Доклад "М.В. Ломоносов — стихотворец XVIII века" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 11:15
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 11
Гостей: 11
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "М.В. Ломоносов — стихотворец XVIII века"

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) родился в Архангельской губернии, в крестьянской семье. С детства он вместе с отцом ходил в море на ловлю рыбы. Мальчик рано научился читать. Ему страстно хотелось учиться дальше, и Михаил Ломоносов отправился в Москву пешком, с обозом мороженой рыбы. В Москве, чтобы поступить в Славяно- греко-латинскую академию, ему пришлось выдать себя за сы­на дворянина. А через шесть лет Михаил Ломоносов в награду за успехи в учении был направлен в Германию для изучения горного дела и химии.

Годы упорного труда на пути к знаниям — и Михаил Ва­сильевич Ломоносов становится крупнейшим ученым.

Трудно представить, как один человек мог сделать так много в самых различных областях знаний, в литературе и ис­кусстве. Михаил Васильевич Ломоносов был физиком и ху­дожником, астрономом и металлургом, географом и истори­ком, просветителем и государственным деятелем. Ломоносов всю жизнь боролся с отсталостью и невежеством, за торжест­во науки. Михаил Васильевич по праву считался одним из крупнейших астрономов своего времени.

До Ломоносова книги в России писали в основном на церковно-славянском языке. Михаил Васильевич изучил живой разговорный язык и написал первую подлинно научную грам­матику русского языка; красоту и силу русского языка он по­казал в своих собственных стихах.

М.В. Ломоносов интересовался риторикой. Нельзя сказать, что до Ломоносова в России совершенно никто не интересовался риторикой. Были и учебники по этому предмету. Но все они со­ставлялись либо на церковно-славянском языке, либо на латыни, а Ломоносов в 1743 году написал «Краткое руководство к рито­рике» на русском языке. Основной труд Ломоносова по ритори­ке— «Риторика» 1748 года, которая стала, по сути, первой в России хрестоматией мировой литературы, включавшей также лучшие произведения отечественной словесности. Пособия Ло­моносова были первыми общедоступными руководствами по красноречию. Само определение риторики у него такое: «Крас­норечие есть искусство о всякой данной материи красно гово­рить и тем преклонять других к своему об оной мнению».

В 1757 году Ломоносов написал предисловие к собранию сочинений «О пользе книг церковных в российском языке», где изложил свою теорию «трех штилей»: «высокий» — ис­пользование церковно-славянских слов и русских; «сред­ний»— русские слова доминируют над церковно-славянскими; «низкий» — русские слова разговорного стиля исполь­зуются с примесью просторечий и небольшого количества церковно-славянских слов. Каждому «штилю» соответствуют свои жанры: «высокому» — трагедии, оды, героические по­эмы; «среднему» — элегии, дружеские письма, драмы, эклоги; «низкому» — басни, комедии, песни, эпиграммы.

М.В. Ломоносов создал ряд поэтических произведений. Например, в знаменитом «Письме о пользе стекла» М.В. Ло­моносов дал остроумный образец поучающей, научно- дидактической поэзии; примером могут служить следующие строки этого «Письма»:

Астроном весь свой век в бесплодном был труде,

Запутан циклами, пока восстал Коперник,

Презритель зависти и варварству соперник;

В средине всех Планет он Солнце положил,

Сугубое Земли движение открыл.

Одним круг центра путь вседневный совершает,

Другим круг Солнца год теченьем составляет,

Он циклы истинной системой растерзал,

И правду точностью явлений доказал.

М.В. Ломоносов написал «Оду на день восшествия на всероссийский престол Ее Величества Государыни Императ­рицы Елисаветы Петровны 1747 года». Жанр оды позволил Ломоносову соединить в рамках одного поэтического текста лирику и публицистику, высказаться по вопросам, имеющим гражданское, общественное значение. Поэт восторгается не­исчислимыми естественными ресурсами Российского госу­дарства:

Где в роскоши прохладных теней

На пастве скачущих еленей

Ловящих крик не разгонял;

Охотник где не метил луком;

Секирным земледелец стуком

Поющих птиц не устрашал.

Обилие природных богатств — залог успешного развития русского народа. Центральные темы оды — тема труда и тема науки. Поэт обращается к молодому поколению с призывом посвятить себя служению науке:

Дерзайте ныне ободренны

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Ломоносов пишет о пользе науки для любых возрастов. В оде создается идеальный образ правителя, заботящегося о на­роде, о распространении просвещения, об улучшении эконо­мического и духовного развития. Высокий «штиль» оды соз­дается использованием старославянизмов, риторических восклицаний и вопросов, античной мифологии.

В «Надписи I к статуе Петра Великого» (1748) Ломоносов прославляет личность Петра в классицистическом публици­стическом жанре «надписи». В произведении подробно опре­делены личные качества и заслуги Петра перед Отечеством:

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Для Ломоносова идеальным монархом является не фило­соф на троне, а труженик-работник. Поэт идеализировал лич­ность Петра Первого: он ни разу не сказал, какими тяготами были петровские реформы для простого народа.

В цикле стихотворений «Разговор с Анакреонтом» (1758-1761) Ломоносов подводит своеобразный итог своему творче­ству, оставляет завещание русской поэзии. Этот цикл стихотво­рений — полемический ответ автора на распространявшуюся в то время интимную, лишенную общественных идеалов лирику. Здесь Ломоносов остается верен правилам и идеям классициз­ма. В цикле за каждым переводом из античного поэта следуют стихи самого Ломоносова, таким образом, поэт ведет спор с певцом вина и бездумного веселья. В первом ответе Ломоносов выступает сторонником героической тематики в поэзии:

Хоть нежности сердечной

В любви я не лишен,

Героев славой вечной

Я больше восхищен.

Идеал поэта-классициста в гармонически развитой лично­сти, которая сочетает общественную деятельность с радостя­ми жизни — эту мысль Ломоносов развивает в третьем ответе. В четвертом ответе поэт прославляет Россию, которая должна приобрести авторитет на международной арене и прекратить разорительные для народов войны:

Великая промолви Мать

И повели войнам престать.

Вопросы по докладу:

Перечислите основные факты биографии М.В. Ломо­носова.

Какие реформы в области языка провел М.В. Ломоносов?

На каком языке писал свои стихотворные произведения М.В. Ломоносов?

Кто является для М.В. Ломоносова идеальным монар­хом? Почему?

В каких поэтических жанрах пишет свои произведения М.В. Ломоносов?

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 24 | Теги: устные высказывания на уроках литер, доклад по литературе 7 кл, я иду на урок литературы, методический портал для учителей, уроки литературы в школе | Рейтинг: 0.0/0
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0