Доклад "Художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Полтава»" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Понедельник, 05.12.2016, 03:23
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "Художественные особенности поэмы А.С. Пушкина «Полтава»"

«Полтава» как ни одна из предшествующих поэм Пушкина вызвала огромный интерес, сразу же после своего появления было опубликовано много критических статей. Известно, что и сам поэт, до этого никогда не принимавший участия в дис­куссиях о своих произведениях, активно обсуждал новую по­эму. Он определил ее как произведение «совсем оригиналь­ное». Вероятно, именно эта оригинальность и стала причиной споров вокруг «Полтавы».

Основная особенность поэмы «Полтава», озадачившая со­временников, заключается в необычности жанровой формы, которая складывалась тогда в творчестве великого поэта Пуш­кина. Время создания поэмы (1828-1829) совпало с эпохой крушения жанровых канонов классического искусства, с од­ной стороны, и с периодом господства нового, весьма своео­бычного литературного вида — романтической поэмы, с дру­гой стороны. «Полтава», как замечает Н.Измайлов, «сочетает повествовательную форму с лирическими и драматическими моментами... В общем, она по жанру, по стилю, и языку явля­ется, несомненно, самым сложным из всех произведений Пушкина». Таким образом, интересным и важным оказывает­ся рассмотрение этой сложности и оригинальности «Полтавы» именно с точки зрения сочетания в ней эпического и лириче­ского начал.

Композиция поэмы объединила повествование об истори­ческих событиях и историю отношения семьи Кочубея и гет­мана Мазепы.

Субъективный лирический элемент заявлен уже в посвя­щении произведения Марии Волконской, имя которой заме­нено на Матрена, и в «Посвящении», проникнутом открыто выраженной любовью:

Тебе — но голос музы темной Коснется ль уха твоего?

Поймешь ли ты душою скромной

Стремленья сердца моего?..

Твоя печальная пустыня,

Последний звук твоих речей,

Одно сокровище, святыня,

Одна любовь души моей.

В создании художественных образов участвуют постоян­ные эпитеты, через которые выражается авторское отношение к героям. Кочубей — «старый», «богат и горд», «богат и сла­вен», «старец непреклонный», «несчастный»(3 раза), «безвин­ный»(2 раза); Мазепа «стар», «коварный», «старик»(2 раза), «злой старик», «гетман скрытный», «злодей»(3 раза), «Иуда», «старец»(4 раза), «мрачен», «тихой и угрюмый», «изменник», «ученик царя», «святой невинности губитель», «любовник жестокий»; Мария «младая», «робкая», «пугливая», «бедная дева», «краса черкасских дочерей», «дева робкая»; Петр «ге­ний», «прекрасен», «могущ и радостен» и т.д. Одновременно вместе с образами прошлого в текст входят автобиографиче­ски важные размышления о ссылке и о палаче. Они отражают пребывание Пушкина в Михайловском, когда он и познако­мился с потрясшими его поэмами «Войнаровский» Рылеева и «Мазепа» Байрона, со стихами о Кочубее и его обольщенной дочери. Кроме того, в поэму органично включены раздумья поэта о своенравии и о славе, придавшие «Полтаве» субъективно-лирическое звучание. Приведем примеры отдельных отрывков из поэмы. Вот как мы узнаем о негодовании Мазе­пы: Но как он вздрогнул, как воспрянул, / Когда пред ним вне­запно грянул / У падший гром!..

Вот как описана украинская ночь: Тиха украинская ночь / Прозрачно небо, звезды бле­щут... Становится очевидным, что на первый план выходит личность поэта, и мы не иначе, как через нее, все принимаем и понимаем. Все приведенные цитаты свидетельствуют о лири­ческой активности позиции поэта в качестве субъективно на­строенного повествователя. Между тем внешний мир: усадьба Кочубея, место казни, участие в событиях Мазепы, ожидание битвы и само Полтавское сражение — представлены объек­тивно, изобразительно подробно, описательно:

Богат и славен Кочубей

Его луга необозримы;

Там табуны его коней

Пасутся вольны, нехранимы.

Кругом Полтавы хутора

Окружены его садами.

И много у него добра

Мехов, атласа, серебра

И на виду и под замками.

Пестреют шапки.

Копья блещут.

Бьют в бубны.

Скачут сердюки.

В строях ровняются полки.

Толпы кипят.

Сердца трепещут.

...И вот,

Идут они, взошли.

На плаху,

Крестясь, ложится Кочубей.

Как будто в гробе тьмы людей

Молчат.

Топор блеснул с размаху

И отскочила голова...

Свершилась казнь.

Народ беспечный

Идет, рассыпавшись, домой

И про свои заботы вечны

Уже толкует меж собой.

Здесь детали создают эпическую картину мира и истори­ческие образы участников событий. Автор-повествователь при этом как бы остается сторонним наблюдателем, стремящимся к объективности и точности. Между тем данная эпическая объективность дополняется психологической характеристикой героев и самого автора:

Не столь послушно, не слегка

Не столь мгновенными страстями

Пылает сердце старика,

Окаменелое годами.

Упорно, медленно оно

В огне страстей раскалено...

В эпически объективное описание казни то и дело вторга­ются эмоционально окрашенные эпитеты, метафоры, в том числе и олицетворения, наполняющие повествование лириче­ским звучанием:

На нем гуляет, веселится

Палач и алчно жертвы ждет,

То в руки белые берет,

Играючи, топор тяжелый,

То шутит с чернию веселой.

Эпически событийный сюжет поэмы (сватовство Мазепы, бегство Марии, донос Кочубея, месть Мазепы, казнь Кочубея и Искры, участие Мазепы в бегстве, победа Петра, бегство Карла и Мазепы, встреча с безумной Марией, пир Петра) при­обретает двойное звучание, так как авторская оценка, автор­ские эмоции занимают в нем значительное место.

Эпический повествователь время от времени превращается в доверитель­ного собеседника, способного понять и передать читателю глубину чувства Марии, трагедию ее родителей, жестокость Мазепы или торжество победителей. В портрете Марии харак­теристики «преступница», «своенравная, гордая», «ужасная нагота» в сочетании с «пугливая», «скромная», «разумная», «единая краса» создают образ женщины, способной на отча­янный шаг ради любви, вызывающий у читателя лирическое сочувствие и участие в ее судьбе. Монологи и диалоги героев составляют значительную часть произведения: вторая глава практически целиком состоит из разговоров Марии с Мазепой, Кочубея с Орликом, Марии с матерью.

Автор то оставляет их без комментариев, то дает собственную характеристику внут­реннего состояния персонажей и окружающей обстановки. Мазепа, размышляя над доносом Кочубея: «В горести при­творной / К царю возносит глас покорный» ; в разговоре с Ма­рией он « мрачен, ум его смущен жестокими мечтами», «с невниманьем / Он хладно потупляет взор». Эпитеты притвор­но, хладный, сонный, мрачный, жестокий в данном контексте содержат авторскую субъективную характеристику, свойст­венную лирическому роду. Лиризмом проникнуто описание состояния Кочубея («печальный», «с сокрушением сердеч­ным, отвращением томим», «страдалец горько вопрошает», «безвинный») и Искры перед казнью (он «тихий, равнодуш­ный, / Как агнец, жребию послушный»). Итак, герои, выражая свои чувства и мысли, вместе с автором участвуют в создании у читателя определенного настроения, которое меняется в за­висимости от отношения к тому или иному персонажу или со­бытию. Пушкин сохраняет на протяжении всего произведения активное использование метафор. Именно образ Мазепы в по­эме отличает «разработанность, психологическая насыщен­ность». Он противопоставлен Петру.

В эпическом плане быв­шие победы Мазепы не представлены, зато победа Петра описана во всех деталях. И Мазепа, и Петр пируют в «Полта­ве», но Мазепа «равнодушно», а Петр «гордый, ясный, полон славы», потому и «пир его прекрасен». Именно посвященные Петру стихи наполнены «совершенством выражения», отли­чающим лирику от эпоса, в «Полтаве». Обилие эпитетов и сравнений, которое уже отмечалось в портрете Марии, харак­терно и для создания образа Петра. В создании же конкретно- исторического образа петровской победы использованы эпи­ческие детали и подробности.

Сведение же в одном произведении исторической темы, изображения событий прошлого и современного взгляда на них находит выражение в сочетании эпического и лирическо­го начал, как это и происходит в «Полтаве» Пушкина.

Вопросы по докладу:

Как была воспринята поэма «Полтава» современниками А.С. Пушкина?

Когда была написана поэма А.С. Пушкина «Полтава»?

Какие два начала соединяются в пушкинской поэме «Полтава»?

Что в поэме «Полтава» относится к эпическому повест­вованию?

Почему можно говорить об особом лиризме поэмы А.С. Пушкина «Полтава»?

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 78 | Теги: устные высказывания на уроках литер, доклад по литературе 7 кл, я иду на урок литературы, методический портал для учителей, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0