Доклад по литературе "Гимназия высших наук" - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 11:13
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе "Гимназия высших наук"

Гоголь — во многом уникальное явление в истории рус­ской литературы. Порой кажется, что в его жизни все было не так, как у его великих современников — Пушкина, Грибоедо­ва, Лермонтова. Все они принадлежали к культурной элите общества, родились и воспитывались в столицах, образование получили в лучших учебных заведениях той поры: Царско­сельском лицее. Благородном пансионе. Московском универ­ситете. Гоголь родился и вырос вдалеке от шумных столиц, на Полтавщине, в Малороссийской провинции. Его семью никак нельзя сопоставить с аристократическим кругом родных и близких других великих писателей этого времени. Отец Гого­ля происходил из семьи духовенства, а служил по почтовой части, мать — из вполне типичной среды поместного дворян­ства, о котором писатель будет потом много рассказывать в своих произведениях. Это были именно те, кого он вырази­тельно назвал «старосветские помещики». Правда, отец писа­теля увлекался театром, а мать хорошо знала и любила расска­зывать сыну народные предания и легенды. Конечно, это было важно для формирования будущего писателя, но без система­тического изучения литературы, наук, искусства трудно было рассчитывать на то, чтобы выйти из своего узкого круга и об­ратиться с пламенным словом ко всей России. Где же получил создатель поэмы «Мертвые души» те систематические знания, которые необходимы писателю, что представляло собой учебное заведение, которое он закончил? Эти вопросы рассмотрим в докладе.

Наверное, трудно найти человека, который не слышал хоть что-нибудь о Царскосельском лицее или Московском университете, но мало кто знает о Нежинской гимназии высших наук — так называлось то учебное заведение, куда родители в мае 1821 года повезли Николая продолжать перво­начальное образование, которое он получил дома. В гимназии он провел целых семь лет и вышел оттуда готовым к тому, чтобы проявить себя на своем «поприще».

Нежин в то время был типичным провинциальным город­ком, который находился недалеко от деревни Гоголей- Яновских — Васильевки. Жил он по преимуществу торговлей. Главным событием здесь считались ярмарки, которые устраи­вались четыре раза в год. Улицы городка тонули в грязи — замостили лишь одну, центральную. На Соборной площади бродили свиньи, коровы, а жители ютились в маленьких одно­этажных домишках. Лучшими зданиями, которые показывали приезжающим, были лицей, богоугодное заведение и окруж­ной суд. Кажется, эта картина нам хорошо знакома: вспомним уездный город из «Ревизора» или же губернский город из «Мертвых душ». Так и кажется, что впечатления юности Го­голь потом перенес в свои произведения почти без изменений.

Самым выдающимся местом города, его культурным цен­тром, была Нежинская гимназия высших наук. Все, что было связано с ней, резко отличалось от общей атмосферы захолу­стного провинциального городка. Гимназия была основана Александром I в 1820 году — всего за год до поступления ту­да Николая Гоголя. Она стала одним из новых учебных заве­дений, которые создавались тогда во многих российских горо­дах по аналогу с Царскосельским лицеем, поэтому Нежинскую гимназию тоже иногда называют лицеем. «Гимна­зия высших наук князя Безбородко» — таково ее полное название — принадлежала к числу привилегированных учебных заведений. Ее задача состояла в «приуготовлении юношества на службу государству», то есть она готовила будущих образованных чиновников, ученых мужей, военных. По уставу Нежинская гимназия, наряду с Демидовским высших наук училищем в Ярославле и Ришельевским лицеем в Одессе, за­нимала среднее место между университетами и низшими учи­лищами и почти равнялась первым, отличаясь от вторых как «высшей степенью преподаваемых в ней наук», так и особыми «правами и преимуществами».

Своим основанием гимназия обязана усилиям семьи Безбородко, и прежде всего, князю Александру Андреевичу Безбородко, видному государственному деятелю Екатерининской эпохи, завершившему головокружительную карьеру генераль­ным канцлером. Именно он решил создать в родном для него Нежине гимназию, а после его смерти дело продолжил млад­ший брат Илья Андреевич Безбородко — сподвижник Суво­рова, участник штурма Измаила и подавления польского бун­та. Завершил начатое дело внучатый племянник граф Александр Григорьевич Кулешов, которому было разрешено за заслуги перед Отечеством именоваться двойной фамилией — Кулешов-Безбородко. В 1832 году он добился преобразова­ния гимназии в лицей. На 25-летний юбилей лицея Безбородко подарил ему 175 картин различных художественных школ «для развития изящного вкуса воспитанников», что стало ос­новой картинной галереи. А еще он передал гимназии две с половиной тысячи томов переводной и исторической литера­туры, отчего она и сегодня впечатляет своими фондами. После его смерти в 1855 году попечительство перешло семье Муси­ных-Пушкиных.

Итак, после долгих и упорных трудов «отцов-основателей» 19 апреля 1820 года последовал Высочайший рескрипт, учреждавший в Нежине новое высшее учебное заведе­ние. Невзирая на отсутствие устава, к занятиям приступили уже в сентябре. Нежинская гимназия была создана как за­крытое учебное заведение — сюда принимали только дворян. Здесь установилась суровая дисциплина, за соблюдением которой неусыпно следили воспитатели и надзиратели. Те же цели преследовала и необычайно усложненная система управления гимназией. Общее руководство осуществляли директор, инспектор и надзиратели, в учебной области — правление. Руководство гимназии в свою очередь находи­лось под тройным контролем: попечителя Харьковского учебного округа, почетного попечителя графа А.Г. Кушелева-Безбородко и, наконец, министерства просвещения. Вся эта сложная административная структура, равно как и систе­ма обучения, была направлена на то, чтобы воспитать в уче­никах верность «царю и отечеству». В уставе, утвержденном Александром I, было записано: «Управление гимназии есть четырех родов: 1) нравственное, 2) учебное, 3) хозяйствен­ное, 4) полицейское». Последнее подразумевало розги, так что детей дворян за разгильдяйство секли нещадно. Срок обучения в гимназии устанавливался девятилетним и был разбит на разряды по три класса в каждом. Первым директо­ром гимназии стал выходец из Венгрии Иван Семенович Орлий, сразу взявший высокую планку преподавания. Мно­гие из нежинских педагогов (русские, греки, венгры, францу­зы, итальянцы, швейцарцы) имели по два высших образова­ния, часто полученного в лучших университетах Европы. Они серьезно занимались наукой и литературой. Как видим, уровень преподавания в Нежинской гимназии отвечал самым высоким требованиям.

Уклон в образовании был гуманитарный, а на первом месте стояло изучение словесности, истории, права и языков. Директор гимназии И.С. Орлай имел звание магистра словес­ных наук и доктора философии, а как хирург он во время вой­ны 1812 года оперировал раненых в госпиталях. Молодой ла­тинист И.Г.Калужский в 1827 году напечатал книгу «Малороссийская деревня», в которой обработал материал ук­раинского фольклора. Правда, профессор словесности Парфе- ний Иванович Никольский не вызывал симпатии у своих уче­ников. Не чуждый литературным занятиям, он создавал свои торжественные оды и назидательные поэмы в соответствии с правилами риторики XVIII века и требовал их неукоснитель­ного соблюдения от гимназистов.

Но в любом случае, весь настрой и дух гимназии резко контрастировал с общей атмосферой города. Даже внешне она была совсем не похожа на то, что ее окружало. Трехэтажное здание строилось в 1805—1817 годах по проекту академика архитектуры Алоиза Руска. Он создал его в стиле модного то­гда классицизма, украсив фасад двенадцатью белыми колон­нами (колоннаду называют «Белый лебедь»). На фронтоне здания была размещена надпись «Labore et zelo», то есть — «Трудом и усердием», которая украшала герб Безбородко. Гимназия возвышалась среди захолустного городка как «храм науки». Здесь читали и переводили Шиллера и Гете, сочиняли стихи, переписывали по ночам «Евгения Онегина». При гим­назии была неплохая библиотека, начало которой также поло­жил попечитель граф А.Г. Кушелев-Безбородко, воспитанник пансиона при Царскосельском лицее, почти однокашник Пушкина, человек образованный и не чуждый либеральным веяниям времени.

Не случайно из Нежинской гимназии вышло много из­вестных всей России людей. Вместе с Гоголем учился писа­тель Нестор Васильевич Кукольник — создатель жанра рус­ской драматической поэмы. Кукольник был соавтором стихов либретто опер «Иван Сусанин» («Жизнь за царя») и «Руслан и Людмила». На его стихи написали музыку 27 композиторов, в том числе М.И. Глинка, а драму «Рука Всевышнего отечество спасла» одобрил император Николай I. Здесь же учился та­лантливый автор известного во всем мире романса «Очи чер­ные», уроженец Полтавщины Евгений Гребенка. Друзьями и соратниками Николая Гоголя (как в лицее, так и после) были поэт, редактор первого 4-томного «Собрания сочинений» пи­сателя Николай Яковлевич Прокопович и Александр Семе­нович Данилевский, ставший директором училищ Полтавской губернии. Окончили лицей Александр Степанович Афанасьев-Чужбинский, талантливый поэт, переводчик основатель «Пе­тербургского листка», и составитель «Словаря малорусского наречия», оперная знаменитость Федор Игнатьевич Стравин­ский, художник Николай Семенович Самокиш, известный русский экономист Николай Петрович Яснопольский и мно­гие другие.

Но, конечно, главная слава и гордость Нежинской гимна­зии — Николай Васильевич Гоголь, Никоша, как его называли в юности. Именно в гимназии будущий великий русский писа­тель начал всерьез заниматься литературой. Гимназисты обра­зовали свой литературный кружок, издавали журнал, читали друг другу произведения собственного сочинения и обсужда­ли литературные новинки. В письме матери Николай радостно сообщает: «Сколько везу к вам теперь сочинений, картин!» А чуть позже с гордостью отмечает: «Думаю удивитесь вы успе­хам моим, которых доказательство лично вручу вам. Сочине­ний моих вы не узнаете: новый переворот настигнул их. Род их теперь совершенно особенный». Оба этих письма относят­ся к концу 1826 года. А много лет спустя в «Авторской испо­веди» Гоголь вспоминал о том далеком времени: «Первые мои опыты, первые упражнения в сочинениях, к которым я полу­чил навык в последнее время пребывания моего в школе, были почти все в лирическом и серьезном роде. Ни я сам, ни сото­варищи мои, упражнявшиеся также вместе со мной в сочине­ниях не думали, что мне придется быть писателем комическим и сатирическим, хотя, несмотря на мой меланхолический от природы характер, на меня часто находила охота пошутить и даже надоедать другим моими шутками...».

Это заявление надо принять с оговорками: комический та­лант писателя со всей очевидностью проявился уже в гимна­зии. Известно, что одно из первых стихотворений Гоголя — акростих — является сатирой на школьного товарища Бороз­дина. А другой однокашник будущего писателя Высоцкий со­общает. что Гоголь в гимназии написал сатиру на нежинских обывателей под названием «Нечто о Нежине, или дуракам за­кон не писан». Там же мемуарист упоминает трагедию «Раз­бойники», стихотворение « Россия под игом татар» и балладу «Две рыбки», посвященную младшему брату писателя. Но ни одно из юношеских сочинений Гоголя не сохранилось. Судить о них мы можем только по романтической поэме «Ганц Кюхельга́ртен», напечатанной им уже в Петербурге и имевшей столь несчастливую судьбу в критике.

Какие же еще интересы были у Гоголя-гимназиста? Как и многие его современники, он занимался рисованием, но боль­ших достижений в этой области у него не было. Зато увлече­ние театром имело далеко идущие последствия. Еще в Ва­сильевке Гоголь интересовался театром. Его отца Василия Афанасьевича часто приглашали в соседнее имение богатого помещика Трощинского Кибинцы. Отец писателя играл в пье­сах, оформлял спектакли и даже сам сочинял комедии, кото­рые ставились здесь же. Часто он брал с собой и маленького Николая. Но в Кибинцах был и профессиональный драматург — известный писатель того времени, автор знаменитой тогда «Ябеды» Василий Васильевич Капнист. Как отмечает И.П. Золотусский, известный литературовед и автор одной из лучших биографических книг о Гоголе, «ставили "Недоросля" Фонви­зина, "Подтипу" Крылова, какие-то пьесы про королей и ко­ролев (короля в одной из них играл отец Гоголя), малороссий­ские сцены» .

Оказавшись в Нежинской гимназии, Николай с большой радостью откликнулся на идею создания самодеятельного ученического театра. Мальчики сами рисовали декорации, мастерили костюмы, в которых разыгрывали пьесы. На спек­такли съезжалось много народу. В письме матери от 1 февраля 1827 года Гоголь сообщал: «Театр наш готов совершенно, а с ним вместе — сколько удовольствий!». А чуть позже он с гордостью пишет: «Четыре дня сряду был у пас театр и, к чес­ти нашей, признали единогласно, что из провинциальных те­атров ни один не годится против нашего. Правда, играли все превосходно. Две французские пьесы, сочинения Мольера и Флориана, сочинение Фонвизина, "Неудачный примиритель" Княжнина, "Лукавин" Писарева и "Береговое право" Коцебу. Декорации были отличные, освещение великолепное, посети­телей много и все приезжие и все с отличным вкусом. Короче сказать, я не помню для себя никогда такого праздника, какой провел теперь».

По отзывам современников, юноша-Гоголь обнаружил превосходный комический талант, был натурален, находчив, необычайно остроумен. Представления, которые он ставил, охотно посещало «общество». Замечательно Гоголь играл гос­пожу Простакову в «Недоросле», где роль Митрофанушки ис­полнял Кукольник, а Софьи — А. Данилевский (женские роли в гимназическом театре тоже исполняли мальчики). К спек­таклям Николай готовился особенно тщательно, входил во все мелочи. Например, готовясь к роли старика-скряги в комедии Мольера, он с особой настойчивостью добивался, чтобы нос сходился с подбородком. Может, этот эпизод своей гимнази­ческой юности писатель вспомнил, когда создавал портрет Плюшкина в поэме «Мертвые души»?

Впрочем, юному актеру прекрасно удавалось исполнение и ролей комических старух. Как вспоминал однокашник и его ближайший друг на протяжении всей жизни Александр Дани­левский, если бы Гоголь «поступил на сцену, он был бы Щеп­киным». Но тот опыт, который он приобрел, учась в гимназии, безусловно, не прошел даром. Быть может, уже тогда зароди­лось желание самому стать драматургом — ведь потом он на­пишет ставшие знаменитыми пьесы — комедии «Ревизор», «Женитьба», «Игроки», которые заложили основу русской реалистической драматургии. О несомненном актерском и ре­жиссерском даровании писателя говорили его современники и много позже, когда он уже давно закончил гимназию и стал знаменитым автором «Вечеров». Друг Гоголя, историк и писа­тель М.П. Погодин вспоминал: «Читал Гоголь гак, как едва ли кто может читать. ... Скажу даже вот что: как ни отлично разыгрывались его комедии, ... но впечатления никогда не про­изводили они на меня такого, как в его чтении».

Но литературная слава была еще впереди, а годы учебы, которые, как мы увидели, многое дали будущему писателю, уже подходили к концу. Предстояло выбрать свой дальней­ший путь. Казалось бы, выпускник такого учебного заведения должен был, прежде всего, мечтать о карьере государственно­го чиновника. Но выбор Гоголя пал на литературное поприще, хотя открыто об этом он не говорил никому. Матери и друзь­ям Николай объявил, что готовит себя к юридической карьере, но, уезжая в Петербург, он как самое ценное вез с собой свою поэму «Ганц Кюхельга́ртен». Может, у Гоголя и не было того блестящего образования, которое дал Пушкину Царскосель­ский лицей, а Грибоедову — Московский университет, но, очевидно, без Нежинской гимназии высших наук путь велико­го русского писателя в большую литературу стал бы намного труднее.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 30 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0