Доклад "Иллюстраторы русских былин (связь русского былинного творчества с изобразительным искусством)" - 7 КЛАСС - ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ - ШКОЛЬНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ В ТАБЛИЦАХ - ЗА ПАРТОЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОРТАЛ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, УЧЕНИКОВ, СТУДЕНТОВ
З   А            П   А   Р   Т   О   Й
Быть      умным      модно!
Главная Мой профиль Выход                      Вы вошли как Гость | Группа "Гости" | RSS
Вторник, 06.12.2016, 11:11
ВЫПУСКАЕМ ШКОЛЬНУЮ ГАЗЕТУ   ИГРЫ НА ПЕРЕМЕНЕ   ДЕТИ И ЗАКОН   ШКОЛЬНЫЙ ТЕАТР   РЕБУСЫ  ШКОЛЬНЫЙ ФОЛЬКЛОР
» ШКОЛЬНАЯ ЖИЗНЬ
» ПЛАНЫ-КОНСПЕКТЫ УРОКОВ

РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРА

ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК

ИСТОРИЯ

МАТЕМАТИКА

БИОЛОГИЯ

ГЕОГРАФИЯ

ХИМИЯ

ФИЗИКА

ИНФОРМАТИКА

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ

ОБЖ

ТЕХНОЛОГИЯ

ФИЗКУЛЬТУРА

МХК

МУЗЫКА

ИЗО

ВНЕКЛАССНАЯ РАБОТА

» НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА
» РУССКИЙ ЯЗЫК

РУССКИЙ ЯЗЫК: КРАТКИЙ
   ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ КУРС
   ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ


РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА
   РЕЧИ


ДИКТАНТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ИЗЛОЖЕНИЯ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 5 КЛАСС


ТЕСТЫ ПО РУССКОМУ
   ЯЗЫКУ. 6 КЛАСС


РАБОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ К
   УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА.
   7 КЛАСС


ТЕКСТЫ, РАЗВИВАЮЩИЕ
   ЛОГИКУ И МЫШЛЕНИЕ


ТЕКСТЫ ДЛЯ КОМПЛЕКСНОГО
   АНАЛИЗА В 9 КЛАССЕ


ПОДГОТОВКА К ГИА В
   9 КЛАССЕ


ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБОБЩЕНИЯ И
   СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗНАНИЙ.
   11 КЛАСС


ВЫПУСКНОЕ СОЧИНЕНИЕ

» ЛИТЕРАТУРА

САМЫЕ ЗНАМЕНИТЫЕ
   РУССКИЕ ПОЭТЫ


РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА
   ХII-ХХ ВЕКОВ


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   7 КЛАСС


ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ
   9 КЛАСС


ВИДЕОУРОКИ "ЛИТЕРАТУРНОЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЕ ЗА
   3 МИНУТЫ"

» ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ
» ИСТОРИЯ
» БИОЛОГИЯ
» ГЕОГРАФИЯ
» МАТЕМАТИКА
» ФИЗИКА

ФИЗИКА И ЕЕ ЗАКОНЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ФИЗИКА"


КТО ИЗОБРЕЛ СОВРЕМЕННУЮ
   ФИЗИКУ


НАГЛЯДНАЯ ФИЗИКА В
   ВОПРОСАХ И ОТВЕТАХ


ФИЗИКА ДЛЯ ВСЕХ

ВЕСЕЛАЯ МЕХАНИКА

ФИЗИКА ПОЛНАЯ ЧУДЕС

ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ТЕОРИЯ
   ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ


ИСТОРИЯ ЭЛЕКТРИЧЕСТВА

АВИАЦИЯ И
   ВОЗДУХОПЛАВАНИЕ


ФИЗИКА. ТЕОРИЯ И ПРИМЕРЫ
   РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ


ЗАДАЧИ ПО ФИЗИКЕ.
   10-11 КЛАССЫ


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 9 КЛАСС


КОНТРОЛЬНЫЕ РАБОТЫ ПО
   ФИЗИКЕ. 11 КЛАСС


ФИЗИКА В РИСУНКАХ

НЕНАГЛЯДНЫЙ ЗАДАЧНИК ПО
   ФИЗИКЕ


ФИЗИКА И МУЗЫКА

» Категории раздела
7 КЛАСС [81]
9 КЛАСС [29]
» Статистика

Онлайн всего: 12
Гостей: 12
Пользователей: 0
» Форма входа

Главная » Статьи » ДОКЛАДЫ ПО ЛИТЕРАТУРЕ » 7 КЛАСС

Доклад "Иллюстраторы русских былин (связь русского былинного творчества с изобразительным искусством)"

Былинные сюжеты вот уже несколько веков популярны. Поэтому многие русские художники хотели проиллюстриро­вать героев, события былин, таким образом, выразив свое от­ношение к былинному творчеству. Одним из самых известных художников-иллюстраторов был Виктор Михайлович Васне­цов (1848-1926).

В.М. Васнецов родился в селе Лопьял (Вятская губерния) 3(15) мая 1848 г. в семье священника. Учился в духовной се­минарии в Вятке (1862-1867), затем в рисовальной школе при петербургском Обществе поощрения художеств (где его на­ставником был художник И.Н. Крамской) и Академии худо­жеств (1868-1875).

Среди самых популярных живописных полотен Васнецова на былинные и сказочные сюжеты: картины «Витязь на распу­тье» (1878), «После побоища Игоря Святославича с половца­ми» (1880), «Аленушка» (1881), «Три богатыря» (1881-1898), «Царь Иван Васильевич Грозный» (1897).

Более подробно остановимся на истории создания картины «Три богатыря». В 1876 г. Васнецов поехал во Францию, где около года работал в колонии русских художников. Именно здесь он задумал «начать новый жанр своей деятельности» и сделал первый этюд «Богатырей». В 1878 году, после возвра­щения на родину, Васнецов с семьей переезжает в Москву. Здесь он обращается к новым темам: русскому народному эпосу (былине), сказке, родной истории. В 1893-1894 годах Васнецов построил по собственному проекту сказочный дом-мастерскую в Москве, где были закончены «Богатыри», «Царь Иван Васильевич Грозный», выполнены сказочные полотна «Царевна-лягушка», «Спящая царевна» и др. Полностью кар­тина «Богатыри» была готова только в 1898 году, то есть соз­давалась художником более 20 лет. Решенная в монументаль­но-декоративном плане картина воссоздает образы трех любимейших народом героев былинного эпоса: Ильи Муром­ца, Добрыни Никитича и Алеши Поповича. Каждого из них отличают индивидуальные особенности.

Стремясь к монументальному решению, Васнецов несколько повышает линию горизонта, и зритель как бы снизу смотрит на всадников, четкие силуэты которых выделяются на фоне светлых облаков. Тонко и благородно сочетаются яркие и звучные крас­ки — зеленая, коричневая, красная, белая, синяя, придавая осо­бую декоративность полотну. Пейзаж с его необозримой ширью, пологими холмами, лугами, поросшими дикой травой, объединен плавными и спокойными ритмами с фигурами богатырей.

В соответствии с былинными образами Васнецов разрабо­тал характеры своих персонажей. В центре — Илья Муромец. Илья Муромец прост и могуч, в нем чувствуется спокойная уверенная сила и умудренность жизненным опытом. Сильный телом, он, несмотря на грозный вид — в одной руке, напряжен­но поднятой к глазам, у него палица, в другой копье, — испол­нен «благости, великодушия и добродушия». Богатырь справа, самый младший, «напуском смелый» — Алеша Попович. Мо­лодой красавец, полный отваги и смелости, он «душа-парень», большой выдумщик, певец и гусляр, в руках у него лук с копь­ем, а к седлу прикреплены гусли. Третий богатырь — Добрыня Никитич — в соответствии с былинами представителен и вели­чав. Тонкие черты лица подчеркивают «вежество» Добрыни, его знания, культурность, вдумчивость и предусмотритель­ность. Он может выполнить самые сложные поручения, тре­бующие изворотливости ума и дипломатического такта.

Герои, как это было принято в реалистической живописи и согласно творческому принципу Васнецова, конкретны, исто­рически точны костюмы, вооружение, кольчуги, стремена. Бо­гатыри наделены запоминающейся внешностью, яркими чер­тами характера. Только характеры эти не жанровые, а героические. Здесь проявилось умение Васнецова создать эпическое полотно, созвучное народным поэтическим пред­ставлениям. В 1898 году «Богатыри» заняли почетное место в Третьяковской галерее. <сЯ считаю, что в истории русской жи­вописи «Богатыри» Васнецова занимают одно из первейших мест», — выразил общее мнение В.В. Стасов. Сравнивая «Бурлаков» Репина с «Богатырями», Стасов писал: «И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа. Только эта сила там — угнетенная и еще затоптанная... а здесь — сила торжествующая, спокойная и важная, никого не боящаяся и выполняющая сама, по собственной воле то, что ей нравится, что ей представляется потребным для всех, для народа».

Еще одним известным русским художником, обращавшимся в своем творчестве к былинному эпосу, был Илья Ефимович Ре­пин (1844-1930), выходец из семьи военного поселенца. Его отец 27 лет отдал николаевской солдатчине, знал и зажиточную жизнь, но гораздо больше — зависимость и бедность. Будущий художник рано начал трудиться, вынужденный зарабатывать на жизнь. В отрочестве он познакомился с иконописцами и писал образа. Иконописец И.М. Бунаков, грамотный портретист, был его первым учителем. Под влиянием Бунакова Репин начал про­бовать себя и как портретист: писал портреты родных. В 1863 году Репин приехал в Петербург. Здесь он поступил в рисо­вальную школу Общества поощрения художников, учился у И.Н. Крамского, а в 1864-1871 годах занимался в Академии ху­дожеств. Репин виртуозно овладел разными техниками: акваре­лью, углем, карандашом, соусом, был прекрасным рисовальщи­ком, занимался литографией и офортом, иллюстрировал многие литературные произведения.

Илья Ефимович Репин окончил Академию художеств в 1871 году. Он получил золотую медаль и вместе с ней право на пенсионерскую поездку во Францию. Од­нако в Париж молодой дипломант отправился только в 1873 году и оставался там до 1876 года, совершив творческое путешествие в Италию. В Париже в 1874 году Репин посетил первую выставку импрессионистов, которая стала исторической вехой в развитии мирового искусства, но самому художнику не понравилась. «Садко», картина, иллюстрирующая сюжет известной русской былины, написанная в Париже, стала завуалированной реакцией на творчество французских импрессионистов. «Сообщаю Вам, под глубочайшим секретом, — пишет художник В.В. Стасову, — тему будущей моей картины: Садко богатый гость на дне мор­ском; водяной царь показывает ему невест.

Картина самая фанта­стичная, от архитектуры до растений и свиты царя». Полотно, впоследствии представленное в Российскую академию худо­жеств, было наполнено различными аллегориями, свидетельст­вовавшими о патриотизме автора и о его приверженности к тра­диционной живописной манере. Репин сам дал толкование своей живописной легенде о Садко, попавшем в морское царство. Как новгородский купец выбирает себе в невесты молодую русскую девушку среди иноплеменных красавиц всех других стран, так и сам художник, оказавшийся в чуждой Европе, полон мыслей о родном Отечестве. Репин выставил «Садко» в парижском Салоне 1876 года, но картина успеха не имела, зато принесла автору лав­ры в России: она была куплена наследником престола, будущим императором Александром III, а Илья Ефимович получил звание академика.

Известен своими художественными иллюстрациями и И.Я. Билибин, сын военно-морского врача, потомок древнего рода. Первоначально И.Я. Билибин предполагал стать юристом и окончил полный курс юридического факультета Петербург­ского университета (1896-1900). Но одновременно занимался в рисовальной школе, в мастерской А. Ашбэ в Мюнхене, в школе М.К. Тенишевой. Уже исполнив первые работы для журнала в 1899 году и став в следующем году членом объединения «Мир искусства», он продолжал учебу вольнослушателем в мастер­ской И. Е. Репина в Академии художеств. Известность Билибину принесли иллюстрации к русским народным сказкам, изда­вавшимся для детей: «Царевна-лягушка» (1901), «Василиса Прекрасная» (1902), «Марья Моревна» (1903). За ними после­довали иллюстрации к другим сказкам, былинам, а также к сказкам А.С. Пушкина, среди которых выделялись иллюстра­ции к «Вольге» (1904) и к «Сказке о золотом петушке» (1910). В иллюстрациях И.Я. Билибина 1900-1910 годов композиция, как правило, развертывается параллельно плоскости листа. Круп­ные фигуры предстают в величавых застывших позах. Услов­ное деление пространства на планы и объединение различных точек зрения в одной композиции позволяют сохранить плоско­стность. Совершенно исчезает освещение, цвет становится ус­ловнее, важную роль приобретает незакрашенная поверхность бумаги, усложняется способ обозначения контурной линии, складывается строгая система штрихов и точек. Именно гак на­писана иллюстрация к былине «Вольга с дружиной».

Еще одним выдающимся человеком, увлекающимся про­шлым Руси, был Николай Константинович Рерих, имя которого относится к плеяде ярких деятелей русской и мировой культу­ры. Талант Рериха был универсальным: художник, ученый, пу­тешественник. крупный общественный деятель. Рерих был ис­тинным подвижником. Огромная воля, страстное желание принести свои знания и талант на алтарь мировой цивилизации отличают весь его жизненный путь. Николай Константинович Рерих родился 27 сентября (9 октября) 1874 года в Петербурге, в семье известного нотариуса Константина Федоровича Рериха. Мать Николая Константиновича, Мария Васильевна Калашни­кова, происходила из купеческой семьи. В восьмилетнем воз­расте Рерих перешагнул порог гимназии. «Будет профессо­ром»,— сказал ее директор К.И.Май, окинув мальчика оценивающим взглядом. Проницательность старого педагога оправдалась. В гимназические годы еще более окрепла тяга Ре­риха к истории и искусству. Когда Николаю Константиновичу исполнилось девять лет, в Извару приехал известный археолог Л. Ивановский для того, чтобы провести в ее окрестностях ар­хеологические исследования. Ученому понравился пытливый гимназист, и он стал брать его на раскопки. Тайны древних времен приобрели для Николая Константиновича еще большее значение. Рано проявился литературный дар Рериха. С увлече­нием записывал он былины, предания, народные сказы. Целые тетради заполнялись собственными сочинениями. Среди них — «Месть Ольги за смерть Игоря», «Поход Игоря» и пьесы на ис­торические темы. Очерки, посвященные охоте, публиковались в журналах «Природа и охота» и «Русский охотник». Первые публикации появились, когда Рериху было пятнадцать лет.

В 1891 году друг семьи Рерихов М. Микешин впервые обратил серьезное внимание на склонности Николая Константиновича к рисованию. С этого времени начались систематические занятия живописью под руководством талантливого учителя. Уверенно и настойчиво, с поразительной работоспособностью и опти­мизмом художник продвигается к вершинам своего мастерства.

В 1900-1901 годах во время первого посещения Франции он берет уроки у известных художников Фернана Кормона и Пюви де Шаванна. По возвращении домой с новыми силами углубля­ется в изучение русской старины. Страстное увлечение архео­логией и историей во многом предопределяет сюжеты его кар­тин — древняя языческая Русь, красочные образы народного эпоса, первозданное величие еще не тронутой природы. В 1910 году Рерих пишет картину «Илья Муромец». Централь­ный образ художественный картины — великий русский бога­тырь. Исследуя традиции Древней Руси и спускаясь по истори­ческим пластам все ниже и ниже, к тем доисторическим глубинам, где еще только складывалось человеческое общество и его будущие достижения, Рерих никогда не воспринимал рус­скую культуру как нечто обособленное и изолированное. В статье «Радость искусства» он пишет, что Русь всегда представля­лась ему как «чудесный, единственный в мире край, куда по воле судьбы текут пути многих странников мира».

В 1920 году Рерихи приезжают в Америку. Работы Николая Константино­вича с огромным успехом демонстрируются в десятках городов, появляются новые сподвижники и сотрудники. Позже Рерих долгое время живет в Индии. Но художник продолжает писать картины на тему: история Древней Руси. Например, художест­венные полотна: «Богатыри проснулись» (1940), «Земля Сла­вянская» (1943). И в годы Великой Отечественной войны ху­дожник обращается к теме родной земли. Сразу же по окончании войны художник начинает хлопотать о переезде в Советский Союз. Но 13 декабря 1947 года художника не стало.

Вопросы по докладу:

Назови русских художников, писавших свои живопис­ные произведения на былинные сюжеты.

Как В.М. Васнецов работал над своей известной карти­ной «Три богатыря»?

Что привлекло И.Е. Репина в былине «Садко»?

К каким фольклорным произведениям создавал свои иллюстрации И.Я. Билибин?

Как связаны картины Н.К. Рериха с историей Древней Руси?

Категория: 7 КЛАСС | Добавил: admin (29.08.2016)
Просмотров: 55 | Теги: устные высказывания на уроках литер, доклад по литературе 7 кл, я иду на урок литературы, методический портал для учителей, уроки литературы в школе | Рейтинг: 5.0/1
» ХИМИЯ

ОТКРЫТИЕ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


ГАЛЕРЕЯ ХИМИЧЕСКИХ
   ЭЛЕМЕНТОВ


РАССКАЗЫ О МЕТАЛЛАХ

ПОЛЕЗНАЯ ХИМИЯ: ТЕОРИЯ И
   ПРАКТИКА


ЗАКОН МЕНДЕЛЕЕВА

ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ
   МАТЕРИАЛ К СЕМИНАРАМ ПО
   НЕОРГАНИЧЕСКОЙ ХИМИИ


ХИМИЯ. ЕГЭ



» АСТРОНОМИЯ

ПУТЕВОДИТЕЛЬ ПО
   АСТРОНОМИИ


ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ
   ТЕЛ


ШКОЛЬНИКАМ О КОСМОСЕ

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
    ПО АСТРОНОМИИ И НЕ
    ТОЛЬКО


ДЕНЬ И НОЧЬ.ВРЕМЕНА ГОДА

ЗАГАДКИ АСТРОНОМИИ

» В ГОСТЯХ У РЕШАЛКИНА
» ОПЫТЫ ПРОБИРКИНА

ХИМИЯ

ФИЗИКА

АСТРОНОМИЯ

БИОЛОГИЯ

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

ПОГОДА

» ВСЕЗНАЙКИН ПОДСКАЖЕТ
» ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И ПРАВО

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ ШКОЛЬНИКА
   "ГОСУДАРСТВО"


ТРЕНАЖЕР "Я - ГРАЖДАНИН
   РОССИИ". 5 КЛАСС


ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ. ГИА.
   9 КЛАСС


ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО    ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

ПРАВО. 10-11 КЛАСС

» ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

ДЕТЯМ О КУЛЬТУРЕ

АНТИЧНЫЕ МИФЫ В    ИСКУССТВЕ

РУССКАЯ НАРОДНАЯ    МИФОЛОГИЯ

КУХНЯ НАРОДОВ МИРА

» ИЗО

РУССКИЕ ЖИВОПИСЦЫ

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
   "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ
   ИСКУССТВО"


КТО ТАКИЕ ХУДОЖНИКИ-
   ПЕРЕДВИЖНИКИ?


ДАВАЙТЕ РИСОВАТЬ

ОСНОВЫ
   ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО
   ИСКУССТВА


ПРОГУЛКИ ПО
   ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕЕ

» УЧИТЕЛЬСКАЯ
» СЕМЬЯ И ШКОЛА

ТРЕНИНГ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
   ПСИХОЛОГА И ПЕДАГОГА С
   РОДИТЕЛЯМИ


100 ЗАБАВНЫХ ИГР В КРУГУ
   СЕМЬИ

» Поиск












Пан ПОЗНАВАЙКО




» Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2016 Яндекс.Метрика Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов. Зарегистрировать сайт бесплатно в каталог сайтов Яндекс цитирования Каталог сайтов и статей iLinks.RU  Каталог сайтов Bi0