Рассказ — повествовательный эпический жанр с
установкой на малый объем и на единство художественного события.
Жанр имеет две исторически сложившиеся разновидности: рассказ
(в более узком значении) и новелла. «Отличие новеллы от рассказа не
представляется мне принципиальным», — писал исследователь европейской новеллы
Е.Мелитинский. Б.Томашевский считал, что рассказ — это русский термин для
новеллы. Такого же мнения придерживается и большинство (хотя и не все) других
литературоведов. Малую эпическую форму в европейских литературах, по крайней
мере до XIX века, принято именовать новеллой. Что же такое новелла?
Теоретического определения новеллы «не существует, скорее всего потому, что...
новелла предстает в реальности в виде достаточно разнообразных вариантов,
обусловленных культурно-историческими различиями... Совершенно очевидно, что
сама краткость является существенным признаком новеллы. Краткость отделяет
новеллу от больших эпических жанров, в частности от романа и повести, но
объединяет ее со сказкой, быличкой, басней, анекдотом» (Е. Мелетинский).
Генетические истоки новеллы — именно в сказке, басне,
анекдоте. От анекдота ее отличает возможность не комического, а трагического
или сентиментального сюжета. От басни — отсутствие аллегорий и назидательности.
От сказки — отсутствие волшебного элемента. Если же волшебство все-таки имеет
место (в основном в восточной новелле), то воспринимается как нечто
удивительное.
Классическая новелла возникла в эпоху Возрождения. Тогда-то
в полной мере определились такие ее специфические черты, как острый,
драматический конфликт, необыкновенные происшествия и повороты событий, а в
жизни героя — неожиданные повороты судьбы. Гете писал: «Новелла не что иное,
как случившееся неслыханное происшествие». Таковы новеллы Боккаччо из сборника
«Декамерон». Вот, например, сюжет четвертой новеллы второго дня: «Ландольфо
Руффоло, обеднев, становится корсаром; взят генуэзцами, терпит крушение в
море, спасается на ящике, полном драгоценностей, находит приют у одной женщины
из Корфы и возвращается домой богатым человеком». Каждая литературная эпоха
накладывала свой отпечаток на жанр новеллы. Так, в эпоху романтизма содержание
новеллы часто становится мистическим, стирается грань между реальными событиями
и их преломлением в сознании героя («Песочный человек» Гофмана).
Вплоть до утверждения в литературе реализма новелла избегала
психологизма и философии, внутренний мир героя передавался через его действия
и поступки. Ей была чужда всякого рода описательность, автор не вторгался в
повествование, не высказывал своих оценок. С развитием реализма новелла, какой
она была в своих классических образцах, почти исчезает. Реализм XIX века
немыслим без описательности, психологизма. Новелла вытесняется другими видами
короткого повествования, среди которых на первое место, особенно в России,
выходит рассказ, который долгое время существовал как разновидность краткой
повести (у А. Марлинского, Одоевского, Пушкина, Гоголя и др.). В проспекте
«Учебной книги словесности для русского юношества» Гоголь дал определение повести,
которое включает рассказ как частную разновидность («мастерски и живо
рассказанный картинный случай»). Причем имеется в виду «случай» обыкновенный,
который может произойти с каждым человеком.
С конца 1940-х в русской литературе рассказ осознается
как особый жанр и по отношению к краткой повести, и в сравнении с
«физиологическим очерком». В очерке преобладает прямое описание, исследование,
он всегда публицистичен. Рассказ же, как правило, посвящен конкретной судьбе,
говорит об отдельном событии в жизни человека, сгруппирован вокруг
определенного эпизода. В этом его отличие от повести, как более развернутой
формы, где описывается обычно несколько эпизодов, отрезок жизни героя. В
рассказе Чехова «Спать хочется» говорится о девочке, которая бессонными ночами
доведена до преступления: она душит мешающего ей уснуть грудного ребенка. О
том, что было с этой девочкой раньше, читатель узнает только из ее сна, о том,
что с ней будет после того, как преступление совершено, вообще неизвестно.
Все персонажи, кроме девочки Варьки, очерчены очень бегло. Все описываемые
события подготовляют центральное — убийство младенца. Рассказ невелик по объему.
Но дело не в количестве страниц (есть небольшие по объему повести и
относительно длинные рассказы) и даже не в количестве фабульных событий, а в
установке автора на предельную краткость. Так, рассказ Чехова «Ионыч»
по содержанию близок даже не к повести, а к роману (прослежена почти вся жизнь
героя). Но все эпизоды изложены предельно кратко, авторская цель одна —
показать духовную деградацию доктора Старцева. По словам Джека Лондона,
«рассказ — это... единство настроения, ситуации, действия».
Предельная краткость повествования требует особого внимания
к деталям. Порой одна-две мастерски найденных детали заменяют пространную
характеристику героя. Так, в рассказе Тургенева «Хорь и Калиныч» сапоги Хоря,
сделанные, казалось, из мраморной кожи, или пучок земляники, преподнесенный
Калинычем своему другу, раскрывают сущность обоих крестьян — хозяйственность
Хоря и поэтичность Калиныча.
«Но отбор деталей — это еще не вся трудность», — писал
мастер рассказа Нагибин. — Рассказ, по своей жанровой природе, должен
усваиваться сразу и целиком, как бы «в один глоток»; тоже и весь «частный»
образный материал рассказа. Это предъявляет к деталям в рассказе особые
требования. Они должны быть расставлены так, чтобы мгновенно, «с быстротой
чтения», слагаться в образ, рождать у читателя живое, картинное
представление...». Так, в рассказе Бунина «Антоновские яблоки» практически
ничего не происходит, но мастерски подобранные детали рождают у читателя
«живое, картинное представление» об уходящем прошлом.
Малый объем рассказа определяет и его стилистическое
единство. Повествование обычно ведется от одного лица. Это может быть и автор,
и рассказчик, и герой. Но в рассказе гораздо чаще, чем в «крупных» жанрах,
перо как бы передается герою, который сам рассказывает свою историю. Зачастую
перед нами — сказ: рассказ некоего выдуманного лица, обладающего собственной,
ярко выраженной речевой манерой (рассказы Лескова, в XX веке — Ремизова,
Зощенко, Бажова и др.).
Рассказ, как и новелла, несет в себе черты той
литературной эпохи, в которую он создан. Так, рассказы Мопассана вобрали в себя
опыт психологической прозы, и потому, если и могут называться новеллами (в
литературоведении иногда принято называть их так), то новеллами, принципиально
отличными от новеллы классической. Рассказам Чехова свойственен подтекст,
практически неизвестный литературе середины XIX века. В начале XX века
модернистские течения захватывают и рассказ (рассказы Солоба, Белого,
Ремизова, отчасти Л.Андреева и др.)
В европейской литературе 20 века рассказ обогатился художественными
открытиями всей прозы («поток сознания», усиление элементов психоанализа,
временные «перебивы» и пр.). Таковы рассказы Кафки, Камю, Ф.Мориака, А.Моравиа и др.
В 1920-1930-е годы в России на первый план выходят героико-романтические (В.Иванов, Бабель, Пильняк, Шолохов и др.) и сатирические
рассказы (Булгаков, Зощенко, Ильф и Петров и др.). Рассказ остается
продуктивным жанром и в настоящее время. Успешно развиваются все его
разновидности: рассказ бытовой, психологический, философский, сатирический,
фантастический (научная фантастика и фэнтези), близкий к новелле и практически
бессюжетный.
Вопросы по докладу:
Что такое рассказ?
Что такое новелла?
Как развивался жанр рассказа в литературе?
Как развивался жанр новеллы в мировой литературе?
Чем рассказ отличается от новеллы?
Список используемой литературы:
В. Скобелев. Поэтика рассказа. Воронеж, 1982.
Теоретическая поэтика: понятия и определения. М., 1999.
Там арче н ко И., Тюпа В., Брошпман С. Теория
литературы в 2-х т. М., 2004.
Е. Мелетинский. Историческая поэтика новеллы.
М., 1990.
Красовский В.Е. и др. Большая литературная
энциклопедия. Издательство, год: Филол. о-во «СЛОВО», ОЛМА- ПРЕСС Образование,
2004. 845 стр.
|