Доклад по литературе «Юность Лермонтова» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 21:07
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Юность Лермонтова»

Поэтическая судьба Лермонтова сложилась необычно: он очень рано начал писать стихи, но широкой публике стал из­вестен только в середине 1830-х годов. К тому времени, когда он постепенно стал занимать свое место в литературе, это был уже вполне сложившийся поэт и человек, много переживший, глубоко думающий, имеющий свою независимую позицию. Ранние стихи Лермонтов, в большинстве случаев, не предна­значал для печати. В отличие от Пушкина, жизнь которого с лицейских лет воплотилась в стихах, ставших широко извест­ными всей читающей России, юность Лермонтова, с которой связано его раннее творчество, оставалась известна лишь не­большому кругу родных и друзей. Поразительно, из более чем 400 написанных поэтом произведений число опубликованных при жизни стихотворений не превышает 40, причем в основ­ном — это то, что было написано после 1836 года.

Все это создавало серьезные трудности для критиков, ли­тературоведов, текстологов, изучавших впоследствии жизнь и творчество Лермонтова. Приходилось буквально по крупицам собирать факты, изучать рукописи, сравнивать ранние и позд­ние редакции произведений. В окончательном своем составе лирика поэта была представлена лишь в первом полном соб­рании его сочинений, подготовленном П.А. Висковатовым, которое вышло лишь в 1889-1891 годах. Примерно тогда же появились и первые биографические работы, еще очень не­полные, включавшие большое количество спорных данных. В настоящее время благодаря многочисленным исследователь­ским работам, среди которых особое место занимает уникаль­ное издание — «Лермонтовская энциклопедия», специали­стам удалось восполнить почти все пробелы. Но широкому читателю по-прежнему известны лишь самые общие сведения о детстве и юности поэта.

Мы все знаем, что он рано потерял мать и оказался разлу­чен с отцом, которого бабушка Елизавета Алексеевна Арсень- ева винила в безвременной смерти дочери. Детство Лермонто­ва прошло в ее родовом имении Тарханы, где она постаралась окружить мальчика, которого безумно любила, заботой и вни­манием. Знаем, что Лермонтов был впечатлительным, болез­ненным ребенком, и для укрепления здоровья бабушка начала возить его на Кавказ, который с тех пор стал для поэта второй родиной. Потом были годы учебы в Москве, первые любовные переживания, первые стихи, во многом навеянные творчест­вом его кумира — Байрона. А затем наступило время расста­ваний: с родными, друзьями, учителями, с Москвой, где он родился и где прошла его юность. Из Московского универси­тета Лермонтов перевелся в Петербург в привилегированное военно-учебное заведение — Юколу гвардейских прапорщи­ков и кавалерийских юнкеров, основанную в 1818 году вели­ким князем Николаем. Так закончилась юность и начался но­вый период в жизни поэта — петербургский. Но за этой скупой хронологией скрывается то, что наполняло ум и душу поэта, то, что выливалось в удивительные стихи. Трудно по­нять их по-настоящему глубоко и полноценно, если не знать, что окружало Лермонтова, какие у него были интересы, кто были его друзья и учителя, первые наставники в творчестве. В докладе постараемся раскрыть более подробно эти страницы московской юности поэта.

Прежде всего, это были годы учения. В 1827 году бабушка Елизавета Алексеевна специально привезла внука в Москву, чтобы определить его в одно из лучших учебных заведений того времени — в Московский университетский пансион, ко­торый стоял наравне с Царскосельским лицеем. В разные годы здесь учились В.А. Жуковский, А.С.Грибоедов. Ф.В.Одоев­ский и многие другие выдающиеся люди своего времени. По­сле тщательной подготовки к поступлению под руководством опытных преподавателей, работавших в пансионе, 1 сентября 1828 года Лермонтов прошел зачисление в четвертый класс Московского университетского благородного пансиона. Он был принят полупансионером, то есть должен был проводить весь день в пансионе, а ночь, как и воскресные и праздничные дни, — дома. Так для него началась новая жизнь, наполненная встречами с новыми людьми — сокурсниками, преподавате­лями, новыми впечатлениями, занятиями, интересами.

Пансион помещался на углу Тверской улицы и Газетного переулка. Здание это не сохранилось. Ныне на его месте рас­положен Центральный телеграф. Программа обучения в Бла­городном пансионе была универсальной. Метод преподавания строился на выявлении и развитии индивидуальных склонно­стей воспитанников: им предоставлялась возможность наибо­лее основательно изучать те предметы, которые их интересо­вали. Лермонтов учился блестяще, он отличался не только в гуманитарных науках, но и в математике. При переходе из класса в класс он обычно получал награды. Другим важным направлением работы пансиона было эстетическое воспитание учащихся. Много внимания уделялось литературе, ораторско­му искусству, музыке, живописи. При этом всячески поощря­лось самостоятельное творчество. Лермонтова отличало неза­урядное музыкальное дарование (он прекрасно играл на скрипке), а также талант живописца. Кисти Лермонтова при­надлежат и картины, нарисованные масляными красками, — их сохранилось более десяти, и многочисленные акварели и карандашные рисунки. Все они очень своеобразны и выпол­нены на высоком профессиональном уровне.

Среди пансионских учителей были такие, которые нема­ло способствовали формированию личности поэта, его твор­ческого облика. В годы учебы Лермонтова инспектором пан­сиона был профессор Московского университета Михаил Григорьевич Павлов. Человек разносторонне образованный, он увлекался новейшими философскими теориями, прежде всего Шеллинга и Гегеля, и умел привить интерес к филосо­фии своим воспитанникам. Многое из лекций Павлова за­помнилось Лермонтову и затем нашло отражение в его поэзии — в напряженно-страстных размышлениях о природе, жизни и смерти, свободе человеческой воли, неустанном и беспощадном самоанализе. Кроме того, с 1828 по 1830-й год Павлов издавал журнал «Атеней», в котором рядом с литера­турными произведениями печатались научные статьи но фи­лософии, педагогике, истории. Именно в этом журнале в 1830 году появилось первое печатное стихотворение Лер­монтова «Весна».

Уже в Тарханах определился его интерес к литературе и поэтическому творчеству. В годы учения в пансионе эти инте­ресы получили дальнейшее развитие, причем поначалу явно чувствовалось влияние поэтов старшего поколения — Пушки­на, Жуковского и, конечно, Байрона. Именно так называемая «байроническая поэма» наиболее характерна для раннего творчества Лермонтова. В 1828-1829 годах он пишет поэмы «Кавказский пленник», «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата», начинает работу над поэмой «Демон», которая будет завершена только через десять лет. К этому времени от­носятся также и такие известные стихи Лермонтова, как «Жа­лобы турка», «Монолог», «Мой демон» и другие.

Свой поэтический голос юному поэту помогали обрести его учителя. О них сохранилось не так много сведений. Пре­жде всего, следует назвать Алексея Федоровича Мерзлякова. Поэт, переводчик, блестящий оратор, исследователь древней и новой словесности, по словам Белинского, «человек дарови­тый и умный, душа поэтическая», он был другом Жуковского, Батюшкова, Вяземского. Как поэт, он прославился своими песнями в русском народном духе, среди которых самая из­вестная «Среди долины ровныя...». На его лекциях в Москов­ском университете собиралась огромная аудитория слушате­лей, среди которых были не только студенты, но и самая разнообразная публика, интересующаяся литературой. Умел он увлечь и воспитанников Благородного пансиона. Не менее важно при этом то, что Мерзляков был наделен тонким эсте­тическим чутьем, безошибочно позволявшим ему угадывать значительные произведения современной литературы. Мерз­ляков преподал Лермонтову первые уроки стихосложения и одобрил его первые стихи.

Еще одной яркой личностью и прекрасным педагогом, чи­тавшим в старших классах пансиона русскую словесность, был поэт-декабрист Семен Егорович Раич. Он был знаком с П.А. Вяземским, А.А. Дельвигом, Е.А. Баратынским, а в сало­не Зинаиды Волконской встречался с Пушкиным, был одним из первых слушателей его трагедии «Борис Годунов», кото­рую Пушкин читал друзьям, приехав из Михайловской ссылки в Москву. В пансионе Раич руководил литературным круж­ком. Его поэзия, отличавшаяся особой мелодичностью, при­хотливой метрикой стиха, оказала определенное влияние на формирование Лермонтова-поэта.

Конечно, были и другие педагоги, во многом помогавшие Лермонтову, такие как, например, Дмитрий Никитич Дубен- ский, преподаватель русского языка, страстный пропагандист русского фольклора; Алексей Зиновьевич Зиновьев, препода­ватель и наставник Лермонтова, который в пансионе был еще и библиотекарем и снабжал Лермонтова книгами, прививал интерес к живописи, искусству, знакомил с историческими памятниками Москвы. Постоянное общение с такими заме­чательными педагогами не могло пройти бесследно для столь чуткой и творческой натуры, как Лермонтов. Благо­родный пансион дал будущему поэту серьезную научную подготовку, способствовал формированию его эстетических вкусов.

Но не только учеба в пансионе наполняла жизнь поэта но­выми впечатлениями: расширялся круг его знакомых, появля­лись новые друзья, первые увлечения. После поступления в пансион Лермонтов с бабушкой поселился на Малой Молча­новке в доме № 2, который принадлежал Черновой. При жиз­ни Лермонтова этот дом имел вид типичного для той эпохи особнячка в девять окон по главному фасаду. Комната Лер­монтова располагалась в мезонине, три окна которого выхо­дили на улицу. Стены были увешаны гравюрами, на столе все­гда стоял глобус. Книжный шкаф был забит новинками 172 современной русской и зарубежной литературы. Этот дом со­хранился, хотя и в несколько перестроенном виде. Сейчас там находится музей поэта.

Дом № 11 по Большой Молчановке, расположенный не­вдалеке на территории барской усадьбы, занимало семейство Лопухиных, у которых Лермонтов бывал почти ежедневно. Дружба поэта с этой семьей была долгой. Алексей Лопухин, сверстник Лермонтова, оставался другом поэта и в годы сту­денчества и много позже. Из трех сестер — Марии, Варвары и Елизаветы — особые отношения были у Лермонтова с Вар­варой, но после ее замужества они уже не могли видеться. Зато Мария стала поверенной задушевных дум и сердечных тайн поэта: он часто писал ей из Петербурга после поступле­ния в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юн­керов.

По соседству жили семьи родственников Елизаветы Алек­сеевны Арсеньевой — Верещагины и Столыпины, а в доме Лермонтова часто гостил его родственник и друг Аким Шан-Гирей. Так составилась большая компания молодежи, которая уже с лета 1830 года начала выезжать в подмосковное имение Середниково, принадлежавшее покойному брату Арсеньевой Дмитрию Алексеевичу Столыпину. К этому времени относит­ся первое сильное юношеское увлечение Лермонтова Е.А.Сушковой (1812-1868), с которой он познакомился у Вереща­гиных. Черноокая красавица, одетая по последней модной картинке в журнале, которая всегда привлекала к себе внима­ние. относилась свысока к юному поэту, что доставляло пыл­кому юноше душевные страдания. История его несчастной любви отражена в целом ряде стихотворений того времени: «К Сушковой», «Ночь», «Раскаяние», «Черные очи», «Нищий» и многие другие.

По-видимому, несколько позднее Лермонтов переживает еще более сильное, хотя и кратковременное чувство — к Н.Ф. Ивановой (1813-1875), дочери драматурга Ф.Ф. Иванова. Наталье Ивановой посвящено около тридцати стихотворений, написанных в 1830-1832 годах. Это своеобразный лирический дневник поэта, в котором и надежда, любовь, и разочарование, тоска, горечь расставания. Девушке льстило, что юноша-поэт пылает к ней такой бурной страстью, посвящает ей стихи, но ответной любви не было. Она то манила, то отталкивала его. Поэт глубоко переживал неудавшуюся любовь, выливая свои страдания в горькие строки стихов. Одно из лучших стихотво­рений цикла, посвященного Ивановой, — знаменитое «К***» («Я не унижусь пред тобою...»).

Но уже близка была другая любовь, не менее несчастная, но гораздо более глубокая и зрелая. В ноябре 1831 года Лер­монтов встретился с Варварой Лопухиной (1815-1851), кото­рую знал еще с 1828 года, но потом долгое время не видел, поскольку она уезжала в Тульскую губернию. 4 декабря Лер­монтов был у нее на именинах. Он полюбил ее, и все его юношеские увлечения отошли в сторону. Теперь для него не так важна «гордая» внешняя красота, а внутренняя чистота и гармония, которая сродни «вдохновению»: «Мы себя нашли один в другом, / И душа сдружилася с душою...». В дальней­шем судьба сложилась так, что им не дано было связать свои жизни — разлука, потом замужество Вареньки, ссылка Лер­монтова. Но в творчестве поэта образ Вареньки Лопухиной оставался с ним до самого конца. Она была адресатом не только его ранних стихов («У ног других не забывал...», 1831; «Она не гордой красотою...», 1832 и др.), но с ней связаны и произведения зрелого периода: «Валерик». «Нет, не тебя так пылко я люблю...»; ей посвящена поэма «Демон»; она являет­ся прототипом Веры из «Героя нашего времени».

Так постепенно, вместе с душевным опытом — горестным и счастливым — шло не только формирование личности Лер­монтова, но и определение его поэтического облика, творче­ской манеры. Именно к этому времени относится появление у него жанра отрывка — лирического размышления, в центре которого определенный момент непрерывно идущего само­анализа, столь характерного для зрелого творчества Лермон­това.

Но не только любовь наполняет лирику юного поэта. Сти­хотворения 1830-1832 годов содержат также социальные мо­тивы и темы, при этом социально-политическая проблематика, как правило, выступает у него в системе философских и пси­хологических размышлений. Это во многом связано с тем, что Лермонтов после преобразования пансиона в гимназию ухо­дит из него и в сентябре того же 1830 года после сдачи экза­менов поступает на нравственно-политическое отделение Московского университета. Меняется обстановка, круг зна­комых, учителей Лермонтова, а это вносит новые темы, моти­вы и образы в его поэзию. Хотя среди университетских препо­давателей были интересные, яркие личности, как, например, историк и писатель, автор трагедии «Марфа Посадница» М.П. Погодин, но в целом уровень преподавания не отвечал запросам Лермонтова, мечтавшего о серьезной учебе. После Благородного пансиона, где он получил неплохую подготовку и навыки самостоятельной работы, в университете его многое разочаровало. Он стал пропускать лекции, все больше и боль­ше отдаваясь поэтическому творчеству. В студенческие годы им написаны сотни лирических стихотворений, несколько по­эм, среди которых «Последний сын вольности» и «Ангел смерти», драма «Странный человек» и другие.

Но не менее важно то, что в годы учебы в университете Лермонтов находился в атмосфере вольного обмена мнениями по различным философским, общественным и литературным проблемам, которое происходило за стенами консервативных академических кафедр — на собраниях различных студенче­ских кружков, которые, возможно, посещал Лермонтов. Ведь в это время в Московском университете учились такие оппози­ционно настроенные люди, как В.Г. Белинский, А.И. Герцен. И.В.Станкевич. Возможно, Лермонтов разделял свойственный им дух политической оппозиции, однако о каких-либо друже­ских отношениях с ними сведений нет. Но мы точно знаем, что Лермонтов принял участие в студенческой акции (изгнание из аудитории профессора М.Я. Малова). Идеи политического свободолюбия отразились в серии стихов, посвященных евро­пейским революциям 1830-1831 годов («30 июля. (Париж) 1830 года», «10 июля. (1830)») и событиям Великой француз­ской революции («Из Андрея Шенье», 1830-1831). Они сказа­лись и на проблематике и общем настроении стихотворения «Предсказание» (1830), написанного в связи с крестьянскими волнениями в России в 1830 году. Так подготавливалось появ­ление первого прозаического опыта Лермонтова — романа «Вадим» (1832-1834) с широкой панорамой пугачевского вос­стания 1774-1775 годов, который не был закончен.

В 1832 году Лермонтов оставляет Московский универси­тет и переезжает в Петербург, надеясь продолжить образова­ние в Петербургском университете. Однако ему отказали за­честь прослушанные в Москве курсы. Чтобы не начинать обучение заново, Лермонтов принимает совет родных избрать военное поприще. В ноябре 1832 года он сдает экзамены в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнке­ров. Так закончилась юность поэта, которая была связана с родной для него Москвой. В дальнейшем судьба не часто при­водила его в места детства и юности. Но то, что в те годы сформировало его внутренний мир, осталось в творчестве — стихах, поэмах, прозе.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 60 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0