Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в
Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил
в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось
учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой
рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно- греко-латинскую академию, ему
пришлось выдать себя за сына дворянина. А через шесть лет Михаил Ломоносов в
награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и
химии.
Годы упорного труда на пути к знаниям — и Михаил Васильевич
Ломоносов становится крупнейшим ученым.
Трудно представить, как один человек мог сделать так
много в самых различных областях знаний, в литературе и искусстве. Михаил
Васильевич Ломоносов был физиком и художником, астрономом и металлургом,
географом и историком, просветителем и государственным деятелем. Ломоносов всю
жизнь боролся с отсталостью и невежеством, за торжество науки. Михаил
Васильевич по праву считался одним из крупнейших астрономов своего времени.
До Ломоносова книги в России писали в основном на церковно-славянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и
написал первую подлинно научную грамматику русского языка; красоту и силу
русского языка он показал в своих собственных стихах.
М.В. Ломоносов интересовался риторикой. Нельзя сказать,
что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и
учебники по этому предмету. Но все они составлялись либо на
церковно-славянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 году написал
«Краткое руководство к риторике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по
риторике— «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России
хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной
словесности. Пособия Ломоносова были первыми общедоступными руководствами по
красноречию. Само определение риторики у него такое: «Красноречие есть
искусство о всякой данной материи красно говорить и тем преклонять других к
своему об оной мнению».
В 1757 году Ломоносов написал предисловие к собранию
сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», где изложил свою теорию
«трех штилей»: «высокий» — использование церковно-славянских слов и русских;
«средний»— русские слова доминируют над церковно-славянскими; «низкий» —
русские слова разговорного стиля используются с примесью просторечий и
небольшого количества церковно-славянских слов. Каждому «штилю» соответствуют
свои жанры: «высокому» — трагедии, оды, героические поэмы; «среднему» — элегии,
дружеские письма, драмы, эклоги; «низкому» — басни, комедии, песни, эпиграммы.
М.В. Ломоносов создал ряд поэтических произведений.
Например, в знаменитом «Письме о пользе стекла» М.В. Ломоносов дал остроумный
образец поучающей, научно- дидактической поэзии; примером могут служить
следующие строки этого «Письма»:
Астроном весь свой век в бесплодном был труде,
Запутан
циклами, пока восстал Коперник,
Презритель зависти и варварству соперник;
В
средине всех Планет он Солнце положил,
Сугубое Земли движение открыл.
Одним
круг центра путь вседневный совершает,
Другим круг Солнца год теченьем
составляет,
Он циклы истинной системой растерзал,
И правду точностью явлений
доказал.
М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на
всероссийский престол Ее Величества Государыни Императрицы Елисаветы Петровны
1747 года». Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического
текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское,
общественное значение. Поэт восторгается неисчислимыми естественными ресурсами
Российского государства:
Где в роскоши прохладных теней
На пастве скачущих еленей
Ловящих крик не разгонял;
Охотник где не метил луком;
Секирным земледелец
стуком
Поющих птиц не устрашал.
Обилие природных богатств — залог успешного развития
русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт
обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке:
Дерзайте ныне ободренны
Раченьем вашим показать,
Что
может собственных Платонов
И быстрых разумом Невтонов
Российская земля рождать.
Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде
создается идеальный образ правителя, заботящегося о народе, о распространении
просвещения, об улучшении экономического и духовного развития. Высокий «штиль»
оды создается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и
вопросов, античной мифологии.
В «Надписи I к статуе Петра Великого» (1748) Ломоносов
прославляет личность Петра в классицистическом публицистическом жанре
«надписи». В произведении подробно определены личные качества и заслуги Петра
перед Отечеством:
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных
лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам
примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть
скрывал, чтоб нам открыть науки.
Для Ломоносова идеальным монархом является не философ на
троне, а труженик-работник. Поэт идеализировал личность Петра Первого: он ни
разу не сказал, какими тяготами были петровские реформы для простого народа.
В цикле стихотворений «Разговор с Анакреонтом» (1758-1761) Ломоносов подводит своеобразный итог своему творчеству, оставляет
завещание русской поэзии. Этот цикл стихотворений — полемический ответ автора
на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов
лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классицизма. В цикле
за каждым переводом из античного поэта следуют стихи самого Ломоносова, таким
образом, поэт ведет спор с певцом вина и бездумного веселья. В первом ответе
Ломоносов выступает сторонником героической тематики в поэзии:
Хоть нежности сердечной
В любви я не лишен,
Героев славой
вечной Я больше восхищен.
Идеал поэта-классициста в гармонически развитой личности,
которая сочетает общественную деятельность с радостями жизни — эту мысль
Ломоносов развивает в третьем ответе. В четвертом ответе поэт прославляет
Россию, которая должна приобрести авторитет на международной арене и прекратить
разорительные для народов войны:
Великая промолви Мать
И повели войнам престать.
Вопросы по докладу:
Перечислите основные факты биографии М.В. Ломоносова.
Какие реформы в области языка провел М.В. Ломоносов?
На каком языке писал свои стихотворные произведения М.В.
Ломоносов?
Кто является для М.В. Ломоносова идеальным монархом?
Почему?
В каких поэтических жанрах пишет свои произведения М.В.
Ломоносов?
|