Доклад "Русские сказители" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Среда, 07.12.2016, 00:48
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "Русские сказители"

Исполняли на севере былины лишь особые их любители и знатоки, так называемые «сказители», для которых, однако, оказывание старин отнюдь не является профессиональным за­нятием, а было своего рода поэтическим искусством.

Русские былины народ поет, точнее — сказывает торжественным, мер­ным речитативом. Исполнение былин требует особого художе­ственного отбора и мастерства. Сказители принадлежали чаще всего к хозяйственно крепким крестьянам. Сказителей часто приглашали участвовать в разных северных промыслах, напри­мер, в рыбной ловле, причем пение былин приравнивалось к самой работе, и сказитель получал равную долю с другими членами артели, а иногда и большую. Мастерство сказителя счита­лось профессией, представителей которой все уважали, ведь они приносили людям радость, без них жизнь была бы скучной, однообразной.

На Русском Севере была традиция — брать ис­полнителя сказок, былин, песен в артель. Все работали, а скази­тель рассказывал и пел. И за свою работу он получал равную со всеми плату. Исполнителей народных произведений хорошо знали, почитали. Собирается народ на мельницу, очередь вы­страивается большая, все скучают. Большой удачей считалось встретить здесь мастера сказывать. Его пропускали без очереди, денег за помол не брали: его плата — интересный рассказ.

Для того чтобы запомнить былину, надо обладать «осо­бенным талантом». Сказитель обычно пользуется у населения общим уважением. Исполнение былин не простое буквальное воспроизведение содержания произведения, а «сказывание» былин — это и есть художественное творчество. Сам скази­тель должен был выбирать наиболее интересные моменты и выделять их при исполнении. Сказитель не заучивал новую былину наизусть. Он запоминал ее основное содержание, а ко­гда сам начинал петь ее, то сам придумывал обычные для бы­лин описания или постоянные сравнения, эпитеты.

Сам сказитель выбирал те былины, которые он хотел ис­полнять, иногда даже мог изменять поведение героев по соб­ственному усмотрению, о чем-то умалчивать, и наоборот, о чем-то «сказывать» более подробно. Например, у набожного сказителя и богатыри окажутся очень набожными, все время кладут кресты и поклоны, у книжного сказителя невольно и в текст былины проникнут книжные обороты речи или отдель­ные словечки; один из сказителей, долго живший в услуже­нии, любит останавливаться на том, как богатыри входят в прихожую, и даже переносит туда действие былины. В устах сказителя-портного понятно, почему голова Идолища Погано­го от удара Ильи Муромца отлетает, «будто пуговица». Один сказитель подробно опишет наказания героев, другой, более добродушный, обойдется с ними ласковее и т.д. Этим же объ­ясняется и то, почему у двух сказителей одна и та же былина звучит по-разному. Былины редко исполнялись молодыми людьми, скорее всего это профессия уже пожилых людей, много повидавших в жизни. Сказывание старин является де­лом людей «степенных», сказители часто бывают людьми очень старыми (обычно 60-70 лет), а то и прямо древними (80-100 лет). Исполнение былин требует огромной памяти. Лучшие сказители знали порой десятки тысяч стихов. Часто искусство оказывания былин переходит по наследству. Тако­во, например, семейство Рябининых — традиция их былинно­го оказывания восходит к XVIII веку. Но не всегда дети пере­нимают способности оказывания былин. Очень часто сказитель остается без продолжателей своего искусства в сво­ем потомстве. В Олонецком и Архангельском крае ученые — собиратели былин застали рассказы и предания о целом ряде выдающихся сказителей, память о которых жила более столе­тия и распространялась на целую округу. Выдающиеся скази­тели являются учителями целого поколения. Из сказителей, у которых в XIX и XX веках производили свои записи былин ученые-собиратели, наиболее известными в Олонецком крае являлись: упомянутый Т.Г. Рябинин, В.П. Щеголенок с Онеж­ского озера и Ив. Пав. Сивцов-Поромский с Кенозера. В Ар­хангельском — Аграфена М. Крюкова с Белого моря, М.Д. Кривополенова с Пинеги, Ак. Вокуев и Петр Поздеев с Печоры. Из сибирских лучших сказителей надо назвать Ле­он. Гавр. Тупицына из-под Барнаула. Некоторые из сказителей вызывались учеными фольклористами в столицы — Петер­бург и Москву, — что давало возможность познакомиться с их искусством очень широкому кругу ученых, артистов, учащих­ся. Так, в 70-е гг. в Москву и Петербург приезжали Т.Г. Рябинин и В.П. Щеголенок, гостивший, между прочим, в Ясной Поляне у Л.Н. Толстого, воспользовавшегося рядом за­писанных у него устных легенд и сказаний для своих художе­ственных произведений. В 90-х гг. XIX века приезжал И.Т. Рябинин, а в 1915 г. и 1922 г. — М.Д. Кривополенова; в 1927 г. в Москву и Ленинград—Петр Иванович Рябинин-Андреев и Настасья Степановна Богданова-Зиновьева. Эти приезды дали возможность исследователям сделать ряд инте­ресных наблюдений над ролью личности в оказывании былин.

Сказывались в старину не только былины, но и сказки. Сказители-сказочники любят начинать свой рассказ забавны­ми присказками. Очень часто используются присказки- небылицы, например: «В некотором царстве, в некотором го­сударстве, под номером седьмым, под которым мы сидим, жил да был белоус, надел на голову арбуз, на нос — огурец и по­строил чудо-дворец. Это не сказка, присказка, сказка будет после обеда, после мягких калачей». В сказках обычно ис­пользуются традиционные обороты речи (постоянные сказоч­ные формулы). Вот отдельные примеры:

Присказка:

«На море, на океяне, на острове Буяне стоит дуб зеле­ный, под тем дубом стол золоченый, на столе бык печеный; садись кушай, мою сказку слушай...»

Зачин:

«В некотором царстве, в некотором государстве...»

Основная часть сказки:

Жили-были... — Вот однажды случилось... — В путь- дорожку дальнюю... — Долго ли, коротко ли он шел... — За добро добром платят... — Злодея одолеть... — Пир на весь мир...

К о н цо в к а:

«Стали они жить-поживать, добра наживать...» —

«Тут и сказке конец...»

«Вот и сказке конец, а кто слушал — молодец»

«Вот и сказка вся, дальше сказывать нельзя»

«Вот тебе сказка, а мне кринка масла»

Сказителям часто приходится при сказывании демонстри­ровать свои актерские способности: нужно «перевоплотиться» в хитрую лису, глупого медведя, жадную и злую мачеху, жес­токого Кощея, милую и добрую Аленушку. Рассказчик часто использует элементы диалога при исполнении народного про­изведения. Именно диалог и его артистическое исполнение помогают передать особенности характеров персонажей. Кро­ме того, сказители любят давать своим героям необычные имена: Котофей Иваныч (кот), Михаил Потапыч (медведь), Лизавета Ивановна (лиса). Широко используются в сказках гиперболы, сравнения, звукоподражания. Таким образом, ви­дим, что сказители на Руси пользовались большим почетом и уважением, они не просто передавали содержание былины или сказки, а профессионально исполняли ее, вовлекая в этот процесс всех слушателей.

Вопросы по докладу:

Кто такие русские сказители?

О чем рассказывали сказители?

Почему в старину «сказывать» былины было почетным и считалось сложным делом?

Как сказитель «сказывал» свои былины, сказки?

Приведите примеры оборотов речи, которые использо­вались сказителями при сказывании сказок.

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 46 | Теги: устные высказывания на уроках литер, доклад по литературе 7 кл, я иду на урок литературы, методический портал для учителей, уроки литературы в школе | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0