Литературный образ может существовать только в словесной
оболочке. Все, что необходимо выразить поэту: чувства, переживания, эмоции,
размышления — выражается через словесную ткань лирического произведения, через
слово. Следовательно, слово, язык — «первоэлемент» литературы, поэтому при
анализе лирического произведения словесному строю уделяется большое внимание.
Важнейшую роль в поэтической речи играют тропы: слова и
выражения, употребленные не в прямом, а в переносном значении. Тропы создают в
лирическом произведении иносказательную образность, когда образ появляется из
сближения свойств одного предмета или явления с другим. Общая роль всех
художественно-выразительных средств — отражать в структуре образа способность
человека мыслить по аналогии и выявлять сущность определенного явления. При
анализе необходимо выделять именно авторские тропы, то есть те, которые
однократно употреблены поэтом в конкретном случае. Именно авторские тропы
создают поэтическую образность.
При анализе стихотворения важно не только указать то или
иное художественно-выразительное средство, а определить функцию данного тропа,
объяснить, с какой целью, почему поэт употребляет именно этот вид тропа;
оценить, насколько иносказательная образность характерна для конкретного
художественного текста или поэта, насколько она важна в общей образной
системе, в формировании художественного стиля.
Существует большое количество разновидностей тропов: все
они нужны автору для выражения собственных идей в поэтической речи. Для
лирической речи характерна повышенная экспрессивность отдельных слов и речевых
конструкций. В лирике по сравнению с эпосом и драмой наблюдается больший
удельный вес художественно-выразительных средств.
Приведем характерный пример использования художественно-выразительных
средств. В стихотворении А.А.Ахматовой «Ведь где-то есть простая жизнь и
свет...» (1915) ее любимый город Петербург узнается через описание:
Но ни на что не променяем пышный
Гранитный город славы и
беды,
Широких рек сияющие льды,
Бессолнечные, мрачные сады
И
голос Музы, еле слышный.
Данный перифраз не только позволяет поэтессе охарактеризовать
родной город, но и выразить свое двойственное отношение к городу «славы и
беды». Мы видим, что любой предмет (город, явление природы, вещь, известная
личность) можно описать с помощью его признаков.
Основные художественно-выразительные средства:
Эпитет — образное определение, дающее
дополнительную художественную характеристику предмета или явления в виде
сравнения.
Под нами с грохотом чугунным
Мосты
мгновенные гремят.
(А.А. Фет)
Постоянный эпитет — один из тропов народной
поэзии: слово-определение, устойчиво сочетающееся с тем или иным определяемым
словом и обозначающее в предмете какой- нибудь характерный, всегда
наличествующий родовой признак.
Из загорья, из заморья
Да сизый
голубь летает.
Ой, да залетел голубь во деревню,
Да во деревню,
во селенье,
Да стал спрашивать по народу,
Ой, народу, своего роду:
Господа,
братцы, ребята!
Не видали ли голубки?
(Русская народная песня)
Простое сравнение — простой вид тропа,
представляющий собой прямое сопоставление одного предмета или явления с
другим по какому-либо признаку.
Дорога, как змеиный хвост,
Полна народу, шевелится...
(А.С. Пушкин)
Метафора — вид тропа, перенос названия одного
предмета на другой на основании их сходства.
Ночевала тучка золотая,
На груди
утеса-великана;
Утром в путь она умчалась рано,
По
лазури весело играя...
(М.Ю. Лермонтов)
Олицетворение — особый вид метафоры,
перенесение изображения человеческих черт на неодушевленные предметы или
явления.
Прощай, письмо любви, прощай!..
(А.С. Пушкин)
Гипербола — вид тропа, основанный на
преувеличении свойств предмета, явления с целью усиления выразительности и
образности художественной речи.
И полусонным стрелкам лень
Ворочаться на циферблате,
И
дольше века длится день
И не кончается объятье.
(Б.Л. Пастернак)
Литота — образное выражение, в котором
содержится художественное преуменьшение свойств предмета с целью усиления
эмоционального воздействия.
Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих кленов шатер.
(А.А. Фет)
Перифраз — вид тропа, замена названия
предмета или явления описанием его признаков.
И вслед за ним, как бури шум,
Другой от нас умчался
гений,
Другой властитель наших дум.
Исчез, оплаканный свободой,
Оставя миру
свой венец.
Шуми, взволнуйся непогодой:
Он был, о море, твой певец.
(А.С. Пушкин)
Функции художественно-выразительных средств (тропов):
характеристика предмета или явления;
выражение авторской позиции;
передача эмоционально-экспрессивной оценки изображаемого.
Вопросы по докладу:
С какой целью поэты пользуются при создании стихотворений
тропами?
Какие художественно-выразительные средства вы знаете?
Что такое эпитет? Чем обычный эпитет отличается от
постоянного эпитета?
Чем гипербола отличается от литоты?
|