Доклад по литературе «Деревня, где скучил Евгений» - 9 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Четверг, 08.12.2016, 21:07
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 13
Гостей: 13
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 9 КЛАСС

Доклад по литературе «Деревня, где скучил Евгений»
Творческая лаборатория писателя — одна из самых зага­дочных сторон литературной деятельности. Заглянуть в нее удается далеко не каждому даже квалифицированному иссле­дователю, но именно потому эта проблема продолжает волно­вать все новые поколения читателей и критиков. Как соотно­сятся реальные жизненные впечатления и то, что нашло отражение в произведении; существуют ли прототипы героев и возможно ли их найти; как идет процесс отбора жизненного материала писателем в процессе творчества? Все эти вопросы получают разные ответы в работах исследователей. В докладе рассмотрим, какие из сторон жизни Пушкина в годы Михай­ловской ссылки отразились в романе «Евгений Онегин».

Давно установлено, что работа над «деревенскими» глава­ми романа совпала с пребыванием Пушкина в Михайловском в 1824-1826 годах. Как отмечает поэт, «деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок». Что же мы можем увидеть в романе как свидетельство того, что в описании этого «пре­лестного уголка» и других картин деревенских глав романа Пушкин действительно воспользовался теми впечатлениями, которые черпал из окружающей его в Михайловском жизни?

Прежде всего, об этом свидетельствуют многочисленные пейзажи. Если сравнить картины природы, изображенные в романе, и то, что даже сейчас можно увидеть в окрестностях Михайловского, станет очевидной тесная связь между рома­ном и местами, где в то время находился поэт. Порой кажется, что они буквально списаны с натуры. Ведь именно здесь поэт от романтизма переходит к реалистической манере изображе­ния жизни, что сказалось как в стихах, гак и в первом русском реалистическом романе «Евгений Онегин». В нем художест­венно воплотились те картины, которые разворачивались пе­ред взором поэта:

Господский дом уединенный,

Горой от ветров огражденный.

Стоял над речкою.

Вдали

Пред ним пестрели и цвели

 Луга и нивы золотые,

Мелькали села; здесь и там

Стада бродили по лугам...

Действительно, дом, в котором жили владельцы Михай­ловского, стоит на краю крутого холма и обращен северным фасадом к реке Сороти и ее живописным окрестностям, а если мы обойдем его. то окажемся у южного фасада, выходящего к парку. Этот парк был создан по тогдашним образцам садово-паркового искусства еще в XVIII веке Осипом Абрамовичем Ганнибалом, дедом поэта и первым владельцем имения. Он прекрасно сохранился до наших дней. Парк разделен на две половины, восточную и западную, центральной подъездной аллеей — Еловой, протяженность которой двести пятьдесят метров. В этой части стоят огромные, тридцатиметровые ели, которым уже за двести лет. Под их густой сенью невольно вспоминается картина, нарисованная в начале второй главы романа:

...И сени расширял густые

 Огромный, запущенный сад,

Приют задумчивых дриад.

Подъездная Еловая аллея начинается от декоративной круглой клумбы у господского дома и ведет к его парадному входу. Дом в Михайловском был полностью разрушен во вре­мя Великой Отечественной войны. Но стараниями создателей Пушкинского заповедника, и особенно его первого директора и хранителя Семена Степановича Гейченко, мы сейчас имеем возможность увидеть дом поэта, войти в него и представить, как здесь жил Пушкин и что мог перенести на страницы сво­его романа.

По сравнению с имениями помещиков-соседей господский дом казался «скромным» — небольшим по размеру и незамы­словатым по архитектуре и внутреннему устройству, выгля­девшим несколько старомодным:

Почтенный замок был построен.

Как замки строиться должны:

Отменно прочен и спокоен

Во вкусе умной старины.

Таким мы видим и дом дяди Онегина, который Евгений унаследовал после его смерти и где поселился. Во второй и третьей главах герой романа встречается здесь со своим но­вым другом поэтом Ленским, а в седьмой главе его посещает Татьяна уже после дуэли, смерти Ленского и отъезда Онегина из деревни.

Главный южный вход ведет пас в переднюю, направо — кабинет Пушкина, налево — так называемая девичья (она же комната няни). Задние комнаты — спальня, зальце, столовая — принадлежали родителям Пушкина, а в годы ссылки поэта пустовали. Гостиная (зальце) восстановлена, как и столовая, в духе пушкинского времени и позволяет представить, какова была типичная для той эпохи обстановка. Именно так она и описана во второй главе романа:

В гостиной штофные обои,

Портреты дедов на стенах,

И печи в пестрых изразцах.

Высокий изразцовый камин, о котором сказано в этих строках, находится в углу комнаты, а на стенах портреты двоюродного деда Пушкина Ивана Абрамовича Ганнибала, матери поэта Надежды Осиповны и отца Сергея Львовича, а также более отдаленных предков и родственников. Здесь же стоит старинный бильярд, на котором лежат подлинные вещи Пушкина: кий и бильярдные шары. Он тоже напоминает нам строки из романа — четвертой главы:

Он на бильярде в два шара Играет с самого утра.

Настанет вечер деревенский:

Бильярд оставлен, кий забыт.

Перед камином стол накрыт,

Евгений ждет: вот едет Ленский...

Но мы помним, что до знакомства с юным поэтом Онегин не хотел общаться с соседями, вызывавшими у него скуку. Для этого он использовал оригинальный способ, который «по­дарил» своему герою сам Пушкин. Дело в том, что зальце де­лит весь дом на две половины, и через него можно пройти в переднюю, на балкон с четырьмя деревянными колоннами и к заднему крыльцу. Действительно, стремясь отвадить доку­чавших ему соседей-помещиков, Пушкин с этого крыльца от­правлялся из дома, когда к его парадному крыльцу подъезжа­ли непрошеные гости. Именно так он и описывает поведение своего героя:

Сначала все к нему езжали;

Но так как с заднего крыльца

Обыкновенно подавали

Ему донского жеребца,

Лишь только вдоль большой дороги

Заслышит их домашни дроги, —

Поступком-оскорбясь таким,

Все дружбу прекратили с ним.

Но любимым местом в доме стал для Пушкина его каби­нет. Здесь он и работал, и отдыхал, а иногда принимал гостей. Здесь он писал свой роман и другие произведения, созданные в Михайловском: это трагедия «Борис Годунов», поэма «Цыганы», шедевры лирики «Я помню чудное мгновенье...», «19 октября», «Зимний вечер», «Вакхическая песня» и многое другое. С.С. Гейченко выяснил, что далеко не сразу, оказав­шись в Михайловской ссылке, Пушкин выбрал именно эту комнату для своего кабинета. «Сперва ему показалась привле­кательной комната в центре дома, где когда-то было Ганниба­лово зальце с портретами предков. Стеклянные окна и дверь в сторону Сороти вели на балкон, откуда открывался чудесный вид на окрестности. Но комната была проходной и ветхой, штофные обои клочьями свисали со стен. Поэтому передумал и переселился в комнату рядом, где была родительская спаль­ня. Но она всегда была сумрачной, и в непогоду, в свирепые ветреные дни, ее продувало насквозь, так что даже бумаги слетали со стола». Наконец, Пушкин остановил свой выбор на большой светлой комнате, выходящей окнами на юг, во двор, на цветники. «Здесь всегда было весело, солнечно. Что еще нужно? Велел вызвать старосту, дворовых, кликнул няньку, и началось переселение вещей». Приказ хозяина гласил: «В соб­ственный нашего высокородия апартамент поставить: книж­ных шкапов — два, канапей один, кресел четыре. Кровать по­ставить в углу, завесив ее пологом, который приказано найти госпоже Родионовой незамедлительно. Дорожный баул — под диван, ящик с пистолетами и книгами не трогать, под страхом отправления в крепость!»

И сейчас в кабинете Пушкина все осталось таким, как бы­ло при нем. В центре — письменный стол, покрытый зеленым сукном. На нем лежат стопки книг, листы, исписанные стре­мительным почерком поэта, чернильница, «черная тетрадь», табачница, подсвечник. Рядом с подсвечником на четыре рож­ка лежат ножницы для снятия нагара со свечей, в металличе­ском стакане — гусиные перья, рядом с чернильницей — пе­сочница. На стенах висят портреты Жуковского, Байрона, а рядом стоит небольшая статуэтка — Наполеон со сложенными крест-накрест руками и нахмуренным лицом. Внимательному читателю романа «Евгений Онегин» хорошо знаком этот ин­терьер — перед нами кабинет героя, который посещает Татья­на после отъезда Онегина:

И стол с померкшею лампадой.

И груда книг, и подокном

Кровать, покрытая ковром,

И вид в окно, сквозь сумрак лунный.

И этот бледный полусвет,

И лорда Байрона портрет,

И столбик с куклою чугунной

Под шляпой с пасмурным челом,

С руками, сжатыми крестом.

Кажется, все так и есть. Впрочем, если присмотреться, то можно заметить еще какие-то вещи. Вот в углу у камина при­таилась тяжелая железная трость. Это та самая, которую Пуш­кин часто брал, отправляясь на прогулку по окрестностям Ми­хайловского. Так поэт тренировал руку, чтобы не дрожала под тяжестью пистолета. А над диваном висит на металлической цепочке старинный медный охотничий рог — его подарил по­эту один из соседей-помещиков. Всех этих деталей нет в опи­сании деревенского кабинета Онегина, но в целом его интерь­ер сохраняет черты кабинета автора романа.

Пожалуй, самое главное, что поэт оставил неизменным в романе, — это библиотека. Ведь круг чтения героев был очень важен для характеристики их личности. Но и сам Пушкин тщательно отбирал книги для своей библиотеки. «Книг, ради бога, книг!» — просил поэт в одном из писем к брату. Гово­рят, уезжая из Михайловского, Пушкин вез с собой 12 подвод книг! Это его собеседники, учителя, друзья, с которыми он никогда не расставался и, умирая, прощался как с самыми верными спутниками жизни. Не случайно его героиня, Татья­на, для которой так много значило чтение, пытаясь понять Онегина, обращается к книгам из его библиотеки, «но пока­зался выбор их ей странен». Это неудивительно: ведь Татьяна увлекалась сентиментальными романами, а Онегин предпочи­тал модные романтические произведения:

Он из опалы исключил:

Певца Гяура и Жуана

Да с ним еще два-три романа,

 В которых отразился век

И современный человек

Изображен довольно верно...

Безусловно, круг чтения Пушкина был намного шире и разнообразнее, но сам факт значимости библиотеки в доме ге­роя он перенес на страницы своего романа.

Но не только господский дом, его Интерьер, окружающий его парк и живописные окрестности дали поэту материал для создания картин деревенской жизни в романе. Ведь в нем представлен не только дом Онегина, но и его соседей — семьи Лариных. Может быть, и для Него найдется жизненный ис­точник картин и образов? Да, действительно такой источник есть — это находящееся в трех километрах от Михайловского имение Тригорское, также входящее в состав Пушкинского заповедника. Во времена Пушкина здесь жили его соседи — семья Осиповых-Вульф. Возглавляла ее владелица поместья вдова Прасковья Александровна Осипова, по первому мужу Вульф. Вместе с ней в Григорском жили ее дети: сын Алексей Николаевич Вульф, студент Дерптского университета, приез­жавший домой на каникулы; дочери от первого брака Анна Николаевна и Евпраксия Николаевна (Зизи — как ее звали до­ма), и две маленьких дочки от второго брака. Кроме того, здесь же находились ее падчерица Александра Ивановна Оси­пова и племянница Анна Ивановна Вульф. Пушкин полюбил этот дом и большую дружную семью, в которой ему всегда были рады. Но еще важней то, что здесь хорошо знали литера­туру, много читали и, конечно, с восторгом слушали стихи Пушкина. Можно с уверенностью сказать, что именно эта ра­душная, дружная семья позволила поэту, находящемуся в ссылке, почувствовать себя в кругу близких по духу людей, смириться с неволей и вновь ощутить прилив творческих сил. Не случайно многие исследователи творчества Пушкина гово­рят о том, что Тригорское стало основой изображения дома, парка и семьи Лариных в романе «Евгений Онегин».

Так, например, черты Прасковьи Александровны во мно­гом отразились в образе матери Татьяны Лариной. Оставшись после смерти мужа главой многочисленного семейства. Пра­сковья Александровна взяла на себя все хозяйственные заботы по имению, как и мать Татьяны и Ольги в романе:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы!..

Жизненные впечатления от прогулок по Тригорскому пар­ку в компании молодых обитательниц имения могли быть по­ложены в основу одной из самых знаменитых сцен романа: объяснения Онегина и Татьяны в саду. От дома между прудом и поросшим скатом холма к реке Сороти ведет тропинка. Она переходит в небольшую липовую аллею. Первый поворот на­право — аллея выходит на площадку у обрыва над рекой. Три­дцать старых лип образуют естественную беседку. Под скло­нившимся к обрыву старым дубом стоит старинная садовая скамья. «Скамьей Онегина» нарекли ее еще в семье Осиповых-Вульф. Действительно, кажется, будто именно в гаком уголке парка и могло произойти всем памятное объяснение Онегина с Татьяной:

Татьяна прыг в другие сени,

С крыльца на двор, и прямо в сад,

Летит, летит; взглянуть назад

Не смеет; мигом обежала

Крутины, мостики, лужок,

Аллею к озеру, лесок,

Кусты сирен переломала,

По цветникам летя к ручью,

И, задыхаясь, на скамью

Упала...

От «скамьи Онегина» открывается замечательный вид на приволье полей, лугов, причудливые изгибы реки Сороти, хо­рошо видна дорога из Михайловского, по которой Пушкин приезжал в Тригорское. Эти места вдохновили поэта на созда­ние множества произведений о природе. А если вернуться на главную аллею парка, то можно увидеть удивительное дерево — «ель-шатер», своеобразный парковый сюрприз. Прямой и ровный тридцатиметровый ствол, темные густые ветви прида­вали дереву сказочный вид, образуя настоящий шатер. Пуш­кин упомянул это дерево в черновой рукописи пятой главы «Евгения Онегина» — в лирическом отступлении:

Но там и я свой след оставил,

Там, ветру в дар, на темну ель

Повесил звонкую свирель.

Поэтическая свирель поэта действительно оказалась нераз­рывно связана с Михайловским, Тригорским и их окрестностя­ми. Творческий дар позволил ему не только наделить «деревню, где скучал Евгений», чертами дорогих для него мест, но и соз­дать в удивительной полноте типичную для той эпохи картину жизни «дворянского гнезда». Писатель и литературный критик В.Я. Лакшин очень точно отметил: «В чтении, обогащенном ис­торическими, биографическими, социально-бытовыми ассо­циациями, мы как бы продолжаем дело художника». А полу­чить возможность такого чтения романа «Евгений Онегин» нам помогает история его жизни в Михайловском.

Категория: 9 КЛАСС | Добавил: admin (13.09.2016)
Просмотров: 16 | Теги: подготовка к ГИА по литературе, доклад по литературе 9 кл, методический портал для учителей, литература в школе, сайт для школьников | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0