Доклад "«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Суббота, 10.12.2016, 23:25
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 5
Гостей: 5
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "«Крестьянская тема» в лирике Н.А. Некрасова"

Н.А.Некрасова с детства волновала судьба народа, про­стого крестьянина. Первое самостоятельное стихотворение, где Некрасов сразу же заявил о себе как о народном поэте, было напечатано в 1845 году и называлось «В дороге». Стихо­творение посвящено раздумьям поэта о народе, народной жизни. Некрасов сделал крестьянина главным героем лириче­ского произведения, изобразив его как человека с индивиду­альной судьбой. Центральным в стихотворении является образ дороги, восходящий своей традицией к Н.В.Гоголю. Стихо­творение построено в форме разговора барина с ямщиком. На­чинается стихотворение традиционно:

Скучно! Скучно!..

Ямщик удалой,

Разгони чем-нибудь мою скуку!

Песню, что ли, приятель, запой

Про рекрутский набор и разлуку...

Но речь ямщика лишена привычных песенно-народных интонаций: наоборот, говор ямщика коряв и груб, переполнен диалектизмами. Сочувствие к ямщику сталкивается с его глу­боким невежеством: он не понимает силу просвещения и от­носится к нему, как к болезни:

На какой-то патрет все глядит

Да читает какую-то книжку...

Иногда страх меня, слышь ты, щемит,

Что погубит она и сынишку:

Учит грамоте, моет, стрижет...

Ф.М. Достоевский писал о Некрасове: «У него была своя, своеобразная сила в душе, не оставляющая его никогда, — это истинная, страстная, а главное, непосредственная любовь к народу».

Некрасов-поэт очень чуток к тем изменениям, которые со­вершаются в народной среде. В его стихах крестьянская жизнь изображается по-новому, не как у предшественников и совре­менников. Например, в стихотворении «Тройка» (1846) глав­ный мотив творчества Некрасова — беды и страдания наро­да — перерастает в беды и страдания самого поэта. В лирическом произведении изображается судьба женщины- крестьянки. В основе лирического сюжета стихотворения — предвидение будущего женщины-крестьянки, которое дается поэтом в двух вариантах:

Поживешь и попразднуешь вволю,

Будет жизнь и полна, и легка...

Да не то тебе пало на долю:

За неряху пойдешь мужика.

Радостная перспектива счастливой жизни для крестьянки, отвергается поэтом, утверждается второй, более трагический вариант судьбы девушки, который полностью соответствует жизненным реалиям. Стихотворение представляет собой ли­рический монолог, интонация и лексический строй которого меняются в процессе повествования. Эта сложность объясня­ется не только богатством внутреннего мира повествователя, но и желанием рассказчика передать образ мышления тех, о ком говорится в стихотворении. Например, в первых двух строфах воспроизводится манера речи повествователя, дано его прямое обращение к героине:

Что ты жадно глядишь на дорогу

В стороне от веселых подруг?

Знать, забило сердечко тревогу —

Все лицо твое вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо

За промчавшейся тройкой вослед?..

На тебя, подбоченясь красиво,

Загляделся проезжий корнет.

Но, начиная с третьей строфы, передается особенность ре­чи крестьянской девушки, ее окружения:

На тебя заглядеться не диво,

Полюбить тебя всякий не прочь:

Вьется алая лента игриво

В волосах твоих, черных как ночь...

Происходит речевое перевоплощение повествователя в лирическую героиню. Как отмечает исследователь лирики

Н.А.Некрасова Б.О.Корман: «В речи повествователя были уже элементы, которые сделали естественным переключение его лирического монолога в план речевого сознания героини».

В стихотворении «Родина» (1846) поэт обращается к поре детства, анализирует влияние крепостничества на формирова­ние детской души. Деспотизм и рабство не только оставляли в детской душе страшные черты — они рождали ненависть, оз­лобленность, сопротивление, стремление вырваться из замк­нутого круга. Название иронично, так как родные места ассо­циируются в первую очередь с разнузданно-эгоистической жизнью господ, прозябанием задавленных страхом и нуждою рабов. Такая родина вызывает горькие воспоминания:

Нет! в юности моей, мятежной и суровой,

Отрадного душе воспоминанья нет...

Важное место занимает в стихотворении тема народного страдания: народ страдает от стихийных бедствий, болезней, несчастных случаев, от произвола помещиков, чиновников, властей.

В стихотворении «Несжатая полоса» (1855) поэт создает образ измученного, изможденного постоянной работой тру­женика, который, имея клочок собственной земли, не в со­стоянии собрать скудный, но необходимый для жизни урожай. Даже приметы осеннего пейзажа — «поля опустели» даны че­рез восприятие пахаря. Беда также осмысливается с крестьян­ской точки зрения: жалко неубранного урожая, «несжатой по­лосы». Земля-кормилица также по-крестьянски одушевляется: «Кажется, шепчут колосья друг другу...». На смертном одре крестьянин думал не о себе, а о родной земле, которая оста­нется без него сиротою:

Знал, для чего и пахал он, и сеял,

Да не по силам работу затеял.

Плохо бедняге — не ест и не пьет,

Червь ему сердце больное сосет...

Но образ «несжатой полосы» имеет и иной, метафориче­ский смысл: Некрасов писал данное стихотворение будучи тяжело больным человеком, отправляясь на лечение за границу. «Несжатая полоса» — это и крестьянская нива, и «нива» поэтического труда, тяга к которому у больного поэта сильнее смерти, подобно любви крестьянина к своей земле.

Основная тема стихотворения «Размышления у парадного подъезда» (1858) — тема народной судьбы. Лирическое произве­дение построено на антитезе: владелец роскошных палат, знат­ный вельможа, считающий «жизнью завидною» «волокитство, обжорство, ифу», противопоставлен крепостному крестьянину. Лирический сюжет стихотворения предельно прост: «деревен­ские русские люди» издалека пришли в лаптях к знатному вель­може пожаловаться на свое разорение, но их прогнал швейцар, так как барин «не любит оборванной черни». Драматизм изобра­женной картины основан на контрасте между бесправным, ни­щим положением народа и паразитической, роскошной жизнью богачей. Почти буквально дан взгляд вельможи на народное сча­стье, полное пренебрежение к заступникам народа:

.. .Щелкоперов забавою

Ты народное счастье зовешь;

Без него проживешь ты со славою

И со славой умрешь!

В стихотворении «Железная дорога» (1864) изображаются «народные массы», которые голод согнал на строительство дороги, но здесь — каторжный труд и нечеловеческие условия существования, грабеж со стороны начальства:

Мы надрывались под зноем, под холодом,

С вечно согнутой спиной,

Жили в землянках, боролися с голодом,

Мерзли и мокли, болели цингой.

Грабили нас богатеи-десятники,

Секло начальство, давила нужда...

В таких условиях человек, истощенный физически, пре­вращается в живого мертвеца:

Губы бескровные, веки упавшие,

Язвы на тощих руках,

Вечно в воде по колено стоявшие

Ноги опухли, колтун в волосах...

В произведении дан монолог генерала, в котором выража­ется презрительное отношение господ к народу, народному труду. В финале стихотворения поэт подвергает народную жизнь строгому анализу:

Вынес достаточно русский народ,

Вынес и эту дорогу железную,

Вынесет все, что Господь ни пошлет!

Вынесет все — и широкую, ясную

Грудью дорогу проложит себе.

Жаль только — жить в эту пору прекрасную

Уж не придется — ни мне, ни тебе.

В письме к своему другу инженеру-путейцу А.Н. Ермако­ву Некрасов писал: «Посылаю тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу». Так Н.А. Некрасов писал о стихотворении 1847 года— «Эле­гия». Обращаясь к молодому поколению, поэт выбирает жанр элегии, в которой изображает бедственное положение народа и определяет высокое назначение поэзии. Некрасов в этот пе­риод занимается разработкой принципов элегического жанра, поэтому здесь прослеживается тесная связь лирического героя с жизненным материалом, то есть раздумья лирического героя на лоне сельской природы, при виде крестьянского труда, кре­стьянских радостей и невзгод. Главная тема стихотворения — приверженность пушкинской традиции, но в ином ключе:

Пускай нам говорит изменчивая мода,

Что тема старая — «страдания народа».

Некрасов продолжает разговор об унизительном положении народа, освобожденного от рабства. Таким образом, тема судь­бы нищего народа, покорного бичам, переходит от Пушкина (стихотворение «Деревня») к Некрасову. Постепенно одиче­ский, поучительный тон переходит в вопросительный, имею­щий оттенок самоиронии, сомнения. Отсюда использование ри­торических вопросов в трех первых частях стихотворения:

Я видел красный день: в России нет раба!

И слезы сладкие я пролил в умиленьи...

«Довольно ликовать в наивном увлеченьи, —

Шепнула муза мне:

— Пора идти вперед:

Народ освобожден, но счастлив ли народ?..»

Кульминацией одической части является строка: «Я лиру посвятил народу своему...»; элегической — «Уж вечер наста­ет, волнуемый мечтами...». В первой части отчетливо про­слеживается традиция Г.Р. Державина и А.С.Пушкина. Во второй части вечерняя тишина и покой способствуют озаре­нию мысли лирического героя, гармонии его души; природа и человек приходят в состояние гармонии («Природа внемлет мне...»). Художник-творец может жить только в служении на­роду, а не себе. Финал стихотворения трагичен: поэзия и на­род разобщены:

Но тот, о ком пою в вечерней тишине,

Кому посвящены мечтания поэта —

Увы! не внемлет он — и не дает ответа...

Лирический герой Некрасова и на лоне природы не нахо­дит успокоительного разрешения мучительных «тайных дум» о «народном враге», которому он «сулит проклятия», об осво­божденном от рабства, но по-прежнему бесправном народе. Некрасовская элегия продолжает традицию Пушкина в сторо­ну драматизации жанра, которая достигается не с помощью использования внешних художественных приемов, а через уг­лубление конфликтности поэтической мысли стихотворения, через драматизацию его темы.

Проанализировав несколько некрасовских стихотворений, можно сделать вывод о том, что «крестьянская тема» была ве­дущей в творчества поэта. Но решалась она в каждом поэтиче­ском произведении по-разному.

Вопросы по докладу:

Какая тема была ведущей в лирике Н.А. Некрасова?

Назовите первое стихотворение поэта, встретившее одобрение со стороны критики. О чем это стихотворение?

Как раскрывается «крестьянская тема» в стихотворени­ях «Тройка», «Размышления у парадного подъезда»?

С какими поэтами-предшественниками перекликается стихотворение Н.А. Некрасова «Элегия»?

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (27.08.2016)
Просмотров: 42 | Теги: устные высказывания на уроках литер, доклад по литературе 7 кл, я иду на урок литературы, методический портал для учителей, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0