Доклад "Вечные темы в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 10.12.2016, 23:28
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 4
Гостей: 4
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "Вечные темы в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенева"

Лебединой песнью И.С. Тургенева стали «Стихотворения в прозе». В них словно откристаллизовались в лирические ми­ниатюры мысли и чувства, владевшие Тургеневым на протяже­нии всего творческого пути: раздумья о России, о любви, о ни­чтожности человеческого существования, но в тоже время и о подвиге, жертве, об осмысленности и плодотворности страда­ния.

«Стихотворения в прозе» создавались в течение четырех лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писа­тель, для самого себя и для небольшого кружка людей, сочувст­вующих такого рода вещам. Последнее стихотворение в прозе в черновом автографе было помечено ноябрем 1879 года. С этого времени наступает перерыв в полтора года: следующая группа стихотворений появилась только в июне 1881 года.

Однако писатель не перестает о них думать — именно в это время он переписывает их набело. В парижском архиве Тургенева сохра­нилась большая тетрадь, посвященная исключительно «Стихо­творениям в прозе». Она содержит в себе 83 стихотворения: 68, переписанных из чернового автографа, за 1877-1879 годы и 15 новых, из которых семь написано в июне 1881 года, пять — в июне 1882 года, одно в октябре и два в ноябре 1882 года. Эта большая тетрадь особенно ценна для исследователей творчест­ва Тургенева, являясь единственным полным собранием «Сти­хотворений в прозе», составленным самим автором в том порядке, какой представлялся ему в то время наиболее совер­шенным. По этой тетради, строго следуя композиции, опреде­ленной Тургеневым, «Стихотворения в прозе» впервые напеча­тал Шарль Саломон в переводе на французский язык. В печати на русском языке стихотворения появляются в 1882 году в две­надцатом номере «Вестника Европы»... Вообще эти произве­дения для печати не предназначались, слишком уж интимны были переживания в некоторых из них . Однако Стасюлевичу, близкому другу Тургенева и редактору журнала, во время одно­го из последних свиданий с Иваном Сергеевичем удалось уго­ворить писателя напечатать часть «Старческих раздумий»(так их называл сначала сам Тургенев)...

Но все-таки почему же именно стихотворения в прозе? А не просто — философские рассказы? Наверное потому, что слиш­ком уж гармонично сочетаются звуки, мелодично сливаются они в слова и фразы ... «это сплав поэзии и прозы, мелодии и ритма, отмеченные печатью необыкновенного стилистического изящества». «Стихотворения в прозе» — это сборник ориги­нальных философских высказываний, жизненных выводов ... Это своеобразный итог, черта, точка которую Тургенев ставит в конце всех своих произведений в конце своей жизни. Здесь от­разилось все то, что было «разлито» по всем произведениям пи­сателя. Тематика стихотворений чрезвычайно разнообразна, но в то же время, все они неразрывно связаны между собой, связа­ны в один общий мотив . Казалось бы, такие совершенно раз­ные по своей тематике стихотворения, как «Старуха», «Ста­рик», «Собака», «Сон» и т.д., — а связаны между собой единым мотивом: размышления о неотвратимости смерти.

Назовем главные, преобладающие темы «Стихотворений в прозе»:

воспоминания о давней любви;

размышления о неотвратимости смерти;

раздумья о ничтожности человеческой жизни перед вечно­стью природы.

Возможно, здесь может показаться, что все «Стихотворе­ния в прозе» проникнуты пессимистическими настроениями, но это не так. Своим мрачным, темным, «пасмурным» стихо­творениям («Старик») Тургенев противопоставляет светлые, радужные стихотворения, проникнутые оптимистическими настроениями («Лазурное царство»). Обычно они все о той же любви, красоте, ее силе. В этих стихотворениях чувствуется, что автор все же верит в силу прекрасного, в счастливую жизнь. («Воробей»).

Этот цикл — это противопоставление, противопоставле­ние жизни и смерти, молодости и старости, добра и зла, про­шлого и настоящего. Эти мотивы «вступают в борьбу» между собой. Тургенев часто сталкивает их, переплетает. Все проти­воречивое в конце концов автор стремится слить воедино («Двойник»).

Вообще все развитие мысли, «развертывание повествова­ния» очень напоминают развитие тем в музыкальных произве­дениях Шопена, Моцарта и др. «Стихотворения в прозе»— это своеобразные сонаты, но только не в музыке, а в литературе. Все произведения Тургенева объединяет рассматривание веч­ных проблем, которые в принципе волнуют общество и в дан­ное время. Л.Озеров: «В сборнике имеется множество так на­зываемых вечных тем и мотивов, стоящих перед всеми поко­лениями и объединяющие людей разных времен».

Например, изображение темы природы. И.С.Тургенев все­гда восторгался красотой и «бесконечной гармонией» природы. Он был убежден, что человек только и силен, когда «опирает­ся» на нее. Всю жизнь писателя волновали вопросы о месте че­ловека в природе. Его возмущали и в то же время пугали могу­щество и власть ее, необходимость подчиняться ее жестоким законам, перед которыми все — одинаково равны. Мысль о том, что «природа, материя остается, индивидуумы исчезают», мучила Тургенева. Ведь жизнь человека так прекрасна и так мала, так мгновенна в сравнении с жизнью природы. Это про­тиворечие, конфликт между человеческой жизнью и жизнью природы остается для Тургенева неразрешимым. «Не дайте проскользнуть жизни между пальцев». Вот основная философ­ская мысль и наставление писателя, выраженное во многих «Стихотворениях...». Вот почему часто лирический герой Тур­генева вспоминает свою жизнь, анализирует ее, часто из его уст можно услышать фразу: «О жизнь, жизнь, куда ушла ты так бесследно? Ты ли меня обманула, я ли не умел воспользоваться твоими дарами?». Тургенев раз за разом говорит нам о том, что жизнь лишь мгновение, ее надо прожить так, чтобы в конце не оглядываться с ужасом, не выводить: «Догорай, бесполезная жизнь». Нередко, для того чтобы показать всю мимолетность жизни, Тургенев сопоставляет настоящее и прошлое. Ведь именно в такие моменты, вспоминая свое прошлое, человек на­чинает ценить свою жизнь («Двойник»).

Интересно проанализировать следующее стихотворение «Собака»: «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря. Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза. И я тоже гляжу ей в глаза. Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю. Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство, что между нами нет никакой разницы. Мы тожественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек. Смерть нале­тит, махнет на него своим холодным широким крылом... И ко­нец! Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек? Нет! это не животное и не человек меняются взгляда­ми... Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга. И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой» (февраль, 1878). Как видно, в этом стихотворении рассматривается все тот же вопрос жизни и смерти, мимолетности человеческой жизни, незначительности каждой отдельно взятой жизни перед лицом смерти. Жизнь ав­тор сравнивает с трепетным огоньком, который потухнет при первом же «налете» бури. Это пугливое, отдельное существо, которое чувствует приближение смерти, и «Одна жизнь жмется пугливо к другой». В этом стихотворении опять же прослежи­вается мысль о равенстве и ничтожности всех живых существ перед «законом» природы: «две пары одинаковых глаз». Автор ставит рядом человека и животное, чтобы подчеркнуть разли­чие, но одновременно и родственность героя и его собаки. Именно для этой цели он вводит плеоназмы: «нет никакой раз­ницы» и «мы тождественны» близки по смыслу и подчеркива­ют равноценность человека и животного перед лицом смерти. Для этой же цели в тексте можно заметить и употребление по­вторения одних и тех словосочетаний: одно и то же чувство, один и тот же огонек, одна и та же жизнь.

Смерть же представлена здесь в образе огромной хищной птицы, которая «налетит», «махнет» на огонек жизни «холодным широким крылом». С помощью тропов Тургенев оживляет смерть, дает ей «жизнь»: «воет страшная, неистовая буря». Для усиления напряженности автор вводит восклицания: «И ко­нец!»— подчеркивается необратимость, безвыходность: «Нет!...» Кроме того, в тексте имеется еще одно так называемое средство экспрессивной лексики, свойственный Тургеневу рито­рический вопрос, который заставляет самого читателя думать, пытаться вместе с автором найти ответы на заданные вопросы.

Добролюбов писал о тургеневской прозе: «...и грустно и весело это ощущение: там светлые воспоминания детства, не­возвратно мелькнувшего, там гордые и радостные надежды юности. Все прошло и не будет больше; но еще не пропал чело­век, который хоть в воспоминании может вернуться к этим светлым грезам ... И благо тому, кто умеет пробуждать такие воспоминания, вызвать такое настроение души». Действитель­но, мы можем отметить, что многие стихотворения в прозе, ко­торые, на первый взгляд, пессимистичны и мрачны, на самом деле пробуждают в человеке «состояние душевной высоты и просветленности». Так называемый тургеневский лиризм при­дает произведениям писателя необычайную задушевность. Все это мы пишем к тому, что именно в таких стихотворениях, где сталкиваются прошлое и настоящее, этот лиризм проявляется в полной мере. Сталкивая прошлое и настоящее, писатель «игра­ет» со временем и «извлекает из этого бездну поэзии, эстетиче­ского наслаждения, мудрости понимания, примиренности про­тиворечий». Тургенев упивается поэзией времени...

Действительно, как мастерски создает Тургенев образ ли­кующей молодости — «царства лазури, света, молодости и счастья» — в стихотворении «Лазурное царство», и противо­поставляет это светлое царство «темным, тяжелым дням холо­ду и мраку старости»... И везде, везде эта философская идея, о которой уже немного упоминалось ранее: показать все проти­воречия и преодолеть, снять их.

Любовь занимала исключительное место в творчестве писа­теля. Любовь у Тургенева — это отнюдь не интимное чувство. Это всегда сильная страсть, могучая сила. Она способна проти­востоять всему, даже смерти. «Любовь для него — едва ли не единственное, в чем человеческая личность находит свое высшее утверждение». «Только ею, только любовью держится и движет­ся жизнь» («Воробей»). Она может сделать человека сильным и волевым, способным на подвиг. Для Тургенева существует толь­ко любовь — жертва, любовь — «надламывающая эгоизм». Он уверен, что только такая любовь способна принести истинное счастье. Любовь — наслаждение отвергается им. (И это неудиви­тельно теперь для нас. Тургенева можно понять, вспомнив всю его тяжелую жизнь. Во всех своих произведениях И.Тургенев представляет любовь, как большое жизненное испытание, как проверку сил человеческих.) На эту жертву обязан пойти каждый человек, любое живое существо. Все вышенаписанное И.С.Тур­генев выразил в своем стихотворении «Воробей». Даже птицу, потерявшую гнездо, для которой смерть, казалось, неизбежна, может спасти любовь, которая сильнее воли. Лишь она, любовь, способна дать силы бороться и жертвовать собой. В данном сти­хотворении можно заметить аллегорию. Собака здесь — «судь­ба», злой рок, тяготеющий над каждым из нас, та могучая и, ка­залось бы, непобедимая сила.

Автор в своих «Стихотворениях в прозе» стремится «пре­одолеть» безысходную скорбь, противопоставить грусти жиз­нерадостную борьбу, настроение, которое выражается фразой: «Мы еще повоюем!»

Единого мнения, единой концепции рассмотрения турге­невских стихотворений не существует. Сколько исследовате­лей, столько и мнений. «Стихотворения в прозе» — это итог трудной, но красивой жизни великого писателя, который су­мел соединить в них и радость, и горечь, и мгновенное, и веч­ное, и личное, и общечеловеческое...

Вопросы по докладу:

В какой жизненный период писателя создавались «Сти­хотворения в прозе»?

Можно ли говорить о том, что в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургенев подводит своеобразный итог своему жизненному пути? Объясни свою точку зрения.

Какие «вечные темы» поднимаются И.Тургеневым в «Стихотворениях в прозе»?

Как в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургеневым раскрывается тема природы?

Как в «Стихотворениях в прозе» И.Тургеневым раскры­вается тема смерти?

Как в «Стихотворениях в прозе» И.С.Тургеневым рас­крывается тема любви?

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (27.08.2016)
Просмотров: 41 | Теги: методический портал для учителей, я иду на урок литературы, доклад по литературе 7 кл, устные высказывания на уроках литер, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0