logo
 

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА

РУССКИЙ ЯЗЫК

Цели:

рассмотреть понятия: уважение, эмиграция, люди с ограниченными возможностями, милосердие;

продолжить работу над формированием умений работать в парах, группах, анализировать ситуацию; развивать творческие способности; обогащать словарный запас;

воспитывать милосердие, толерантность, уважение к людям.

Оборудование:

магнитофон,

грамзапись песни Д.Тухманова "Родина моя",

детские портреты (нарисованные учениками),

карточки с мини-сочинениями "Загадка про меня",

рабочие тетради, словари С.И. Ожегова,

карточки с заданиями для групп.

Основные понятия (таблички на доске):

уважение

эмиграция

люди с ограниченными возможностями

милосердие

"Люди отличаются друг от друга, 
как отличаются родственные языки - 
всё почти то же, и всё почти неузнаваемо".

Александр Круглов

Структура занятия

 

Этапы

Формы и методы

Ожидаемые результаты

1. Мотивация и постановка проблемы

Работа с текстом песни Д. Тухманова "Родина моя". Беседа.

У учащихся появляется желание обсуждать проблемы занятия, они показывают умения отвечать на вопросы.

2. Работа с основными понятиями

Работа с таблицей рабочей тетради. Беседа.

Учащиеся рассматривают понятия: "милосердие", "уважение", "люди с ограниченными возможностями", "эмиграция", "показывают умения заполнять таблицу, вести беседу.

3. Изучение основной проблемы

Игра "Кто я", игра "Сходства и различия", анализ ситуации, работа в группах, парах

Учащиеся показывают умения соблюдать правила игры, анализировать ситуацию, работать в группах, парах, отвечать на вопросы.

4. Закрепление пройденного материала

Беседа. Составление синквейна.

Учащиеся показывают умения применять полученные знания, высказывать свою точку зрения.

5. Подведение итогов. Домашнее задание

Беседа.

Учащиеся показывают умения делать выводы.

Ход урока

1. Мотивация и постановка проблемы

Звучит песня Д. Тухманова на слова Р. Рождественского "Родина моя". Припев песни записан на доске:

Я, ты, он, она -
Вместе - целая страна,
Вместе дружная семья,
В слове "мы" - сто тысяч "я", -
Большеглазых, озорных,
Чёрных, рыжих и льняных,
Грустных и весёлых
В городах и сёлах.

- О чём эта песня?

- Кто проживает в этой стране? (Я, ты, он, она, т. е. мы)

- Какие мы? (Нас окружает множество людей. Все люди разные: кто-то весёлый, жизнерадостный, кто-то замкнутый и неразговорчивый, кто-то любит читать книги, а кто-то предпочитает смотреть телевизор, кто-то вяжет, а кто-то усиленно занимается спортом. Есть у людей и другие отличия: цвет волос, глаз, возраст и др.)

- Обратите внимание на название темы нашего занятия (открывается запись на доске: Да, мы разные, но все мы - люди!)

- Как вы думаете, о чём пойдет речь на нашем занятии? (ответы детей)

- Действительно речь будет идти о том, что объединяет людей и какие у них есть различия.

2. Работа с понятиями.

а). Вопросы для обсуждения в группах:

- Как нужно относиться ко всем людям? (С уважением.)

- Что мы должны уважать в людях?

- Что такое уважение? (табличка со словом вывешивается на доску)

После обсуждения:

- Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова.

Уважение - почтительное отношение, основанное на признании чьих-нибудь достоинств.

- За какие качества, по вашему мнению, человек достоин уважения, а за какие нет?

б). Инсценировка басни С.Михалкова "Аисты и лягушки".

АВТОР. - Поспорила Лягушка с Аистом:

Л. - Кто красивее?

А. - Я! Посмотри, какие у меня красивые ноги!

Л. - Зато у меня их четыре, а у тебя только две!

А. - Да, у меня только две ноги, но они у меня длинные!

Л. - А я квакать умею, а ты нет!

А. - А я летаю, а ты только прыгаешь!

Л. - Летаешь, а нырять не можешь!

А. - А у меня есть клюв!

Л. - Подумаешь, клюв! На что он нужен?!

А. - А вот на что!

АВТОР. - Рассердился Аист и : проглотил Лягушку.

Не зря говорят, что аисты глотают лягушек, чтобы понапрасну с ними не спорить.

- За что Аист проглотил Лягушку?

- За что не уважают людей, похожих на Лягушку из этой басни?

в). Заполнение таблиц (работа в группах).

- Сейчас я предлагаю вам заполнить таблицу "Качества человека". Работу выполняют все группы. В левую часть таблицы вы должны вписать качества человека, достойные уважения. В правую часть таблицы - качества, которые люди не уважают.

Таблица "Качества человека" может выглядеть следующим образом:

Качества человека, достойные уважения

Качества, которые люди не уважают

честность

лживость

доброта

злость

отзывчивость

жестокость

доброжелательность

грубость

вежливость

невежество

общительность

трусость

смелость

зависть

- Напишите на отдельных листках те качества, от которых вы хотели бы избавиться (желающие зачитывают).

3. Изучение основной проблемы "Я и мы".

Вопросы для обсуждения в группах:

- Что такое "Я"?

- Чем моё "Я" отличается от другого "Я"?

- Наша доска украшена вашими портретами, которые вы сами рисовали к занятию. Вы хорошо справились с работой. Я узнала каждого из вас. Почему? (У каждого из людей своя внешность, одежда, половые различия).

а). Игра "Кто я?".

Накануне я попросила вас написать загадку о себе - 6 предложений: 3 с указанием достоинств, а 3 с указанием недостатков. Ваши загадки о себе лежат в этой вазе. Я предлагаю одному человеку от каждой группы вытащить из вазы по одной загадке и зачитать их. Попробуйте угадать, о ком написана загадка.

- Почему вы смогли отгадать, о ком идёт речь?

(Если какая-либо загадка осталась неразгаданной, спрашиваю, почему это произошло).

- Что такое "Мы"?

- В каком коллективе может находиться ваше "Я"?

- Да, действительно, "Мы" - это коллектив, состоящий из отдельных "Я". "Я" - это личность, индивидуальность.

- Я могу находиться в различных коллективах: семье, классе, спортивной секции.

Каждый из нас может сказать о себе: "Я - школьник, я - житель своего города, я - житель России, россиянин, я - житель Земли, землянин". Всех жителей Земли, а нас свыше 4 млрд. человек, объединяет много общего. Мы похожи и не похожи друг на друга.

б). Игра "Сходства и различия" (работа в парах).

Ученики разбиваются на пары. Каждая пара должна выбрать 4 общие характеристики, которые есть в этой паре у обоих учащихся, а затем 4 характеристики, которыми они отличаются.

- Какие сходства и различия вы определили?

- Что для вас было сложнее: найти сходства или различия?

Выводы детей:

- Люди имеют много общего, они похожи друг на друга. Но в то же время каждый человек по-своему уникален. Лицо, голос, фигура, походка, характер, интересы, образ жизни - все это и многое другое отличает человека от других людей.

в). Анализ ситуаций.

- Всегда ли мы с должным уважением относимся друг к другу, если человек имеет иные отличия от нас? Для каждой группы на столе лежат задания - проблемы. У вас есть время ознакомиться с ними и приготовиться к обсуждению.

1 группа. Ситуация: Многие люди уезжали и уезжают в другие страны, эмигрируют. Среди них много ученых, врачей, художников, писателей и др. Делают они это по разным причинам. В эмиграции могут находиться и простые граждане.

Что такое эмиграция?

(представители 1 группы объясняют значение слова с помощью словаря)

Эмиграция - добровольное или вынужденное переселение из своего отечества в другую страну. (Табличка со словом крепится на доске)

- Скажите, ребята, среди ваших знакомых есть эмигранты?

- А в нашем классе? (Бадалян Ашхен. Она приехала из Армении).

- А как вы думаете, тяжело таким людям привыкнуть к новому месту жительства? Находить себе новых друзей? Почему?

- А как мы можем поддержать таких людей? (Поддержать можно добрым словом, уважением, дружбой).

- Детям легче всего найти общий язык в игре.

- Давайте научим Ашхен русской народной игре.

Физпауза.

Русская народная игра "Меланья".

Одному игроку предлагается выйти за дверь, остальные договариваются о движении, которое покажут "Меланье". Хором зовут:

- Меланья!

Входит игрок(Меланья):

- Что, детушки!

- Заходи, Меланья, погляди, что расскажем, что покажем, нипочем не догадаешься!

Говорят (или поют) хором:

- У Меланьи, у старушки,
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей, 
Все без бровей,
Вот с такими-то ушами,
Вот с такими-то носами,
Вот с такой головой,
Вот с такой бородой,
Они не пили, не ели,
На Меланью все глядели,
И все делали
Вот так!

Дети показывают движение, о котором договаривались: вязали, плясали, месили тесто, рубили и т.д. Меланья должна отгадать, что изображают дети.

 Вывод: люди отличаются не только цветом глаз, волос, своими увлечениями, но и национальностью. Независимо от национальности ко всем людям нужно проявлять чуткость и внимание.

2 группаСитуация:

Мы попали в школу: Здесь бушует многоголосая жизнь:

- Бык! Постой, Бык! Ну подожди!

- Привет, Ходуля!

- Отстань, Рыжий! Кому сказано!

- Косой, шапку забыл!

- Толстый, ну Толстенький, дай задачку списать!

Нам вдруг начинает казаться, что попали мы в недобрую сказку, где живут некрасивые звери и вещи, и разговаривают они детскими голосами. Нет, не сказка! Обыкновенный школьный коридор. Перемена тоже обыкновенная, с "великим переселением" из кабинета в кабинет.

- В чём же тут дело? (представители 2 группы объясняют, что посетители школы услышали в общении детей клички, которые им дали товарищи).

- Оказалось, что Бык-просто Быков; Ходуля-высокий мальчишка; забывший шапку Косой-Серёжа Зайцев.

- Неужели, ребятам нравится, когда коверкают их имена? (Нет, не нравится. Но чужая фамилия нередко становится предметом насмешек).

- Ребята, вы нашли решение проблемы?

Представители 2 группы читают стихотворение С. Михалкова "Смешная фамилия":

Каких фамилий только нет: 
Пятёркин, Двойкин, Супов, 
Слюнтяев, Тряпкин-Дармоед, 
Пупков и Перепупов!

В фамилиях различных лиц, 
Порою нам знакомых, 
Звучат названья рыб и птиц, 
Зверей и насекомых!

             

Но может некий Комаров
Иметь характер львиный,
А некий Барсов или Львов -
Умишко комариный.

А Грибоедов, Пирогов
Прославились навеки!
И вывод, стало быть, таков:
Всё дело не в фамилии, а в человеке!

 Коллективное обсуждение.

Выводы: не фамилия красит человека, а человек фамилию. Воспитанный человек никогда не будет переиначивать чужие имена и фамилии, тем более давать прозвища и клички.

- Можно ли смеяться над людьми худыми, полными, с веснушками, больными, в очках?

-Вы правы, нельзя ни в коем случае. Ведь главное: А что главное в человеке? (Чтобы у человека было доброе сердце, чтобы он был трудолюбив, честен. А всё остальное - лишь внешний облик человека.

- Пришло время выслушать следующую группу.

 3 группа. Ситуация: Стихотворение С. Михалкова "Хорошие товарищи"

 

Мальчик Миша мается - 
Миша заикается. 
Как другие - чисто, ясно - 
Он не может говорить. 
И просить его напрасно 
То, что скажет, повторить.   
Нелегко ему даются 
Все слова на букву К, 
Но ребята не смеются -

          

Дружба классная крепка:
Ты, Мишутка, не теряйся!
Ты с других пример бери!
Молча с духом собирайся
И смелее говори!
Миша выговорит слово,
А другого не видать:
Но товарищи готовы,
Если нужно, подождать!

- Чему можно научиться у ребят этого класса? (Представители 3 группы объясняют, что у ребят этого класса можно учиться умению дружить.)

Выводы:

- Как вы относитесь к одноклассникам Миши? (Уважительно. Если вовремя не поддержать человека, то это может закончиться комплексом неполноценности)

4 группа. Ситуация: Есть люди, которые отличаются от нас с вами своими физическими и умственными возможностями. Они у них в силу разных причин ограничены. Они могут не видеть, не слышать, с трудом передвигаться. Кто-то родился, кто-то пострадал в результате несчастного случая. Это инвалиды или люди с ограниченными возможностями.

- Как с вашей точки зрения, лучше (тактичнее, человечнее, гуманнее) называть людей с умственными и физическими недостатками - инвалидами или людьми с ограниченными возможностями? Объясните свой выбор.

Что такое милосердие? Воспользуйтесь словарём.

Представители 4 группы объясняют:

- Гуманнее, человечнее называть людей с физическими и умственными недостатками людьми с ограниченными возможностями (на доске табличка с понятием)

- Ребята, в ряде стран вообще не принято употреблять слово "инвалид", чтобы не обидеть, не травмировать лишний раз и так обиженных природой или судьбой людей. К таким людям надо относиться с милосердием.

- Что такое милосердие? Представители 4 группы:

Милосердие - это сочувствие, готовность помочь другим людям (С.И. Ожегов, упрощенное определение).

Обсуждение ситуации:

"Вспомните, что в прошлом учебном году к нам в класс пришёл новый ученик. Он проучился с нами 1 год. Его звали Вася. Вы были смущены появлением Васи. Дело в том, что он - инвалид. Как выяснилось потом, он был инвалидом с рождения. Вася с трудом передвигался на ногах. Вы не сразу восприняли его, как обыкновенного человека и немножко сторонились его.

- Почему вы так повели себя по отношению к Васе?

- Кому было сложнее в этой ситуации: Васе, который попал в новый класс, или одноклассникам, которые впервые встретили мальчика с ограниченными возможностями?

- Как вы думаете, что больше всего обижает таких детей?

- Какого они хотят к себе отношения?

- Если вы не знаете, как вести себя с такими детьми, к кому бы вы могли обратиться за помощью?

Выводы: мы смутились, потому что у нас не было опыта общения с ребятами с ограниченными возможностями, и мы не знали, как правильно вести себя в этой ситуации. Но Васе было сложнее, так как он понимал, что может столкнуться с различным отношением к себе. Таких детей обижает грубое, несправедливое отношение, но они также не любят, когда их жалеют, они ведь думают, чувствуют, как любой другой человек, а иногда даже глубже. Эти ребята хотят, чтобы к ним относились как к равным.

- Ребята, если вы не знаете, как вести себя с такими детьми, то нужно спросить совета у взрослых: учителя, родителей. Но я очень рада, что у нас такой проблемы не было. Вася быстро влился в наш коллектив.

4. Закрепление пройденного материала.

Необходимо вновь обратить внимание школьников на тему занятия.

- Как теперь вы понимаете тему нашего занятия "Да, мы разные, но все мы - люди!"?

- Чем люди похожи и чем они отличаются друг от друга?

- Как нужно относиться к другим людям?

- А сейчас в своих тетрадях напишите синквейн на тему "Люди".

5. Итог урока.

1)Учащиеся делают выводы:

- Все люди разные. Но независимо от цвета глаз, волос, кожи, национальности, состояния здоровья человек заслуживает доброго, чуткого, внимательного отношения и уважения уже потому, что он человек, личность. Поэтому главное в отношениях между людьми - человечность.

2) Зачитывают синквейны (по желанию).

 

Пример синквейнов:

Люди

Люди

Разные, внимательные. 
Любят, заботятся, дружат. 
Люди творят добро на Земле.      
Уважение.

Стрельцов В.

Красивые, умные.
Учат, воспитывают, прощают.
Главное в отношениях - человечность.
Жизнь.

Мухина П.

 

- Ребята, вы сегодня убедились, что главное в отношениях между людьми - человечность. Наше занятие я хотела бы закончить словами стихотворения Эммы Мошковской:

Человек бесчеловечный:
Даже и не верится.
Крокодил бескрокодильный
Пусть уж лучше встретится!
Он невинный, безобидный,
Крокодил бескрокодильный,
Но опасен бессердечный
Человек бесчеловечный!

- А Сомневайкин напоминает вам о дереве знаний в вашей тетради. Каким цветом вы раскрасите новый листик? Помните:

Зелёный - нужно относиться к людям с уважением;

Жёлтый - уважать людей необязательно;

Красный - не надо уважать людей.

 

Калькулятор расчета монолитного плитного фундамента тут obystroy.com
Как снять комнату в коммунальной квартире здесь
Дренажная система водоотвода вокруг фундамента - stroidom-shop.ru

Поиск

МАТЕМАТИКА

 
 

Блок "Поделиться"

 

 

Яндекс.Метрика Top.Mail.Ru

Copyright © 2021 High School Rights Reserved.