиаковским в трактате «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определе­ниями до сего надлежащих званий», изданном в 1735 году. Второй этап реформы русского стихосложения осуществил Ломоносов в «Письме о правилах российского стихотворст­ва», которое он, обучавшийся тогда в Германии, прислал из Марбурга в Петербург с приложением текста своей первой торжественной оды «На взятие Хотина» в 1739 г. Как и Тредиаковский, Ломоносов убежден, что «российские стихи над­лежит сочинять по природному нашего языка свойству; а того, что ему весьма несвойственно, из других языков не вносить». Объединяя силлабический и тонический принципы стихосло­жения в понятии стопы, Тредиаковский приходит к открытию и научному обоснованию силлабо-тонической системы сти­хосложения. Ломоносов, развивая идеи Тредиаковского, при­ходит к мысли о необходимости введения еще одного ритми­ческого определителя стиха: не только по типу ритма (ямб, хорей и т.д.), но и по длине.

Так в его «Письме...» складывает­ся понятие размера, хотя сам термин «размер» Ломоносов не употребляет, а только перечисляет существующие размеры, обозначая их греческими терминами. Так в русской поэзии был утвержден силлабо-тонический принцип стихосложения, который максимально соответствует особенностям русского языка и до сих пор является основополагающим принципом русского стихосложения. Тредиаковский в этой реформе явля­ется первооткрывателем, автором теоретического обоснования и первого опыта практического применения принципа, Ломо­носов — систематизатором, распространившим сферу его применения на всю без исключения стихотворную практику.

Регламентацию жанровой системы русской литературы осуществил Л.П. Сумароков, который в 1748 году опублико­вал опирающееся на традиции Горация и Буало дидактическое послание «Две эпистолы (В первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объеди­ненные им под названием «Наставление хотящим быти писа­телем». При всей ориентации на европейскую традицию клас­сицизма, эстетический кодекс Сумарокова был вполне оригинален в описании литературных жанров, поскольку ори­ентирован на русский литературный процесс. Более того, в ряде случаев его теоретические описания жанров предшество­вали их реальному появлению в русской литературе, что, без­условно, также способствовало ее развитию.

Показательно, что теоретики русского классицизма высту­пили и как признанные лидеры его художественной практи­ки. В меньшей степени это относится к Тредиаковскому, но значение поэтической деятельности Ломоносова, особенно в жанре оды, и Сумарокова в жанре трагедии, комедии и басни бесспорно. В жанре сатиры выделяется творчество А.Д. Кан­темира, а в жанре эпической поэмы, ориентированной на «Энеиду» Вергилия, М.М.Хераскова, создателя «Россияды».

Более поздний период развития классицизма в России оз­наменован творчеством таких выдающихся деятелей русской литературы, оказавших значительное влияние на ее дальней­шее развитие, как Г.Р. Державин, Д.И. Фонвизин, И.А. Кры­лов. Но их творчество свидетельствует, скорее, о преодоле­нии жестких регламентирующих правил классицизма и подготовке к новому этапу развития русской литературы. Так, оставаясь на позициях классицизма, знаменитый комедио­граф Д.И. Фонвизин и великий баснописец И.А. Крылов ши­роко вводят в свои произведения реалистические элементы. Г.Р. Державин, внося в свою поэзию личностное начало, раз­рушает привычные жанровые нормы, создавая, как он сам определял, новые жанры «смешанной» или «гневной» оды, а также анакреонтические стихи, написанные на одический сюжет, послания с чертами оды и элегии.

В дальнейшем на рубеже XVIII—XIX веков и особенно в первой четверти XIX века классицизм воспринимался уже как  устаревшее явление, замедлявшее развитие русской литерату­ры. В ожесточенную борьбу с его строгими правилами всту­пили романтики, а в творчестве Пушкина он осмеивается как явный анахронизм. И все же следует отметить, что в истории русской литературы классицизм сыграл важную роль, позво­лив ввести отечественное искусство в круг общеевропейского культурного процесса и упорядочив и систематизировав те художественные явления, которые были накоплены в предше­ствующие периоды. И в этом завоевания классицизма остают­ся бесспорными.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (04.10.2016)
Просмотров: 26 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0