logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цель: познакомить детей с творчеством Владислава Крапивина; на примере повести "Тень Каравеллы” показать мировосприятие автора через образ мечты.

Задачи:

Углублять формирование навыка выразительного чтения, чтения по ролям, аналитического чтения, работы со словарём; способствовать развитию навыка лексического и литературоведческого анализа текста, навыка художественного пересказа, сценирования фрагмента текста.

Развивать творческие способности, воображение, память, способность действовать в социуме с учётом мнений других людей, способность быть толерантным, вступать в общение, чтобы быть понятым.

Содействовать воспитанию доброты, честности, неравнодушия, любви к ближним.

Воспитывать любовь к чтению, формировать интерес детей к истории родного города, к его людям, способствовать формированию круга читательских интересов обучающихся.

Оборудование: Мультимедийный проектор, С D-проигрыватель, физическая карта полушарий, толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, тексты из произведения "Тень Каравеллы” для каждого ребенка, пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка, бельевая веревка, стеклянная бутыль с пробкой.

План занятия.

I. Организационный момент.
II. Введение в занятие. "Я писал про себя и про мальчиков нашего города”
III. Путешествие за мечтой

1) Словарная работа;
2) Аналитическое чтение фрагмента текста;
3) "Мой крылатый кораблик”;
4) "Узы дружбы самые крепкие”.

IV. Выводы по уроку.

- Узы дружбы самые крепкие?
- О чём я мечтаю?

 

Ход занятия

 

№ этапа

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I этап.

Организационный момент.

II этап.

Введение в тему занятия.

III этап. Путешествие за мечтой.

1. Словарная работа.


2. Аналитическое чтение фрагмента текста.

3. "Мой крылатый кораблик”.

4. "Узы дружбы самые крепкие.

IV этап.

Итог занятия, выводы.

Учитель приветствует детей.

- Ребята, давайте наше занятие начнём с книжной полки. Мы с вами собрали здесь книги Владислава Крапивина, которые прочли.

Эту книгу "Трое с площади Карронад” давно, когда я была чуть старше вас, я получила в подарок от мамы.

Рома, какую книгу принёс ты?
Маша, скажи, какую книгу принесла ты?

- Сегодня ребята я приглашаю вас в путешествие.
- А как вы понимаете это слово? Что значит путешествовать?

Сравните свое объяснение с толкованием этого слова в толковом словаре ПУТЕШЕСТВИЕ, я, ср. 1.Поездка (реже – передвижение пешком), обычно куда-нибудь далеко за пределы родной местности, постоянного местопребывания.

- Вы, верно, понимаете это слово.
- Как вы думаете, почему люди путешествуют, для чего?

Вот сегодня мы и отправимся в путешествие с таким же мальчиком, как вы, вслед за его мечтою.

Главный герой повести "Тень Каравеллы” когда-то, давно, в послевоенное время, жил в нашем городе. Его имя Влад. Ему 7 лет.

Сейчас я вам прочту фрагмент повести, а вы карандашом в тексте отметьте незнакомые слова и попытайтесь ответить на вопрос: "Как относится Влад к миру, в котором живёт?”

Чтение учителем отрывка из повести "Тень Каравеллы”:

"Мир, в котором жили мы, был устроен удобно и просто. В середине его стоял наш длинный двухквартирный дом, который назывался флигель. По сторонам, в разных концах заросшего двора, находились другие постройки: бревенчатый сарай с сеновалом, двухэтажный дом с каменным низом, скрипучая, кривая голубятня и кирпичный магазинчик, окруженный забором из неструганых горбылей”.

- Встретились ли непонятные слова в тексте?

Учитель объясняет детям значения слов.

Заросший двор – двор, который зарос травой, кустами, неухоженный;
Горбыли – необработанные доски;
Голубятня – помещение для домашних голубей;
Флигель – дом во дворе здания;
Бревенчатый – сделанный из бревен;
Сеновал – помещение для хранения сена.

- Как относится Влад к миру, в котором живёт?
- Да, далее в повести читаем: "Видите, как всё здорово было устроено”.
- Как появилась у Владика мечта?

Найдите в тексте подтверждение этим словам.

- О чём мечтал главный герой повести?

- Прошло немного времени – Влад собирался поступать учиться в школу. Его ждали новые интересы, трудности, задания, как у любого первоклассника. Но, тем не менее, в его жизни появилась красивая мечта, не похожая, ни на какие другие.

Чтение учителем в паре с учеником отрывка из повести "Тень Каравеллы”:

"А тополь цвел. И видимо, в этом белом кружении под безоблачным небом лета прозвучал для меня впервые голос синих пространств. Голос, который делает из мальчишек моряков, поэтов и путешественников”.

- Какой прием использовал автор, описывая летнее безоблачное небо? С чем он его сравнивает?

- Почему герой мечтает именно о крылатом кораблике? Чем он особенный?

- Я предлагаю вам смастерить "крылатый” кораблик. Вместо глины мы возьмём пластилин, вместо сухих стрекозиных крыльев – бумагу.

Сначала мальчик мечтает полетать в тополиной метели, а потом, из рассказов Павлика узнаёт о море. И два цвета – синий и белый – становятся связанными с мыслями о море, " а в синие летние дни впервые задела крылом Павлика и меня Тень Каравеллы”. У мечты появляется имя.

- Как вы думаете, осуществил ли свою мечту мальчик?

- В действительности, мечтая о море и никогда не видя его, может человек построить корабль и путешествовать на нем?

Сейчас Никита и Данил попробуют в инсценировке показать чувства ребят, мечтающих отправиться в дальние страны.

Н: Карта и каравелла появились у нас почти в одно время. Карта – на сутки раньше…

…Павлик тем временем гордо поднял жерди, тряхнул их, и предо мной с треском развернулась карта полушарий.

Со сдержанным торжеством Павлик сказал:

Д: Во! Видал?

Н: Я оглушено молчал. Первое впечатление было такое, словно непонятный великанище глянул на меня в синий бинокль.

Потом почудилось мне в карте что-то знакомое. Конечно, таких больших карт я раньше не видел, но все равно знакомое в ней было. Она была синяя и белая.

Учитель: Два синих круга на белом поле. Желто-зеленые материки с темными жилками рек лишь чуть-чуть вносили пестроту...

Д: …Кораблик был нарисован на бумаге, вырезан и держался на маленькой подставке. То есть мне сначала показалось, что он нарисован, а потом я разглядел, что это печатная картинка.

Были у кораблика круглые борта, высокая узорчатая корма, туго надутые паруса разных размеров и форм. Самый маленький парус пристроился под задорно вздернутым бушпритом.

Удивительный был кораблик – весь наполненный ветром. Павлик ласково сказал:

- Каравелла… Вот она какая.

Так появилась у нас каравелла…

Какой представилась герою карта?

Какие чувства вызвали карта и каравелла у ребят?

В этой удивительной повести ребята - Влад и Павлик, находят ответы на очень трудные вопросы, а сможете ли вы ответить на них?

На карте полушарий "намечен” маршрут "путешествия”. Найдите соответствующие толкования морских терминов (выдержки из толкового словаря) на карточках, расположенных на стенах класса. 1ряд "путешествует” к Америке, 2 ряд "путешествует” к Африке, 3 ряд – Евразии.

Каравелла – в XIII-XVII вв. морское парусное 3-х или 4-х мачтовое судно с одной палубой, высокими бортами и надстройками в носовой и кормовой части.

Бриг – военный 2-мачтовый корабль, предназначенный для разведывательной, крейсерской и посыльной службы. Вооружался 10-24 орудиями, обладал хорошими мореходными и маневренными качествами.

Бригантина – от французского"briganol" - разбойник) - 2-мачтовое парусное судно ХVII-ХIХ вв.

Мачта – вертикальное рангоутное дерево. Мачты используются для установки парусов, грузовых стрел, приборов сигнализации и связи, для подъема флажных сигналов и т. д.

Шхуна (от английского "schooner" – шхуна) – парусное судно, имеющее 2 и более мачты с косыми (треугольными) парусами. Использовались как посыльные суда. Шхуны русского флота имели водоизмещение 100-800 т. Вооружение до 16 орудий.

Экипаж – 1) Личный состав судна. Разделялся на офицеров и команду. 2) Береговая воинская часть, входящая в состав флота

Матрос (англ. – seamen) – лицо из состава верхней команды на судне.

- Прочитайте вслух правильное толкование морских терминов. Какие из них вызвали у вас затруднения?

- Какой учебный предмет помог вам преодолеть их?

В действительности этот мальчик Влад- Владислав Крапивин, писатель, который родился и вырос в нашем городе, написал повесть "Тень Каравеллы” о своем детстве и детстве таких же мальчишек.

В повести писатель рассказывает нам о детских мечтах своего героя Влада. Он, действительно не видя моря, мечтал построить настоящий корабль. Позже, будучи взрослым, сам писатель осуществил свою мечту. В его жизни появились и корабли, которые могли "ходить” под парусами, и команда матросов, состоящая из таких же, как он сам когда-то подростков. А сам он принял звание "командор” для своей команды. А начало всему положила та самая красивая мечта в детстве.

- Как вы думаете: без чего мечта остается только мечтой и никогда не сбывается?

Действительно путешествие без труда и знаний не принесет успеха. Поэтому я вам предлагаю, сегодня сделать первый шаг к познанию морского дела и научиться завязывать морской узел.

- Как вы думаете, где применяются такие узлы в жизни?

- Осваивая такелажное мастерство, ребята не только постигали очень сложное дело, но между ними развивалась взаимовыручка, зарождалась и крепла дружба.

Недаром в народе говорят, что узы дружбы самые крепкие.

- Как вы думаете, Владик и Павлик сохранили свою дружбу, став взрослыми? Почему сохраняется дружба между людьми на долгие годы? Приведите примеры из личного опыта

- Кому из вас захотелось прочитать повесть до конца?
- Чему учит автор в своем произведении?
- А кто заинтересовался рассказами или фантастическими сказками Владислава Крапивина?

Для того чтобы познакомиться ближе с его произведениями, его творчеством можно посетить сайт Владислава Крапивина в интернете, где автор сам рассказывает о себе и своей жизни, а также начинать читать его книги.

- Как вы считаете, дружба, возникшая в детстве, может сохраниться на долгие годы?
- О чем мечтаете вы сейчас?

Каждый читатель, сопереживая героям произведения, учится дружить, мечтать,потому, что без мечты грустно, неинтересно жить. Владислав Крапивин написал стихи к песне "Синий краб”. Необыкновенное чудо, каким и был синий краб, удивляло ребят, и они верили, что он действительно существует. Так и самая необыкновенная красивая мечта, если верить в нее, всегда сбудется. Я предлагаю вам послушать эту песню и по старому морскому обычаю поместить в бутылку свои записочки, а через 10, а может быть и через 20 лет, их откроем и прочитаем. Только одно условие- каждый записывает свою самую красивую мечту.

Дети вместе с учителем у книжной выставки. Они рассказывают, какими книгами пополнили выставку.

Ответы детей:

Путешествовать, значит поехать куда-нибудь;

Можно было пойти в поход в лес, или на речку;

Можно было бы полететь на самолете в другой город или страну, или поехать на машине с родителями в другой город

Работа с толковым словарём

С.И. Ожегова

- Для того, что бы увидеть новые места, страны. Чтобы узнать много нового.

Ребята следят за учителем по тексту, отмечая незнакомые слова.


- Флигель;
- Заросшего;
- Горбыль;
- Голубятня;
- Бревенчатый;
- Сеновал.

- Ему нравится этот мир, он говорит, что он устроен "удобно и просто”.
- Она появилась вдруг.
- Он не знал, как это случилось.


Чтение фрагмента текста учеником:

"Я не думал тогда ни о парусах, ни о море. Но в один из таких дней захотелось мне сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони. Не самолет, а именно кораблик с крыльями. Вроде того корабля, который я видел в фильме "Золотой ключик”.

Ему "захотелось сделать крылатый кораблик, чтобы летать в тополиной метели, держа его на ладони

- Голос синих пространств – метафора.
- Сравнение с бескрайними просторами моря.
- Крылья, как паруса, которые надуваясь ветром, могут унести героя далеко… .
- Паруса похожи на крылья.

Звучит фоном СD запись "звуки моря”

Практическая работа детей, создание парусника (материал: пластилин, бумага, деревянная заостренная палочка).

- Ответы детей.

- Может, если он будет не просто мечтать, но и читать различные книги по этой теме.

Сценирование отрывка из повести "Тень Каравеллы” учениками класса (два человека – Влад, Павлик)

- Карта представилась Владику огромным великаном, в синем и белом цвете.

- У ребят возникли чувства восхищения, желание путешествовать по морям.

..

С прямыми парусами на передней мачте и косыми (треугольными) на задней мачте. Вооружение: 6-8 пушек. Использовался для разведывательной и посыльной службы, а также для перевозки войск и грузов в прибрежных районах.

.

-

Ответы детей.

- Знания окружающего мира, английского языка.
- Без желания трудится, без упорства, без знаний.

Практическая работа по освоению навыка завязывания узлов под руководством учителя.

- При связывании канатов для крепления парусов, для перевязывания грузов и т.д.

- Да, сохранили; они могли в будущем встретиться и дружить дальше.

- Ответы детей.
- Учит быть добрыми, дружить, мечтать.

- Да дружба может быть очень крепкой.

- У моего папы есть друг детства, с которым он дружит до сих пор.

- Если друг хороший, то с ним можно дружить всегда.

Звучит мелодия "Синий краб” (Музыка и исполнение Григорий Рейхтман).
Ребята помещают свои записочки в бутыль, и происходит совместное закупоривание.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.