М.Ю. Лермонтов в своем поэтическом творчестве обращается
к «вечным темам»: тема любви, природы, христианского смирения, патриотического
служения родине, предназначение поэта-творца. Обратимся к отдельным
стихотворениям поэта, где раскрывается данная проблематика.
Уже в этом раннем стихотворении «Поэт» (1828) Лермонтов
размышляет о сущности поэтического творчества:
Таков поэт: чуть мысль блеснет,
Как он пером своим
прольет
Всю душу; звуком громкой лиры
Чарует свет, и в тишине
Поет, забывшись в
райском сне...
Тема предназначения поэта решается в сугубо романтическом
плане: поэтическое вдохновение — «чудесный порыв», призыв неба, поднимающий
художника над всем земным и обыденным.
В стихотворении «Монолог» (1829) Лермонтов обращается к
теме поколения, пытаясь пробудить его гражданский дух, заронить мысль о
необходимости деятельности. В данном стихотворении поэт называет те причины,
которые приводят его поколение к духовному равнодушию, к социальной
пассивности:
Поверь, ничтожеству есть благо в здешнем свете.
К чему
глубокие познанья, жажда славы,
Талант и пылкая любовь к свободе,
Когда мы их
употребить не можем.
Все эти гражданские идеалы не востребованы в России. Поэт
приходит к опустошенности: с одной стороны, он сочувствует своему поколению, а
с другой — видит все его пороки.
Стихотворение «Кавказ» (1830) отличается особым нежным
лиризмом: воспоминания о красоте и величии кавказского пейзажа переплетаются с
сокровенными переживаниями поэта — воспоминаниями о матери:
В младенческих летах я мать потерял,
Но мнилось, что в
розовый вечера час
Та степь повторяла мне памятный глас.
За это люблю я вершины
тех скал, Люблю я Кавказ.
Комментарием к автобиографическим мотивам стихотворения
могут служить две записи, сделанные поэтом летом 1830-го года: «Когда я был
трех лет, то была песня, от которой я плакал... Ее певала мне покойная мать»...
Вторая запись перекликается со строками стихотворения о первой любви: «Кто мне
поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? Мы были ...на водах кавказских»:
Я счастлив был с вами, ущелия гор,
Пять лет пронеслось:
все тоскую по вас.
Там видел я пару божественных глаз;
И сердце лепечет,
воспомня тот взор:
Люблю я Кавказ!..
В стихотворении выражена глубокая и неизменная любовь
поэта к Кавказу.
Стихотворение «Нищий» (1830) относится к любовной лирике
Лермонтова и написано под влиянием сильного чувства поэта к Екатерине
Александровне Сушковой, которая не разделяла любовь поэта. Лирическому герою
трагически недостает ответного чувства родственной души:
Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;
Так чувства лучшие мои Обмануты навек тобою!
Трагедия героя — в неразделенности любовного чувства.
Равнодушие возлюбленной сопоставляется с жестокостью людей по отношению к
нищему человеку:
Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,
И
кто-то камень положил
В его протянутую руку.
Поэт внес в стихотворение известный евангельский мотив
Нагорной проповеди («Есть ли между вами такой человек, который, когда сын его
попросит у него хлеба, подал бы ему камень?»). В данном эпизоде Лермонтов
увидел соединение бессердечности с лицемерием: жестокость происходит «у врат
обители святой». В стихотворении на основе конкретных деталей создается
символически обобщенный образ душевного равнодушия, человеческого бессердечия.
Стихотворение Лермонтова «Ангел» (1831) — одно из наиболее
характерных и драгоценных созданий великого поэта... Детальный разбор этого
стихотворения вводит нас в сферу заветных идеальных стремлений Лермонтова,
показывает, как рано созрел его гений, с какой настойчивостью поэт обращается к
некоторым вопросам, занимавшим его с юных лет, как сильна была в нем вера в
прекрасное. Говорят (точка зрения литературоведа П. Висковатого), что реальной
основой поэтического видения «небесной родины» послужили воспоминания поэта о
матери и ее песнях, слышанных в младенчестве. Ангел несет живую душу, чтобы
вселить ее в земного человека, и поет песню; душа не запомнила этой песни, но
ощущение песни, память о песне остались. И вот — земные песни не могут заменить
ей тех небесных звуков. Противоречия между землей и небом, действительностью и
мечтой здесь смягчены; стихотворение пронизано музыкой, мелодичностью ритмики
— это действительно песня, исполненная «простых и сладких звуков». Н.А.
Бердяев назвал Лермонтова «самым религиозным из русских поэтов».
Стихотворение «Два великана» (1832) написано об Отечественной
войне 1812 года, о поединке России и Наполеона. Произведение построено на
аллегории (иносказании): столкновение русских и французов изображено как
состязание великанов:
В шапке золота литого
Старый русский великан
Поджидал к
себе другого
Из далеких чуждых стран.
У Лермонтова сюжет дан обобщенно, а главным оказывается
выражение отношения поэта к соперникам. «Старый русский великан», неторопливый
и уверенный в своей силе, изображен с гордостью. Пришелец дерзновенный — с
иронией, которая оборачивается в конце стихотворения сочувствием к судьбе
побежденного. Такое изображение смены чувств: от любования русским богатырем к
тревоге, гордости, торжеству и печали — главное в лермонтовском стихотворении.
В 1837 году М.Ю. Лермонтов пишет стихотворение «Молитва».
По мнению С. Наровчатова: «Молитва» — шедевр любовной лирики Лермонтова. В
стихах дышит такая благоговейная любовь, что они по праву могут быть названы
гимном чистоте, нежности, душевной красоте». Лирический герой обращается к
Матери Божьей с единственной просьбой:
... вручить хочу деву невинную
Теплой заступнице мира
холодного.
Любовь бескорыстна, поэтому лирический герой мечтает о
счастье для своей возлюбленной:
Окружи счастием душу достойную;
Дай ей сопутников, полных
внимания,
Молодость светлую, старость покойную,
Сердцу незлобному мир упования.
В стихотворении «Три пальмы» (1839) Лермонтов приходит к
философскому обобщению о смысле жизни и о сущности человека. Для осуществления
своей цели поэт выбирает жанр притчи, восточного сказания. Стихотворение
сюжетно: в пустыне растут «три гордые пальмы», которые недовольны своим
существованием и бросают вызов Богу — богоборческий мотив:
Не прав твой, о небо, святой приговор...
Бог посылает им то, что они так долго ждали: людской
караван. Пальмы стремились понять смысл своего существования и ценой своей
гибели сослужили службу людям. Но достойны ли люди такого самопожертвования:
погиб оазис, погибла сама жизнь в пустыне. Человек жесток по отношению к
природе. Здесь отражается пессимистический взгляд поэта: люди недостойны такой
жертвы, они не поняли ее. Б.Т. Удодов так определил основную идею произведения:
«Три гордые пальмы олицетворяют собою не только красоту природы. Это символ
юных существ, полных жизненных сил и благих порывов, жаждущих послужить людям,
принести пользу человечеству. После долгих лет томительного ожидания счастье
как будто им улыбнулось. Но тем трагичнее оказывается конечный исход —
неожиданная гибель, смерть вместо благодарности за содеянное добро, за
бескорыстную самоотдачу».
«На севере диком стоит одиноко...» (1841) является вольным
переводом стихотворения Г. Гейне — немецкого поэта — «Сосна стоит одиноко».
Главная тема произведения Гейне — разлука двух влюбленных. Основная тема
стихотворения Лермонтова — трагическая разобщенность людей, трагическое
одиночество и невозможность его преодолеть. Трагизм ощущений сосны и пальмы
передан с помощью художественно-изобразительных средств: «Одета, как ризой
она» — сравнение; «стоит одиноко ... сосна» — гипербола; «на утесе горючем» —
эпитет.
В стихотворении «Прощай, немытая Россия» (1841) выражено
презрение к России официальной, к народу, терпящему тиранию и превратившемуся в
нацию рабов:
Прощай, немытая Россия,
Страна рабов, страна господ,
И
вы, мундиры голубые,
И ты, им преданный народ.
Лирический герой мечтает покинуть «страну рабов, страну
господ», скрыться от постоянного преследования властей:
Быть может, за стеной
Кавказа Сокроюсь от твоих пашей,
От
их всевидящего глаза,
От их всеслышащих ушей.
По мнению С. Наровчатова: «Эти стихи — эпитафия всей
николаевской России».
По своему содержанию стихотворение «Родина» (1841) резко
контрастирует с другим лирическим произведением поэта «Прощай, немытая
Россия». В «Родине» выражена тонкая, чистая любовь к России народной.
Композиционно в произведении можно выделить две части: в первой части поэт с
присущей ему экспрессивностью, страстностью отвергает все формы казенного
патриотизма, признается в искренней любви к истинной Родине:
Люблю отчизну я,
Но странною любовью,
Не победит ее
рассудок мой...
Лирический герой видит в России и долготерпенье русского
народа, и величавую неподвижность, и патриархальность. Но эти «допетровские
идеалы» не пробуждают души лирического героя. Со слов «Но я люблю, за что, не
знаю сам...» начинается вторая часть стихотворения, в которой сначала изображается
широкая панорама всей России, затем вместе с лирическим героем движемся по ее
дорогам. Взгляд поэта останавливается на все более конкретных деталях:
Избу, покрытую соломой,
С резными ставнями окно...
Поэт как бы вбирает все то, что дорого обычному крестьянину,
простому русскому человеку. Как пишет И. Андроников: ««Родина» представляет
собою ответ Лермонтова на какой-то политический спор о России. Его любовь не
имеет общего ни с казенным монархизмом, ни со славой империи, купленной кровью
«усмиренных», ей чуждо «гордое доверие», основанное на убеждении в незыблемости
крепостнических отношений... Если при этом знать, что стихотворение возникло
под влиянием путешествия через Россию после неурожая 1839 года, когда в
деревнях ели даже кровельную солому, заключительные строки лермонтовского
стихотворения становятся особо значительными».
Вопросы по докладу:
К каким «вечным темам» обращается в своей лирике М.Ю.
Лермонтов?
Назовите стихотворения поэта, где раскрывается тема
любви. Кратко охарактеризуйте одно из них.
Как М.Ю. Лермонтов описывает природу?
Как в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Ангел» раскрываются
христианские мотивы?
В каких стихотворениях поэта раскрывается образ Родины?
Какой Лермонтов ее себе представляет?
|