Среда, 11.12.2019, 15:53

ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ [17]
ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО АСТРОНОМИИ И НЕ ТОЛЬКО [29]

Главная » Статьи » АСТРОНОМИЯ » ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ

Происхождение солнечной системы

Выяснить, как произошла солнечная система, гораздо труднее, чем установить историю возникновения звёздных систем и жизненного пути Солнца и звёзд. Причина этого состоит в том, что, кроме нашей солнечной системы, мы не можем пока еще наблюдать другие планетные системы и сравнивать их с нашей. Вероятно, около других звёзд также существуют планеты, но они пока не могут быть видны в современные телескопы. Только в самые последние годы около некоторых звёзд удалось обнаружить спутники, значительно меньшие, чем звёзды, но эти спутники всё же гораздо больше и тяжелее Юпитера — самой большой и тяжёлой из планет солнечной системы. Вероятно, эти спутники — наиболее крупные из планет, окружающих звёзды. Такого рода спутники звёзд нам в телескопы пока еще не видны, и их существование обнаружено лишь при помощи расчётов (так же, как было обнаружено существование Нептуна), по неправильностям в движении звёзд, вокруг которых спутники вращаются.

Вопрос о подробностях происхождения солнечной системы еще не вполне выяснен.

Академик В. Г. Фесенков, исследуя имеющиеся данные, полагает, что планеты должны были образоваться за счёт солнечного вещества, которое от него когда-то отделилось. Это отделение наш учёный представляет себе так.

В промежутки времени, когда один вид превращения химических элементов, дающий энергию, сменялся другим, выработка энергии прекращалась и, по законам физики, в эти периоды Солнце должно было быстро сжиматься, а это неизбежно вело к ускорению его вращения. Но мы уже говорили, что чрезмерно быстрое вращение ведёт к распаду тела. Твёрдое маховое колесо должно разорваться, а газовая звезда по расчётам должна приобрести вытянутую форму, напоминающую очень длинную грушу, после чего маленький выступ отрывается и охлаждается. Известно, что маленькое тело остывает гораздо быстрее, чем большое. Отделившийся таким образом от Солнца сгусток, застывая, превращается в планету, постепенно отдаляющуюся от Солнца, так как сила притяжения Солнца вследствие уменьшения его веса (о чем говорилось раньше) также уменьшалась. Этому же способствовало и торможение движения образовавшейся планеты тем разреженным веществом, которое тогда создавалось вокруг Солнца отделением от него мелких частиц и зародышей планет, отрывавшихся одна за другой длительное время. Значит, быстрое вращение молодых звёзд могло быть причиной образования вокруг них планетных систем, которых во вселенной должно быть бесконечно много.

Другие учёные, например академик О. Ю. Шмидт, считают, что солнечная система образовалась в результате прохождения нашего Солнца через огромное облако, состоявшее из пыли и мелких камешков. Мы уже говорили о том, что во вселенной существуют такого рода пылевые туманности; они в большом числе разбросаны среди звёзд в мировом пространстве. Проходя через такое облако, Солнце увлекло за собой множество мелких камешков, которые стали обращаться вокруг него почти в одной и той же плоскости. Более крупные камешки притягивали к себе мелкие или просто сталкивались с ними. Таким образом, происходил рост небольших небесных тел — будущих планет. Другими словами, образование планет было похоже на образование снежного кома, на который всё время налипают новые и новые частицы. Столкновение частиц и происходящие в них явления радиоактивности вели к разогреванию образующихся планет, вследствие чего тяжёлые элементы опустились к центру. Эта гипотеза происхождения солнечной системы была научно разработана в Советском Союзе в 1944 г.

Представляет интерес работа ленинградских учёных А. И. Лебединского и Л. Э. Гуревича, напечатанная в 1950 г. По их расчётам, облако частиц, окружавших Солнце, по какой бы то ни было причине (то ли путём захвата их при прохождении Солнца сквозь пылевое облако, то ли путём распыления собственного вещества Солнца) должно было собраться в комки таких размеров, как планеты, и на тех самых расстояниях от него, на каких мы их находим.

Советские учёные, овладевая методом диалектического материализма, изживают из астрономической науки идеализм, изгоняя тем самым всякие случайности, лежащие в основе некоторых гипотез о происхождении солнечной системы. Наука — враг чистых случайностей. Больше чем когда-либо, закон сохранения материи служит надёжнейшим путеводителем при раскрытии тайн природы. Марксистская теория о происхождении солнечной системы строится не на счастливых случайностях, а на раскрытии строжайших, присущих природе закономерностей. Опираясь на диалектический материализм, советские астрономы могут многое научно предвидеть и создать строго научную теорию о происхождении солнечной системы и Земли. Жизнь на планетах и вообще во вселенной не может быть редким и случайным явлением, а поэтому и возникновение планет должно быть необходимостью.

Категория: ПРОИСХОЖДЕНИЕ НЕБЕСНЫХ ТЕЛ | Добавил: admin (02.11.2014)